Газовая война с Россией развернула Туркменистан в сторону УкраиныУкраина получила шанс вернуться в Туркменистан. 31 марта этого года, впервые за шесть лет начала работу межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Ашхабадом и Киевом. За эти годы товарооборот между двумя государствами рухнул с с $4,3 млрд. до $359 млн. То есть почти в 12 раз.
Украинская делегация во главе с вице-премьером Андреем Клюевым вернулась домой с неплохими перспективами участия Украины в газовых проектах континентального масштаба. Но важнее всего - сам факт восстановления отношений с государством, ключевым для Украины с точки зрения энергетической безопасности.
Уже сегодня, туркмены проявили интерес к украинским газокомпрессорам и трубам большого диаметра, необходимых для строительства газопровода «Восток - Запад», который должен соединить побережье Каспийского моря с месторождениями Осман и Южный Иолотань. Кроме того, в 2012 году есть шанс для украинских производителей строительной техники и оборудования линейных газопроводов.
Но самое главное, Киев опять получил шанс на прямые поставки туркменского газа, как это было в минувшие годы, что позволит иметь в поставщиках не только российскую монополию. Для начала, немного предыстории – как Украина теряла Туркменистан и почему теперь приходится бороться за возвращение туда, где не так давно наши позиции были очень крепки
Калоши и «туркменские демократы»Охлаждение отношений и свертывание экономического сотрудничества началось после победы Оранжевой революции, хотя многие факторы имеют более давнюю историю и почти все они на совести Киева. Здесь и проведение в Киеве пресс-конференции туркменских оппозиционеров, объявленных Туркменбаши в международный розыск. Приезд оппозиционеров был организован то ли по скудоумию, то ли по злому умыслу нынешним нардепом-оппозиционером из группы «Народная Самооборона» Олесем Донием. Украинские СМИ активно писали тогда о стоявшим за Донием Николае Рудьковском и даже ФСБ. Ведь единственной выигравшей стороной в конфликте стала Россия имевшая целью монопольно замкнуть на себя поставки туркменского газа в Европу и лишить Украину альтернативного источника газа.
Впрочем, история с оппозиционерами стала лишь последней каплей. До этого Украина уже успела надоесть туркменам своей непунктуальность и не совсем чистоплотностью в выполнении своих обязательств. На официальном сайте Партии Регионов до сих пор можно обнаружить интервью 2005 года с Василием Горбалем, который восхищается тем, какой «молодец» бывший глава «Нафтогаза» Игорь Бакай, в частности вот такой пассаж: «Бакаю вменяли в вину, что он, взамен за газ, поставлял в Туркменистан калоши. Но если разобраться, то он молодец - он сумел поставлять туда абсолютно ненужные туркменам калоши! Потом, когда в Украине раскрутили эту историю, туркмены оскорбились, что и не удивительно. Но это же работало, как бы смешно и абсурдно это не выглядело! Мы получали газ, а туда иногда отправляли не совсем нужную туркменам продукцию!»
Нужно ли удивляться, что после этого торговый оборот Украины со среднеазиатской страной рухнул более, чем в 10 раз
Московско-ашхабадские заморозки Всем этим не преминула воспользоваться
Москва, которая выкупила туркменский газ и пользуясь тем, что этот газ был замкнут на газотранспортную систему, построенную при СССР и ориентированную в западном направлении, практически диктовала
Ашхабаду объемы поставок газа и цены. Однако, ввод в действие газопровода «Туркменистан-Китай» и общая ситуация на газовом рынке, связанная с экономическим кризисом, «сланцевой революцией» и потоком сжиженного газа, хлынувшим из Катара в Европу кардинально изменили ситуацию на газовом рынке Европы. Туркменский газ, который
Москва зафрахтовала по высоким докризисным ценам, стал для нее серьезной проблемой – Европа уже не хотела покупать его по старым ценам и в старом объеме.
Россия просто не знала, что делать с этим газом и здесь как нельзя вовремя на территории Узбекистана в апреле 2009 прогремел взрыв на газопроводе «Средняя Азия—Центр», по которому и шли поставки в РФ.
После этого произошел взрыв в отношениях между Ашхабадом и Москвой – Туркменистан открыто обвинил во взрыве Москву, которая резко сократила объемы отбираемого туркменского природного газа.
А после перехода Туркменистана в 2009 году на европейскую формулу цены, «Газпром» в 2010 году оплатил только 28,8 млрд. м3 газа. Хотя планировалось 31,7 млрд. м3. Для сравнения: поставки 2006 года равнялись 54 млрд. м3. Эта тенденция сохранилась и в 2011 году: в первом квартале этого года РФ получила только 4,9 млрд. м3 вместо 6,7 млрд. м3. Эти данные, которые «Газпром» считает коммерческой тайной строгой отчетности, Ашхабад обнародовал как раз на заседании украинско-туркменской комиссии.
Так же негодование туркменской стороны вызвали и обвинения со стороны Российской Федерации в том, что Ашхабад фальсифицирует данные о гигантских запасах газа в месторождениях Осман и Южный Иолотань, хотя результаты аудита этих месторождений, подтвердившие наличие 14 триллионов кубометров газа, признали большинство стран производителей нефти и газа.
После этого, Ашхабад исключил Россию из участия в строительства уже упомянутого газопровода «Восток-Запад», хотя изначально предполагалось, что именно «Газпром» и российские строительные компании его и построят - в
Москве уже готовились к окончательному подписанию договора. Кроме того, туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов скептически отнесся к желанию Кремля приобрести часть акций консорциума, который будет строить трансазиатский афгано-пакистанско-индийского газопровод TAPI. Хотя здесь перспективы такого масштабного проекта далеко не ясны – ведь его придется прокладывать по бесконечно воюющему Афганистану.
В придачу ко всему, Ашхабад нанес удар и по другим «негазовым» направлениям – из Туркменистана выдворили российского оператора мобильной связи МТС, при этом его имущество стоимостью более $300 млн. было реквизировано.
Возможность говорить с позиции силы, власти Туркменистана получили после выхода на китайский рынок, (а в перспективе газопровод может быть продолжен до Японии) и завершения международной процедуры общественных экологических слушаний, посвященных подводному Транскаспийскому газопроводу, который соединит Туркменистан и Азербайджан. После его строительства на рынки Европы (прежде всего южной и центральной) в год сможет поступать до 60 млрд. кубов туркменского газа.
Кусочек пирога для УкраиныДля Украины сложившаяся ситуация как нельзя кстати. Прорыв в отношениях с Туркменистаном открывает возможности не только для прямых газовых контрактов, но и для новых рынков сбыта украинских труб большого диаметра, которые регулярно попадают под квотирование на российском рынке, а размер квот зависит от политических интересов Москвы. В минувшем году Украине удалось добиться увеличения квот до 260 тыс. тонн только после подписания скандальных Харьковских соглашений по базированию флота РФ в Севастополе. Подряды для строительных организаций на строительство газопроводов из Туркменистана, которые Россия уже практически потеряла – также лакомый кусочек, за который стоит побороться.
Важно не повторять ошибок прошлого, пытаясь «продать калоши диким туркменам» и не поставить под угрозу перспективы Украины из-за дележа туркменского пирога между различными кланами и группировками в окружении Виктора Януковича. В украинских СМИ уже появились намеки о схватке за Туркмению и ее пока гипотетические контракты между группой, которую представляет Андрей Клюев и группировкой Юрия Бойко, нынешнего министра топлива и энергетики. Сам факт того, в работе межправительственной комиссии Бойко вообще не принимал участия, а делегацию Украины возглавлял Клюев, позволяют делать предположения о том, кто победил. Впрочем, дележ шкуры не убитого медведя (в случае с Туркменистаном – еще и неубитого верблюда) в ситуации, когда государственные интересы Украины остаются на заднем плане, не исключено, что нас ждет очередное внешнеполитическое и экономическое поражение.
Артем Носонов
0 коментарів