Онлайн-торговля стала обязательной для продуктового ритейла в Украине?


О проникновении интернета во все сферы украинского бизнеса говорили уже много лет, но, по всей видимости, именно коронавирусная пандемия стала тем спусковым крючком, который стер грань между ближайшей перспективной и настоящим. Так, даже продуктовый ритейл, который в условиях жестких ограничений оставался зоной безопасности и даже демонстрировал рост, пошел на резкое сближение с электронной коммерцией. Допустим, в Харькове сети супермаркетов, которые все еще не предлагают покупку продуктов питания в интернете, можно пересчитать на пальцах одной руки.

Статистика в этом смысле также не предполагает двояких трактовок. Сдвиг в сторону онлайн очевиден: рост продаж в интернете в сфере продуктовой розничной торговли составил 33% на фоне первого квартала 2019 года (а тут учтены только первые три недели жесткого карантина). Данные за второй квартал и целое полугодие однозначно будут еще более показательными.

Теперь и маркетинговая работа должна учитывать онлайн-сегмент


Планомерный рост электронной коммерции в Украине с темпами около 5-7% ежегодно на фоне прошлогодних периодов — это то, что уже давно норма. Из-за карантина и коронавируса динамика сильно ускорилась. Многие продуктовые ритейлеры, которые не форсировали событий с выходом онлайн, предприняли решительные шаги. И искать примеры не нужно: в Харькове еще в марте-апреле сперва онлайн-заказ через Viber, а затем и полноценный интернет-магазин запустила крупнейшая региональная сеть супермаркетов «КЛАСС». Да и многие другие игроки местного и национального уровня сделали тоже, пусть и слегка позже.

Необходимость социального дистанцирования и минимизации количества ненужных выходов из дома привела к тому, что даже еду, которая считалась одним из последних оффлайн-бастионов (ведь ее надо выбирать только воочию, рассматривать вдоль и поперек каждый фрукт и овощ), стали брать в интернете. А ослабление карантинных ограничений не стало поводом к возврату статус-кво: оказалось, что покупать продукты питания онлайн действительно удобно, приятно и легко.

Следовательно, теперь украинским продуктовым ритейлерам нужно не только отрабатывать до автоматизма новые бизнес-процессы, включая технические аспекты работы интернет-магазинов и сервис доставки, но и планировать свою маркетинговую деятельность если не со ставкой на электронную коммерцию, то уж, как минимум, с ее учетом.

Онлайн-торговля стала обязательной для продуктового ритейла в Украине?

Вместо снижения рекламного бюджета перераспределение расходов в сторону онлайн


Логичным решением для многих ритейлеров, ожидающих снижения покупательской способности украинцев, выглядит урезание расходов на маркетинг. По мнению руководителей упоминаемой ранее сети супермаркетов «КЛАСС» — это не лучшая идея, а, возможно, даже серьезная ошибка.

Вместо сокращения финансирования стоит перенаправить средства онлайн. На глобальном уровне это оправдано еще и тем, что крупнейшие социальные сети (Фейсбук и Твиттер) уже заложили в своих краткосрочных планах снижение рекламных доходов и снизили расценки на рекламу. Так, мелкому бизнесу точно придется меньше тратить на рекламу, а часть фирм вообще прекратит существование. В результате на рекламном рынке уровень конкуренции станет ниже, а это автоматически приведет к снижению ставок на многие маркетинговые инструменты, включая контекстную рекламу, баннеры, SMM и т.д.

Если упустить текущий момент, то есть занять выжидающую позицию, то есть риск упустить время более доступной рекламы. Когда ситуация улучшится для большинства игроков, к онлайн-рекламе вернутся все, конкуренция опять ожесточится, рекламные ставки тоже поползут вверх. Вот почему, те, кто уже рекламируется в интернете, имеет больше шансов как избежать переплат, так и получить более высокую прибыль в средне- и долгосрочной перспективе.

Возвращать покупателей проще и дешевле, чем искать новых


Поскольку украинские покупатели в условиях эпидемии и карантина стали чаще покупать онлайн, то и взаимодействовать с клиентами любому бизнесу, а не только продуктовому ритейлу, нужно иначе.

Принципиально новых способов коммуникаций с момента начала пандемии не появилось, но для многих украинских ритейлеров и базовые цифровые каналы еще недавно были в диковинку, отмечают представители сети «КЛАСС». Сейчас самое время их активно использовать. Речь и про директ-мейл, и про социальные сети, и про контент-маркетинг. Эти каналы с одной стороны не так дороги, а с другой — позволяют «достучаться» до конечного покупателя и эффективно удерживать его (поддерживать лояльность).

Кстати, корректировки взаимодействий с целевой аудиторией нужны и для того, чтобы возвращать тех покупателей, которые по каким-то причинам ушли во время карантина. Как известно, сделать это проще и дешевле, чем искать новых клиентов. Тут среди цифровых инструментов также хватает возможностей: сегментированные рассылки, e-mail и мессенджеры, ремаркетинг. Перспективно, как показывает западный опыт, выглядит и видео реклама в приложениях, играх и на различных онлайн-платформах.

Интернет-магазин для ритейлера уже почти must have, но что дальше?


В Украине вне электронной коммерции остается все меньше продуктовых ритейлеров. Сейчас это компании, ориентированные на эконом-сегмент, некоторые сети, сделавшие ставку на магазины у дома и формат мини-маркетов. Остальные уже онлайн или в процессе выхода в интернет. Они будут развивать это направление.

Пока есть все основания говорить, что коронавирус изменит привычный ритм жизни, что не может ни сказаться на маркетинговой составляющей. К основным трендам ближайшего времени (а о долгосрочных прогнозах в условиях серьезной неопределенности говорить пока сложно) можно отнести следующее:

  • интернет-торговля будет расти, а увереннее всего себя будут чувствовать ритейлеры, которые сильны как в офлайне, так и в онлайне;

  • следом за повышением спроса на просто онлайн-покупки произойдет активизация шопинга через смартфоны, а значит потребуется еще более качественная оптимизация сайтов и сервисов под мобильный трафик;

  • возрастет роль сбора и анализа большего количества данных о клиентах. Только так ритейлеры будут узнавать, что хочет их целевая аудитория и как им адаптироваться к новым потребностям и специфике поведения;

  • продажи «в лоб» будут работать все хуже. Представителям ритейла нужна будет не просто качественная коммуникация с потребителем, но и креативность в борьбе за внимание клиента;

вместо ускорения тренд на замедление. Из-за карантина и самоизоляции у людей стало чуть больше времени, а значит целевая аудитория готова тратить его на бренды и ритейлеров. Главное, суметь воспользоваться этим.

Период до осени для всего бизнеса является временем адаптации к новой реальности и выработки правильной стратегии работы. Затем может настать новая волна эпидемии, поэтому важно использовать имеющееся время с пользой и подготовиться к разным возможным сценариям.

21 комментарий

Дмитрий 16 августа 2020 18:48
В сегодняшней эпидемиологической ситуации не только потребителю пришлось привыкать к новым правилам. Но и торговые сети подстраиваются под новые стандарты торговли. И так во всем мире
Владимир 26 августа 2020 16:00
Таков мир в сегодняшних реалиях. Мир торговли постепенно переходит в формат онлайн
Ольга 31 августа 2020 09:49
Сейчас онлайн торговля уже обязательный инструмент любого бизнеса. И чем быстрее сети приспособятся к этому. тем лучше
Алексей 3 сентября 2020 08:41
Да, сейчас возможность покупки продуктов онлайн - это не просто интересное нововведение, а реальная необходимость. Поэтому одобряю решение сети супермаркетов "Класс" открыть полноценный интернет-магазин, хотя сам им пока что еще не пользовался.
Зоя 8 сентября 2020 13:36
Сейчас онлайн торговля на пике популярности однозначно. Если раньше люди покупали вещи и технику, то сейчас по интернету заказывают еду и продукты, даже если супермаркет находится вблизи от дома. Я тоже попробовала и мне понравилось. Спасибо Класс за внедрение онлайн заказов. Вы облегчаете жизнь своим клиентам.
Влад 30 сентября 2020 22:06
Мне кажется, что о крупных игроках в ритейле не стоит переживать, они могут мгновенно переориентироваться на новые настроения и реалии, мы это уже видели.
Света 2 октября 2020 21:18
Классно, что Класс в отличие от других магазинов стремится быть первыми во всем. И они одни из первых и кстати немногих запустили онлайн торговлю продуктами. Эта тема понравилась многим и успешно прижилась. Теперь многие покупатели не хотят идти в магазин, а заказывают все, что им нужно прямо с сайта. Доставка по началу была не быстрой, а потом обработка заказов стала оперативной.
Мария 5 октября 2020 22:31
Мне лично онлайн заказы даже больше нравятся, не нужно тратить время на поездку в супермаркет, все привезут, это удобно.
Ольга 6 октября 2020 19:40
Так как я очень занята на работе, то формат онлайн торговли меня устраивает. Это очень удобно - выбрал что нужно и тебе привезут все на дом. Экономия времени существенная лично для меня. Не думаю, что это какой-то вызов для ритейла, они отлично справились в условиях карантина, быстро переориентировались!
Таня 9 октября 2020 22:41
Я считаю, что онлайн торговля это не роскошь в наших реалиях, а вынужденная мера. Неизвестно когда пандемия сойдёт на нет и в её разгар лучше уж оставаться дома и покупать продукты по интернету. Класс об этом позаботился и даёт возможность своим покупателям делать заказы онлайн. Ассортимент доступных товаров расширяется, а срок ожидания уменьшается.
Руслан 12 октября 2020 09:36
Онлайн-торговля и до пандемии коронавируса активно внедрялась в жизнь всеми уважающими себя торговыми сетями, а коронавирус только подтолкнул всех остальных вводить онлайн-продажи. А если это сделают обязательным, так от этого выиграют и покупатели и торговые сети, ведь люди не станут меньше есть, а наоборот - заказывать станет легче. И супермаркет Класс как раз отлично показал, что в онлайне торговать умеет, я сам много раз так покупал у него продукты и всё отлично проходило.
Зоя 17 октября 2020 09:58
Я раньше через интернет только бытовую химию покупала, а как карантин начался, так я неделями из дома не выходила, хорошо, что мой родненький супермаркет Класс меня в беде не бросил - можно было в онлайне все продукты купить. И доставка не подводила - всё быстренько привозили, никакой путаницы не было. Я и сейчас довольно часто так в Класс продукты покупаю - удобно мне и привычно. Хорошо дело поставили.
Саша 17 октября 2020 12:50
Онлайн торговля в наше время имеет особое значение. И эта тенденция сохранится я уверена и в этом, и в следующем году. А дальше люди привыкнут к такому легкому способу получить товары домой, что не станет отказываться от онлайн шопинга. Сейчас я также предпочитаю делать покупки через интернет. Пандемия внесла свои коррективы. А Класс молодцы, что развили эту функцию на максимум.
Лидия 28 октября 2020 11:57
Мне настолько понравилось покупать продукты онлайн, что я отдаю этому предпочтение каждый день. По выходным мне нравится с семьей пройтись по супермаркету с семьей и сделать покупки на неделю. А по мелочам я покупаю только онлайн. Выбор продуктов для заказа в Класс большой. Доставка стала более оперативной. В общем спасибо им за введение онлайн заказов.
Евгения 29 октября 2020 21:53
С одной стороны ритейлу пришлось принять новую реальность, но они справились неплохо. Могу судить об это на примере сети "Класс", быстро отреагировали на потребности потребителя, стали делать доставку продуктов на дом. Я тоже пользуюсь такой услугой, мне нравится - время значительно экономится.
Татьяна 1 ноября 2020 13:04
Действительно, сейчас в онлайне украинцы стали покупать не только вещи и технику, а и еду. Я по себе вижу, что мне проще и быстрее заказать продукты, чем идти за ними. И при этом я беру именно то, что нужно, без спонтанных покупок. Сейчас в основном покупаю все в интернет-магазине супермаркета Класс, доставка быстрая и по ценам нравится.
Коля 7 ноября 2020 20:06
Класс мой любимый супермаркет. Здесь всегда соблюдены правила безопасности и маски с перчатками это просто неотъемлемый элемент работы. Я не боюсь здесь делать покупки, потому что знаю, все обработано. Мои рекомендации всем.
Софа 10 ноября 2020 22:42
Да, как бы это странно не звучало, но именно пандемия стала тем самым спусковым механизмом к развитию онлайн торговли. Если в западных странах это уже несколько лет как прижилось и практикуется, то у нас должно было случиться что-то из ряда вон выходящее. И это произошло. Не удивительно, что Класс один из первых запустили онлайн покупки. Они всегда впереди.
Михаил 12 ноября 2020 19:43
Как карантин ввели, у меня сразу же вопрос возник - а как я в любимый супермаркет Класс за продуктами ходить буду? Но оказалось, что я волновался абсолютно зря - Класс уже подготовился и в онлайн можно купить тоже самое, что и при посещении магазина, плюс доставка на дом, даже ездить не нужно. Пользовался постоянно и теперь регулярно делаю заказы - удобно и безопасно. Спасибо Классу!
Алексей Д. 18 ноября 2020 19:24
Я даже рад, что теперь у нас онлайн торговля стала не только актуальной но и популярной среди населения. Причем подхватили ее не только люди молодого возраста, но и даже пожилые люди, которые знакомы с компьютером и интернетом хоть мало-мальски. Далеко ходить не надо - моя мама часто домой в супермаркете Класс заказывает. Говорит удобно. Я согласен с ней на 100%!
Инна 21 ноября 2020 08:51
Я раньше сама ездила по магазинам, но с началом карантина мне даже понравилось заказывать на дом. Лучше всех доставку организовал Класс - быстро, удобно, и сейчас пользуюсь.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии