А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Евро-2012: три недели позора

'Евро-2012:Было что-то символическое, когда на прошлой неделе остановились часы, ведущие обратный отсчет до начала футбольного ЕВРО-2012. Темное погасшее табло возле киевской мэрии – как бы зияло немым вопросом – «А может ну его это Евро? Может пока не поздно откажемся от этой идиотской затеи? До чемпионата еще год, его вполне может принять какая-нибудь Германия!»

Даже если сам по себе чемпионат пройдет успешно, мы все равно опозоримся на весь мир. Один из опросов про отношение простых украинцев к Евро-2012 засвидетельствовал: наши сограждане рады принять туристов и подзаработать на них сдавая койки в своих квартирах. Однако, подавляющее большинство украинцев стыдится приглашать иностранцев в своих жилища.

Чувство стыда изображают и местные власти, правда, с коррупционной мимикой на лице. Например, власти города Краматорск в Донецкой области, в котором никакого чемпионата и близко не будет, зато проходит трасса «Харьков-Донецк» озаботились: «Что подумают о городе буржуины, проносящиеся с харьковского стадиона на ахметовскую «Донбасс-арену»? Ведь умелое хозяйствование Партии Регионов в своей донецкой вотчине легко разглядеть из окна туристического автобуса – здесь тебе и полуразрушенные обшарпанные дома и разгромленные индустриальные пейзажи как на витрине. Решение было найдено простое и мощное как топор – вдоль дороги, проходящей через наиболее колоритные пейзажи, демонстрирующие «улучшение жизни уже сегодня» решили построить длинный забор, который не даст интуристам разглядеть сермяжную донецкую правду.

На такое благородное дело, краматорские власти не пожалели изъять у местных налогоплательщиков 270 тысяч гривен. При этом, местные журналисты легко выяснили у специализированных фирм – реальная цена забора заявленной протяженности не может превышать 143-154 тыс. гривен. Слава Богу, у градоначальников славного Краматорска слабая фантазия и плохое знание истории. А то бы можно было провернуть финт не хуже того, которым прославился светлейший граф Григорий Потемкин. Так и видятся толпы нарядных шахтеров в расшитых бисером фофудьях и свинарок с глубоким декольте водящих хороводы под свеже-возведенной «Краматорской стеной» и картонными муляжами небоскребов и фонтанов под залихватскую мелодию: «Вышел в степь донецкую Евро молодой…». Выгнать региональный электорат на обочину плясать перед интуристами не так уж и сложно. А там глядишь, выделили бы деньги и на развитие художественной самодеятельности…

Никакой забор, даже размером с Китайскую стену не спрячет от иностранцев позорную действительность. Допустим, приедет среди тысяч бесноватых футбольных фанатов некоторое количество потенциальных инвесторов, которые очаровавшись Украиной, могли бы вложить в нее свои деньги. И что же они здесь увидят? Совершенно дикие цены в гостиницах? Жуликоватый персонал и сказочные цены на недвижимость и земельные участки? Лишь отъявленные оптимисты (или авантюристы да секс-туристы) из Европы будут желать иметь с нами дело. Поляки рассчитывают дополнительно заманить в Польшу благодаря Евро-2012 до 500 тыс. туристов ежегодно. А после того, как тысячи европейских фанатов увидят Украину во всей ее красе, та распишут их в десятках тысяч блогов и «живых журналов» мы окончательно станем пугалом для всей туристической общественности.

Да собственно одна цена на номер в киевской гостинице способна будет отпугнуть умеющих считать деньги бюргеров из Западной Европы навсегда. А как известно, выбор у иностранцев в Украине будет простой: либо селиться в гостиничные номера по цене 100-150 евро за ночь отчего даже у состоятельных европейцев полезут глаза на лоб, либо испытать на себе ноу-хау все тех же изобретательных донецких властей пожить в чистом поле в палатке за 25 евро за ночь. Донецкие власти уже показали как, примерно будет выглядеть:

'Евро-2012:

Если учесть, что власти Донецка намерены вывести в другой загородный лагерь всех донецких бомжей, то хочется верить, что эти два лагеря не окажутся хотя бы по соседству. Можно подумать, что выселив бомжей, можно скрыть социальную пропасть в Украине.

Впрочем, можно было бы утешиться мыслью «три недели позора – и зазвенели евро!» в бюджете и карманах мелкого бизнеса. Но как уже было сказано, особого навара с футбольных фанатов вряд ли стоит рассчитывать – основная масса из них, это люди вполне привыкшие спать где-нибудь в парке или просто на газоне посреди города и передвигаться от стадиона к стадиону автостопом. Не будет среди них толп толстосумов, сорящих франками и фунтами стерлингов налево и направо. К тому же в «дикую Украину» поедут только самые «безбашенные» фанаты.

Читайте так же: Футбол: гнойный нарыв страны

Поэтому абсолютно непонятно, откуда наши чиновники рассчитывают получить прибыль в 8 миллиардов гривен – именно эта цифра была озвучена еще в 2009 году. Якобы именно столько должны принести налоги, которые заплатят хозяева гостиниц и баров, получившие сверхприбыли от футбольных фанатов. Сюда же видимо, вошли и прибыли от телевизионных трансляций и рекламы. Давайте посмотрим…

Предыдущее футбольное Евро, проходившее в Австрии и Швейцарии обошлось странам организаторам в 750 миллионов евро или примерно в 8,5 миллиардов гривен. В этих странах не было необходимости тратиться на постройку транспортной инфраструктуры и отелей – на эти цели ушло всего 150 миллионов евро. Все остальное было потрачено на стадионы и различные фан-зоны. Поэтому футбол принес этим странам пусть небольшую но все же прибыль – но все же и близко не такую на какую надеялись австрийцы и швейцарцы. При этом напомним – это страны в центре Европы, давно привлекательные для богатых туристов.

Украина уже потратила 18 миллиардов гривен на подготовку к чемпионату Европы с 2007 по 2010 годы. Но это только цветочки – в 2011 году нам предстоит выложить из трещащего по швам бюджета еще 29 миллиардов. Итого уже 47 миллиардов гривен. А всего Кабмин Украины утвердил общую смету Евро-2012 в размере 63,49 млрд. грн. Сравните с 8,5 австро-швейцарских миллиардов гривен, а ведь при таких затратах УЕФА отчиталось в 2008 году про 250 миллионов евро прибыли. Какие же доходы и откуда должна быть у украинского Евро, при расходах почти в 50 миллиардов, чтобы выйти хотя бы на самоокупаемость?

Страна, экономика которой выживает исключительно за счет долларовых инъекций МВФ, напоминает команду тонущего корабля, которая вместо того, чтобы искать материалы и латать дыры в трюме, на последние деньги устраивает роскошный фуршет в кают-компании с фейерверком и Веркой Сердючкой в роли приглашенной звезды.

Здесь чиновники и энтузиасты на общественных началах приводят последний убийственный довод – зато у нас будет развита инфраструктура! Вы в это верите? И дело не в том, что близкие олигархам фирмы дерибанят наши с вами деньги на футбольных проектах. Важнее другое – что строят и как строят? С тем «как строят?» вопросов вообще нет – то что «автотрассы европейского класса» под асфальт которых закатано миллиарды гривен покроются первыми дырами уже к началу футбольного первенства мало кто сомневается. И абсолютно точно, что многие из них уже в 2013 году будут выглядеть так, как будто это дороги июня 1941 года и по ним прошла не одна тысяча немецких «Тигров».

Вопрос «Что строят?» не менее актуален – колоссальная часть государственных денег угроблена на громадные стадионы в Киеве и Львове – ни много, ни мало 6,8 миллиардов гривен. 4,6 млрд. – в Киеве и 2,2 млрд. во Львове. И это не предел, скорее всего на стадионы придется выделять дополнительные средства. И что мы будем делать с бетоном и футбольным газоном этих стадионов стоимостью в миллиарды, когда завершится футбольное первенство? Созерцать там такие футбольные шедевры украинской премьер-лиги вроде матчей «Карпаты - Ильичевец» или «Оболонь – Заря»? Сколько болельщиков будет ходить на эти воистину «золотые» стадионы? И сколько они заплатят за билеты? Не слишком ли жирно строить и содержать такие дорогущие махины ради 5-6 матчей еврокубков или такого же количества поп-шоу на День города или в другой праздник?

Или допустим, реконструкция аэропортов - многие ли из вас имеют возможность летать на заоблачной высоте за такие же заоблачные цены на авиабилеты? Помнится, такой весьма небедный человек как Арсений Яценюк возмущался, что полет из Киева в Днепропетровск стоит 1250 гривен… Даже, казалось бы такой беспроигрышный аргумент как реконструкция железных дорог, которая сделает их более скоростными, уже обернулся обещанием железнодорожных чиновников резко увеличить стоимость билетов, причем не только на скоростных поездах. При этом, мы прекрасно, что украинские «столичные экспрессы» являются скоростными исключительно за счет сокращения станций на которых они делают остановки, а вовсе не за счет увеличения скорости.

Осталось только умножить все это на коррупционную составляющую… Возможность несколько часов посидеть под пивко у телевизора или помахать флагом на стадионе нашему недалекому обывателю радующемуся тому, что ЕВРО-2012 нагрянет в Украину, обойдется весьма дорого.

Александр Полудеев,
Специально для АСД

2 коментарій

Павлина 27 июля 2011 13:06
согласна,позор для Украины
Nazar 12 августа 2011 23:45
Дозволю собі злегка прокоментити статтю. В цілому погоджуюсь, особливо щодо Східної України. Ще погоджуюсь що дерибанять по чорному і крадуть аналогічно. І все-таки попри все мені виглядає так, що єдиний регіон та й місто який хоч щось виграє від Євро все-таки є. звичайно ціна і зусилля і близько не вартують тих зусиль, але вже як є. Я говорю звичайно що про Львів. Мені надзвичайно дивно, чому ПР з Чивокунею на чолі вкладає стільки в львів, але тут ноу коментс. Дороги роблять і роблять дуже якісно турки. Доказом тому є відремонтовані ними вулиці, яким вже по кілька років. Новий аеропорт, близькість Євросоюзу, хороші приміські магістральні траси - це все залишиться, але от надривається заради цього вся країна і надривається неефективно на жаль.
ІМХО
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии