Несмотря на сотрясающую Турцию политические протесты, Анкара не отказывается от амбиционных планов стать единоличным региональным лидером. Правда не на всех направлениях внешней политики правительство Эрдогана может похвастаться серьезными достижениями.
Как и раньше, наиболее позитивные результаты достигнуты там, где Стамбул делает ставку на экономическое сотрудничество, а не на политическую риторику. Так все более прочными становятся связи Турции с Азербайджаном – в 2013 году объем экспорта турецких товаров в эту закавказскую страну составил $4,2 млрд. Это ни много ни мало означает рост в пять раз, достигнутый всего за десять лет.
Зато «агрессивный» стиль внешней политики привел к разрыву отношений со всеми важнейшими странами Ближнего востока. Как обращает внимание турецкая пресса – на сегодня Стамбул даже не имеет своих полномочных послов в таких странах как Израиль, Египет и Сирия. Действующий премьер-министр Эрдоган сумел испортить отношения со всеми этими странами всего за несколько лет. В 2011 году турки даже угрожали отправить военные корабли к берегам Сектора Газа. А ведь долгие годы отношения Анкары и Тель-Авива были едва ли не союзническими.
Возможно, это не нанесло серьезного урона турецкой экономике – например, ее, курортная индустрия зависит от туристов из других стран, а не от египтян или сирийцев. Так, желающие провести отпуск в провинции Анталья отели которой по-прежнему предлагают отличный сервис на любой бюджет, от отдыха не откажутся. Семейный отдых иностранцев где-нибудь в Коньяалты помогает наполнять турецкую казну. Но темпы экономического развития существенно замедлились.
Но политически Стамбул рискует оказаться чуть ли не в изоляции ведь кроме указанных стран «зуб» на Турцию имеют Иран и Ирак (правительство которого возглавляют шииты). Эти страны, союзные официальному правительству Сирии не довольны вмешательством турок в гражданскую войну в этой стране на стороне суннитских повстанцев. Более того, социологические опросы показывают ухудшение имиджа Турции и в глазах рядовых жителей ближневосточных стран – в 2013 позитивно воспринимали Турцию 59% жителей этого региона. А это на 19% меньше, чем всего 2 года назад в 2011 (данные расположенного в Стамбуле Турецкого фонда экономических и социальных исследований.)
Фактический провал на восточном направлении вынудил Анкару с новой энергией давить на Евросоюз, требуя полноправного членства в этом континентальном союзе. Однако, отношения с Брюсселем режим Эрдогана также умудрился ухудшить. Не последнюю роль здесь сыграло силовое подавление митингов протеста в Стамбуле год назад и коррупционные скандалы. При этом на фоне ужесточения законов (например, разрешение полиции блокировать интернет-сайты без решения суда) Эрдоган делает резкие заявления в адрес ЕС, с утверждениями, что его страна более свободна чем западные страны.
Сюда же стоит добавить и снижение темпов экономического развития, которое становится еще одной причиной нежелания европейцев видеть Анкару в своих рядах.
Таким образом, действующее правительство завело в страну в своеобразный внешнеполитический тупик, выйти из которого будет не так уж просто. А для обретения полноценного статуса регионального лидера одних размеров страны и ее экономического потенциала не всегда достаточно. Скорее всего, решением может стать «перезагрузка» всей турецкой власти, если это вообще возможно в ближайшее время. Позиции действующего премьер-министра и сейчас остаются весьма сильными – многим простым турецким избирателям, (особенно в провинциальной глубинке, неискушенным в дипломатических тонкостях нравится напористый стиль Эрдогана.
Подготовил Артем Головенко
0 коментарів