"Во время Майдана религиозные деятели получили опыт общественного действия"

Архив 2005 г.

'"ВоТарас Антошевский,
директор Религиозно-информационной службы Украины


– В феврале 2006 года исполняется 5 лет со дня создания Религиозно-информационной службы Украины. С какой целью она создавалась и какие задачи вы ставите перед собой сегодня?

– Да, РИСУ скоро исполнится 5 лет. Служба создавалась с целью объективного информирования пользователей сети Интернет о религиозной жизни в Украине. Мы считали необходимым основать такое интернет-издание, которое бы давало информацию об этих процессах не с позиции какой-то одной Церкви, как преимущественно до сих пор было, а внеконфессионально. У нас есть украинская, английская, немецкая, русская и итальянская языковые версии сайта. Сегодня каждый день нас посещает в среднем свыше двух с половиной тысяч читателей, что для религиозного сайта является довольно высоким показателем.

Мы, прежде всего, заботимся о качественном наполнении сайта. А это актуальные новости, комментарии, аналитика, интервью, анонсы изданий и событий, информация о религиозных конфессиях и их лидерах, религиозный калейдоскоп, статьи духовно-художественной и религиоведческой тематики, разнообразные ресурсы и каталоги, дайджесты СМИ и т.п. РИСУ осуществляет подборку новостей и статей на горячие темы. Также мы предоставляем информационные справки и проводим определенные исследования.

Внеконфессиональный характер мы обеспечиваем также тем, что привлекаем к сотрудничеству представителей разных конфессий и религий. Например, если в редакции у нас преимущественно работают греко-католики, то корреспондентами в регионах являются православные и протестанты, а в Крыму – мусульмане.

– РИСУ проводит исследование-мониторинг религиозной свободы в Украине? Какие аспекты этой проблемы особенно актуальны сегодня?

– В этом году особенно актуальными будут такие аспекты государственно-конфессиональных отношений, как вопрос возвращения имущества религиозным организациям, выделение участков под строительство храмов и т.п. А для большинства религиозных организаций эти вопросы являются неотъемлемыми частями их деятельности. То есть их нерешенность приводит к нарушению их права на свободное осуществление религиозного культа.

Целью этого нашего исследования является не просто сбор информации, но и использование ресурсов РИСУ и других масс-медиа для ознакомления верующих людей с их правами. Также мы считаем, что в большинстве случаев нарушители религиозной свободы думают, что об их поступках мало кто будет знать, а потому им это сойдет с рук. Мы стараемся со своей стороны формировать прозрачное общество в Украине и таким образом предотвращать нарушения прав человека. С этой целью мы создали на своем веб-портале отдельный подсайт: "Религиозная свобода в Украине".

К сожалению, очень часто сами Церкви не заботятся о своих правах. Мы обратились с письмами-вопросами к религиозным проводникам и во многих случаях получили отказ отвечать. Это может свидетельствовать о том, что они или равнодушны к этой теме, или боятся сказать о своих проблемах. Думаю, часто религиозные деятели не верят в силу масс-медиа и таких проектов, так как не понимают преимуществ гражданского общества.

Мы также увидели, что практика защиты религиозных прав в судах у нас пока еще не распространена. Думаю, что для политических партий, исповедующих христианскую социальную идеологию, защита интересов религиозных организаций в судах и других органах власти может стать одним из приоритетов деятельности.

– Можно ли сказать, что за последний год после оранжевой революции произошли перемены в церковно-государственных отношениях?

– Перемены однозначно произошли. Выросла роль Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций как совещательного органа при главе государства. По распоряжению Президента создаются межконфессиональные советы в регионах. Другой вопрос: насколько эффективно они работают? А это уже зависит не только от глав облгосадминистраций, но и от самих духовных отцов.

Думаю, что во время Майдана религиозные деятели получили позитивный опыт общественного действия и оценили большие преимущества межконфессионального сотрудничества. И уже в нынешнем году они снова увидели, насколько эффективнее можно отстаивать свои интересы, действуя сообща, например, при обсуждении вопроса религиозной этики в школе. Это, кстати, также был хороший опыт для Церквей: насколько громче прозвучали их заявления и протесты, представленные через СМИ, в том числе и через РИСУ, а отсюда и значительно больший эффект этих заявлений.

Также не состоялся процесс деполитизации религии. Здесь вина, прежде всего, на самих религиозных организациях. Даже опыт минувших выборов не научил некоторых околоцерковных политиканов, что, злоупотребляя авторитетом Церкви, они получают мало политических дивидендов, но тем самым серьезно подрывают сам моральный авторитет Церкви. Сегодня не может не удивлять тот факт, что на официальном сайте Украинской Православной Церкви осуществляется откровенный и примитивный пиар таких "православных" деятелей, как Витренко и Корчинский. Или ответственный за этот сайт товарищ Василий Анисимов, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ, в самом деле считает, что эти коммунистические и провокационные деятели построят христианское общество в Украине? Слава Богу, что такие персонажи представляют мировоззрение далеко не всей Церкви.

– Как Вы оцениваете процесс объединения украинского православия?

– Никто из христиан в Украине, в т.ч. православных, не скажет, что нам ненужно единство. В конце концов, это нам заповедал сам Христос. Но к пониманию потребности этого единства необходимо дозреть. Обязательным условием объединительного процесса должно стать смирение, готовность к определенному самопожертвованию собственными амбициями, осознание и взаимное прощение греха раскола и желание действовать согласно закону. Единство не может быть целью, единство может стать средством для лучшего служения Церкви. Можно быть в отдельных конфессиях, но вместе создавать сообщество христиан, а можно быть в одной церковной организации, и не быть едиными по духу. И однозначно нельзя политическими средствами решать такие дела.

– Ответьте уже как член ХДС, каковы перспективы христианско-демократической идеи в Украине?

– Думаю, в Украине христианско-демократическая идея еще не стала широко популярной по нескольким причинам. Прежде всего, многие люди считают политику аморальной по своей природе и заблуждаются не по собственной вине, а из-за того, что такие реалии в Украине.

Поэтому христианские демократы должны показывать пример морального политика и работать на будущее, а не на выборы, популяризировать свою идеологию.

Считаю, что большинство членов ХДС такими и являются. Партийный съезд в марте нынешнего года доказал успешное развитие структур партии в разных областях, в частности на юге Украины. Итак, перспектива у нас есть.

Следует отказаться от популистских заявлений и акций. Не нужно ориентироваться на громоздкие и дорогие проекты – работа по приходам не обязательно должна включать их спонсирование. Желание партийцев работать на идею – вот залог развития.

Архив 2005 года,
газета "Христианский Демократ"


Украиноязычная версия статьи: «Під час Майдану релігійні діячі отримали добрий досвід громадської дії»

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии