Манифест христианских демократов Украины
Вера без дел мертва. Христианские демократы - это христиане, сделавшие этот принцип краеугольным камнем своей жизненной и политической позиции. Мы понимаем, что отказ от этого принципа в общественной жизни приводит к торжеству зла и несправедливости, является признаком инфантильности и стремления переложить ответственность за наше собственное безразличие, слабость и робость на Бога.
Мы не желаем оправдывать свою бездеятельность и равнодушие к окружающей нас несправедливости словами: "Любая власть - от Бога". Мы понимаем христианство не как способ ухода от реальности в параллельное ей существование, иллюзорность и апатию, а как руководство к прямому политическому действию.
Слишком долго христиане и все те, кто разделяет принципы христианства, отказывались от активного участия в общественной жизни. Это привело к тому, что в обществе взяли верх тенденции, ведущие к разрушению фундаментальных ценностей нашей цивилизации.
Это происходило разными путями. Было и прямое, откровенное уничтожение Церкви и веры, осуществляемое тоталитарными режимами. Была также и постепенная, лукавая подмена христианских ценностей ценностями либеральными - внешне очень похожими, но ведущими совсем к другому результату: когда существование и умножение зла оправдывается терпимостью, а глумление и издевательство над моралью - свободою.
Наша цивилизация, совершая отказ от того христианского фундамента, на котором она была построена, совершает самоубийство. Это происходит во всех смыслах этого слова, в том числе и в прямом - европейские народы сокращаются численно и теряют свои качественные черты.
Вера должна быть реализована в практике. Как сказано в Библии: "вера есть осуществление ожидаемого". Пришло время действовать.
Время христианской демократии
Христианская демократия - самая молодая из ведущих политических доктрин современности. Когда христианская демократия только выходила на большую политическую арену, ее противники из числа европейских политиков утверждали, что христианско-демократическая партия - это структура, "которой не должно было бы быть" из-за того, что она объединяет в своих рядах рабочих и работодателей, крестьян и интеллигенцию. Такая разносторонность и есть главная сила христианской демократии. Это стало возможно за счет того, что данная идеология опирается на ценности, приверженцы которых есть во всех слоях населения - среди бедных и среди богатых, на Востоке и на Западе Украины. Христианско-демократическая партия является действительно народной. Это доктрина, позволяющая найти компромисс между вчерашними противниками и почувствовать себя единой нацией - и это то, в чем так нуждается сегодня Украина. Христианская демократия - единственная идеология, способная синтезировать в себе все лучшее как из левого, так и с правого. Дать дорогу новому и сохранить все лучшее и полезное из старого.
Сила компромисса, союза между различными социальными группами, предлагаемого христианской демократией, в том, что он основан не на меркантильном договоре между трудом и капиталом, разными социальными группами и классами. Базой для компромисса становятся общие для всех групп и слоев общества ценности христианства.
Христианская демократия наиболее эффективная доктрина для стран, находящихся в начале трудного пути к демократии и успеху, особенно переживших долгое правление тоталитарных режимов. Никакая другая доктрина не способна стать в этих условиях успешной.
Социал-демократия - идеология сытого благополучного общества. Когда государство уже достигло достаточного развития экономики, когда в обществе уже есть согласие по основным базовым ценностям, когда бизнес-элита имеет высокий уровень сознания и понимания общих с народом целей, а трудящиеся организованы и имеют структуры, способные эффективно и цивилизованно представлять их интересы - вот тогда модель социал-демократии может сработать. Но ничего этого сегодня нет в Украине.
Либерализм с его неограниченной конкуренцией, эгоизмом и преобладанием сильнейшего в этих условиях приводит только к "дикому капитализму" и процветанию немногих олигархов. Криминальное развитие украинской экономики последние 15 лет шло именно под флагом либерализма и оправдывалось его лозунгами.
Пришло время исправлять все те ошибки и преступления. Пришло время христианской демократии.
Победим либо все, либо никто
Экономика не может развиваться только на чисто экономических принципах. Это губительно и для общества, и для самой экономики и ее эффективности.
Современная экономика уже мало чем напоминает старый капитализм, о котором пишется в старых учебниках. Это сложнейший организм, где каждый выполняет свою функцию. Крупные компании, их управляющие и владельцы в любой стране не являются самовольными хозяевами национальных богатств. Они выполняют функцию менеджеров, обеспечивающих эффективное управление в этих секторах народного хозяйства. Общество доверило им эти функции и имеет право потребовать ответ. Особенно это актуально для Украины, основа экономической мощи которой заложена в советский период трудом всего народа. Заводы и фабрики, которые находятся сегодня в частных руках, построены в буквальном смысле слова на костях наших предков, погибших в Голодомор и индустриализацию.
Главной задачей христианских демократов является создание такой системы, когда богатые должны будут понять, что они не могут процветать в одиночку среди нужды и отчаяния. Мы все находимся в одной лодке.
Если не будет справедливого союза труда и бизнеса и если негодование народа примет радикальные формы, то от этого не выиграет никто. Не только активные деструктивные действия отчаявшихся от нужды и бесправия людей, но и их апатия и пассивный саботаж не дадут реализоваться планам энергичных и масштабно мыслящих руководителей и предпринимателей. Проиграют все. В том числе и сам народ. Принцип "Все отнять и поделить!" не приведет к улучшению жизни самих обездоленных. Современное богатство нации измеряется не количеством золотого запаса, а суммой материальных, интеллектуальных и организационных ресурсов государства. В этой системе важны все члены общества, вклад каждого в общее дело. Стабильность этой системы зависит от уважения друг друга разными слоями общества, от разумного и справедливого баланса интересов.
Должно измениться мышление и власть имущих, и предпринимателей. Законом для них должны стать слова из Библии: "В тот же день отдай плату его (работника), пока не зашло солнце:" Если бизнесмен не выполняет свой долг перед рабочим, то как он может требовать честной работы от него? Целью христианских демократов является создание такой системы поощрительных стимулов и санкций, наряду с воспитательной работой, чтобы быть честным перед обществом и государством было действительно выгодно. И чтобы это понимал каждый.
Христианские демократы так понимают главное условие успешной экономики.
Справедливость для всех
Христианские демократы всегда на стороне людей труда, зарабатывающих на хлеб своим потом. По труду должен быть вознагражден и тяжкий труд шахтера, рискующего жизнью глубоко под землей, и организаторские способности и инициатива бизнесмена. Если будет нарушен этот принцип, то о какой солидарности тогда можно будет говорить? Как можно объединить вора и ограбленного? Или труженика и иждивенца-нахлебника?
Социальная справедливость является ключевым моментом. Процветающая Украина невозможна без экономической стабильности, которая, в свою очередь, невозможна без стабильности политической, для чего необходимо гражданское согласие в обществе по основным фундаментальным ценностям. Но согласие без социальной справедливости невозможно. Существует последовательность: социальная справедливость - гражданское согласие - политическая стабильность - экономическая стабильность.
Чувство справедливости должно стать особенно обостренным именно сейчас, после победы демократической революции. На Майдане стояли люди разных поколений, из разных социальных групп и слоев. На Майдане нашей Свободы не было бедных и богатых, крестьян и бизнесменов, интеллигенции и рабочих. Был единый украинский народ, объединенный стремлением к свободе. Общая цель сплотила нас. Именно поэтому мы и победили.
Чувство солидарности, возникшее в те незабываемые дни, не должно исчезнуть и теперь, после нашей победы. Не должно быть так, что одни люди, носившие, как и все, оранжевые шарфы, сели в дорогие лимузины и забыли о тех своих товарищах, которые стояли плечом к плечу с ними, а теперь опять вернулись в холодные, не отапливаемые дома, на заводы, где задерживают выплату мизерной зарплаты.
Социальная справедливость - это тот камень, который станет краеугольным для новой Украины.
Атлантический вектор
Судьба Украины неразрывно связана с судьбой всей евроатлантической цивилизации. Украина самим фактом провозглашения своей независимости подтвердила свой геополитический выбор. И хотя по инерции дискуссии о геополитическом векторе развития еще продолжаются, на самом деле - это выбор вчерашнего дня, вопрос, на который украинский народ уже дал свой ответ. Для нас это даже не тема для обсуждения.
Сегодня стоит совсем другой выбор, который очень слабо обсуждается в политических кругах Украины. Внутри самой евроатлантической цивилизации идет соперничество двух векторов развитий. Один, либеральный, направленный на продолжение сегодняшнего курса, приведшего Европу к подрыву фундамента, сделавшего Европу Европой, привел европейские народы к разложению и потере ими жизненных сил.
Христианские демократы поддерживают идею вступления Украины в Евросоюз, но трезво оценивают ситуацию на Европейском континенте. Европа переживает серьезный кризис. Она потеряла свою устремленность в будущее.
Однако сегодня происходит мощное возрождение здоровых консервативных правых сил по обе стороны Атлантики. Христиане все активнее принимают участие в политической деятельности.
Украинские христианские демократы намерены занять достойное место в этом глобальном процессе. В Украине христианство является наступающей силой, развивается бурными темпами. Этот факт должен стать определяющим не только во внутренней, но и внешней политике. Этот факт должен учитываться при выборе стратегических партнеров и внутри евроатлантического лагеря. Украина станет надежным партнером для всех здоровых национальных и глобальных движений, основывающихся на ценностях христианства.
Новый украинский консерватизм
Христианские демократы понимают консерватизм не как возвращение чего-то старого и отжившего. Старое никогда не борется с новым, борются разные формы нового.
Общество не может быть здоровым и стабильным, если в нем нет здорового консервативного начала. Все перемены в жизни страны и народа должны рассматриваться из принципа: "Все можно мне, но не все полезно".
Наш консерватизм чужд какого-либо умильного сюсюканья, идеализации прошлого. Прошлое для нас - это не икона, а учебник. Для нас одинаково ценны как светлые, так и темные страницы нашей истории. Обращение к истории - не способ утешить уязвленное самолюбие, а работа над ошибками.
На первом месте конструктивность. Мы выступаем не за восстановление старого разрушенного фундамента и повторение всех ошибок в его конструкции, а за конструирование нового фундамента, исходя из требований будущего. Зерна должны быть очищены от плевел. А все здоровое станет основанием для новой Украины. Новая Украина будет построена на вечных, проверенных временем ценностях. Мы даем новую жизнь всему тому, что достойно жизни.
Устремленность в будущее
Важный показатель здоровья народа и цивилизации - насколько они устремлены в будущее. Насколько они готовы жертвовать удовольствиями сегодняшнего дня ради будущего поколений, идущих вслед за ними. Украинцы, как и другие европейцы, живут одним днем и все меньше думают об ответственности перед будущими поколениями. Потеряна способность к мобилизации сил, самоограничению ради достижения великих целей. Потеряна и сама цель. Потеряна устремленность в будущее.
Это легко заметить и в практической политике Украины. Ни одно правительство, ни одна политическая сила не способны предложить стране никакого долгосрочного проекта будущего. Правители не способны смотреть в будущее дальше, чем на один-два года вперед.
Это передается и всему народу. Нарастает разочарование. Люди не видят перед собой цели, которая могла бы их мобилизовать, дать им энергетический заряд.
В украинце с детства формируют комплекс жертвы и неудачника. Страницы учебников пропитаны стонами о том, какие мы несчастные и как нас все, кому не лень, обижали. Детям на уроках литературы внушают, что наши предки - это бесконечные обиженные жизнью "наймычки" и "крипачки".
Наша цель - полностью изменить вектор культурной политики в государстве. Мы должны избавить ее от всяческой плаксивости и депрессивности.
Предстоит грандиозная по масштабам работа - спасать то, что уцелело под руинами. Собирать тех интеллектуалов-одиночек, которые действительно способны быть стратегами и конструировать заново нашу культуру. Выбрасывать все мертвое и плаксивое. Собирать те зерна, которые и есть настоящая украинская культура. Поскольку в сфере культуры формируется та внутренняя сила, которая не дает нации прогнуться перед трудностями, дает ей жизненный импульс и заставляет стремиться в будущее.
Главный ресурс, дающий нам шанс на успех - это мы сами, украинский народ. Человеческий фактор всегда является первым условием успеха. Мы построим новую Украину. Наша Вера не останется пустыми мечтами о справедливости.
Мы построим новое будущее на фундаменте вечных ценностей