Архив 2005 г.После второго тура выборов-2004 в Донецке при участии областной организации Христианско-Демократического Союза проходила беспрецедентная акция. Христиане различных церквей объединились для совместной молитвы за мир и стабильность в Украине. 22 дня, ежедневно, с 6-ти до 7-ми часов вечера они собирались на площади возле памятника Т.Шевченко, что возле облгосадминистрации, и молились. На этих собраниях, проходивших торжественно, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, с государственными флагами и со свечами в руках верующих, христиане молились за единство Украины и против сепаратизма. В это тревожное время, когда на Майдане решалась судьба нашей страны, а в Донецке разжигалась настоящая истерия по этому поводу, акция христиан была единственным резонансным событием, проходящим в противовес всему, что происходило тогда в Донбассе. И когда подходили люди, часто агрессивно настроенные, и узнавали смысл этих собраний, то также брали свечи в руки и присоединялись к молитвам. В эти дни христиане продемонстрировали всей Украине, что у них есть мощное оружие, которое способно не только идти против, но и примирять, и объединять.
В идеологической пустотеКогда происходит крушение старой политической системы, в обществе возникает идеологический вакуум. Такая ситуация сегодня в Донбассе. Это регион, очень привлекательный для многих партий, которые раньше не имели сюда доступа. Различные политические силы будут стремиться закрепиться на Донетчине, пропагандируя различные идеологии и собирая под партийные знамена новых сторонников.
Кто же имеет шанс побороться за симпатии донетчан? Рассмотрим, прежде всего, левый спектр этого списка. Совершенно очевидно, что и коммунисты, и социалисты, и прочие представители «левых» будут рассчитывать на широкую поддержку именно в Донбассе. Однако перспективы у них довольно печальные и туманные. Донбасс, который всегда считался основой так называемого «красного пояса», год за годом избавляется от этого ярлыка. Так на выборах 1999 и 2002 гг. П. Симоненко и КПУ набирали 39,4% и 29,8% соответственно. Однако к 2004 году ситуация изменилась кардинально. В первом туре президентских выборов П. Симоненко взял здесь всего 3,3% голосов избирателей, и это на самом деле неожиданный и рекордно низкий показатель. Похожая ситуация и у всех партий левого толка. Причины разнообразные. Это как тотальное блокирование Партией Регионов любого проявления социального плюрализма, так и тот факт, что марксистско-ленинские теории давно перестали удовлетворять потребности современных рабочих и крестьян.
Кстати, о самой Партии Регионов. Будучи партией без идеологии, по сути, клубом чиновников и функционеров, опирающейся на админресурс, лишившись данного ресурса, она теряет всякие политические перспективы. Будут, вероятно, попытки разыграть карту автономии, двигаться какое-то время на авторитете своего «оппозиционного» лидера, но, скорее всего, уже очень скоро на политической карте Украины мы уже не увидим субъекта под названием Партия Регионов. И процесс ее исчезновения будет совершенно естественным и предопределенным.
Что касается националистических идеологий, то в ближайшее время говорить о каком-то влиянии их в Донбассе не приходится, причем речь идет и о российском национализме. Несмотря на то, что и население русскоязычное, и Донбасс имеет тесные культурные и экономические связи с Россией, националисты здесь чрезвычайно слабы. Поэтому националисты, будь-то российские или украинские, шансов здесь не имеют.
С социал-демократией вопрос немного интереснее. Как известно, партия, представляющая в Украине бренд одной из самых популярных в мире идеологий, своему названию полностью не соответствует. Поэтому представлять социал-демократию в Донбассе будет, вероятно, не СДПУ(о), а кто-то другой. Однако мощных носителей этой идеологии, способных завоевать Донбасс, в Украине пока нет. Это показывают и постоянные провалы во время выборов Социалистической партии Украины, набирающей в регионе 2-2,5 %.
А вот различные политические силы либерального толка будут представлены в ассортименте. Можно предположить, что силы, направляемые новой властью, будут стараться изменить ситуацию и ориентиры населения в Донбассе, опираясь на принципы социальных свобод, философию среднего класса, материального достатка и индивидуализма. Возможно, это будет неизвестная пока политическая партия или коалиция, которая соберет под свои знамена демократические силы (партии) умеренно-центристских направлений. Однако так получилось, что именно Донбасс стал в свое время родиной Либеральной партии Украины во главе со В. Щербанем, и благодаря ему для многих дончан, увидевших этих «либералов» на деле, слово «либеральный» является чем-то вроде ругательства.
ХДС: партия для ДонбассаНу а что же мы, христианские демократы? Какие перспективы?
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте привести некоторые статистические данные. Дело в том, что Донецкая область имеет уникальную для Украины религиозную карту. По данным Госкомрелигии за 2003 год, более 50% всех зарегистрированных в Донецкой области организаций являются протестантскими, то есть это баптисты, пятидесятники, адвентисты, евангельские христиане, харизматы и некоторые другие. Общины этих церквей существуют практически во всех населенных пунктах области, а в некоторых (Донецк, Макеевка, Харцызск,
Мариуполь, Славянск и пр.) пользуются определенным влиянием ввиду большой численности и успешным, резонансным проведением религиозно-культурных мероприятий.
Кроме того, важно отметить высокую социальную активность прихожан большинства этих церквей. При правильной, корректной организации работы с представителями религиозных организаций можно достичь больших результатов, учитывая, что христианская демократия как идеология более других отвечает социально-политическим ожиданиям практически всех православных (немосковского патриархата) протестантских, католических церквей в Донецкой области. Особенно учитывая наметившийся прогресс во взаимопонимании между представителями различных церквей. Отсюда вывод второй: на Донбассе существует мощная потенциальная база для построения эффективной агитационной сети, состоящая из приверженцев христианской демократии из числа прихожан христианских церквей различных конфессий, причем мотивированных не материально, а идеологически.
Вывод из вышесказанного следующий: сегодня есть колоссальная потребность в политической силе, способной не только консолидировать и восстановить общество в масштабах региона, подвергшееся накануне и после выборов беспрецедентному психологическому насилию. Мы, христианские демократы Донбасса, заявляем, что нет сегодня более подходящей силы для выполнения этой важнейшей для нашего региона задачи, чем партия, исповедующая христианско-демократическую идеологию. Мы видим, что сегодня, как никогда, и в Донбассе, как нигде, существует благодатная почва для принятия той идеологии, которая основана на вечных библейских истинах, столпах христианской морали и этики, Божьих заповедях, над которыми не властны ни время, ни экономическая ситуация, ни политическая конъюнктура. Мы видим, как это может изменять наше общество.
Христианские демократы ясно увидели это, когда проводили акции на донецкой площади во время «оранжевой революции».
Сергей ЛокшинАрхив 2005 года,
газета "Христианский Демократ"Украиноязычная версия статьи: Християнська демократія в Донбасі: на порозі нового часу
0 коментарів