Главный из аргументов российской критики Белоруссии в нынешнем нефтегазовом конфликте можно свести к следующей формулировке: "Получается, "Батька" с нами из-за нефти-газа дружил. А как оторвали от трубы, так сразу про дружбу забыл! России такие "друзья" на прикорме не нужны — быстро перестают ценить помощь". И эта концепция "работает" в сознании многих россиян. Хотя в ней, словно в капле воды, отражен весь наивно-дилетантский подход к внешнеполитической деятельности сегодняшней "эрэфии".
Не стоит путать дружбу двух подростков с дружбой, к примеру, двух семей и уж тем более —с дружбой государств. В последнем варианте слово "дружба" имеет совершенно иной смысл, чем в случае с подростками, где на уровне Тимура и его команды всё было по-братски общим и не замутнённым товарно-денежными отношениями.
"Дружба" стран всегда основывается на взаимном интересе. Белоруссии как государству "интересно" и стратегически важно было все эти годы (после развала СССР) сохранить доступ к дешёвым энергоносителям и иметь доступ на огромный российский рынок своих товаров.
России в Белоруссии было "интересно" иметь бесплатный транзит своих товаров и энергоресурсов, единое военно-политическое пространство, и на определённом этапе для употребления на внутреннем политическом рынке красивую идеологическую игрушку под названием "братский народ, стремящийся к единству с Россией" — как хоть малую, но компенсацию полного внешнеполитического провала СНГ и разбегающегося бывшего СССР.
Тот же Крым и восток Украины имеют интерес к России в том же самом. Дешёвые энергоносители, открытые для перемещения границы, позволяющие поддерживать семейные связи, возможность работы в России для проблемных украинских регионов, а для Крыма ещё и российский туризм как основа его экономики. Собственно говоря — всё!
А вы чего хотели?
Массового перехода миллионов "хохлов" и "бульбашей" через границы с плакатами "Возьмите нас в Россию!"?
Униженной просьбы взять шесть областей Беларуси, без условий и гарантий шестью безропотными россиянскими провинциями с назначением губернаторов от "Единой России"?
А может быть, вы хотите "Новой Переяславской рады"? Нового "Георгиевского тракта"?
Но с чего? Что такого Россия может предложить сегодня Украине, Белоруссии, чего нет у них?
Хмельницкий искал у России защиты православной Украины от жестокого "окатоличивания" польских королей. Грузия спасалась под российским протекторатом от выбора между турецким и персидским игом. А чего сегодня Украине и Белоруссии у нас искать, кроме дешёвых нефти и газа?
Ничего!
В рамках действующей схемы "суверенной России" — России, утратившей имперское самоощущение, смирившейся в новых границах и признавшей раскол великой державы, нам просто НЕЧЕГО предложить сегодня ни Белоруссии, ни Украине.
Нет концепции объединения, нет идеологии объединения, нет никаких программ объединения, и жизнь в России страшно далека от идеала, к которому хотелось бы стремиться.
Наоборот, я вижу совершенно иной объективный процесс — отторжение России.
На Востоке ни украинцам, ни белорусам делать сегодня просто уже нечего. И они россиянского обывателя ни в каком варианте, кроме как гастарбайтеры, не интересуют. И хотя иному державно-патриотическому сердцу, конечно, милее украинские шофёры автобусов и белорусские строители дач, чем таджики дворники и узбечки-уборщицы, но только симпатии украинцев и белорусов от такого "расклада" к нам — России — не увеличатся.
Для них, работающих здесь, Россия сегодня —это угрюмая страна барыг. Каждый отработавший в России хотя бы год расскажет вам не одну историю о том, как его здесь, в России, "кинули", "обули", "не заплатили". Это страна чинуш и ментов — каждый работающий здесь украинец или белорус расскажет вам, чего стоит попытаться официально устроиться здесь на работу и сколько стоит здесь просто жить. Ну и, конечно, надо хоть раз побывать на Курском, Киевском или Белорусском вокзалах перед отходом поездов на Украину, чтобы увидеть железные цепи "ментов", которые буквально грабят возвращающихся домой работяг.
Нынешняя, замкнувшаяся в границах XVI века, Россия для простых украинцев и белорусов — это ЧУЖАЯ и во многом ВРАЖДЕБНАЯ страна. Этакий Мордор, куда они вынуждены отправляться за заработком и откуда вернуться домой — значит, вырваться из подземелий Саурона.
Смею утверждать, что самоощущение приезжающих на Украину или в Белоруссию русских не идёт ни в какое сравнение с самоощущением украинцев и белорусов в России. Поэтому пора перестать себя тешить иллюзиями, что мы сегодня чем-то привлекательны для наших славянских братьев.
Мы — злое полицейско-чиновничье государство, где основным методом общения властей с гражданами является безжалостное и тупое подавление последних. Все наши права и свободы давно выродились в лагерные заморочки. Достаточно просто вспомнить "смешной" закон о митингах и демонстрациях, по которому никто теперь и пискнуть не имеет права без разрешения чиновных мразей из той же мэрии. В той же Украине, как ни ругай Ющенко, свободы в десять раз больше, чем в России, а жизнь простого человека у "батьки Лукашенко" куда более комфортна и спокойна, чем на 95% российской территории.
И при этом нынешняя власть делает всё, чтобы как можно дальше оттолкнуть от себя и Украину, и Белоруссию.
Может быть, наш Газпром оплачивает трансляцию российских каналов на территории Украины и Белоруссии? Или он оплачивает обучение студентов из этих республик — хотя бы русских — в российских ВУЗах? Может быть, "Транснефть" открыла и содержит Единый Славянский университет и открывает русскоязычные школы в Крыму и Киеве? Может быть, Греф предложил государственную программу привлечения украинских и белорусских квалифицированных рабочих и инженерных кадров в российскую промышленность? Может быть, правительство открыло экономические проекты освоения Сибири, Дальнего Востока, рассчитанные на страдающих от безработицы Украину и Белоруссию? Да ничуть не бывало!
Весь их "патриотизм" и "славянское единство" выражены в том, что они со скорбными лицами, в расчёте на самые примитивные инстинкты недалёкого обывателя, вещают о том, во сколько миллиардов обходится российской казне "дружба" с Беларусью и Украиной, словно эти деньги отрываются от российских детей и пенсионеров, а не с оффшорных счетов, где оседает большая часть российских денег, и не из "стабфонда", который давно пашет на американскую экономику.
Эти дяди хорошо изучили животные инстинкты обывателя. Они знают, что просто он не задумается над элементарным вопросом: а что, собственно, сегодня, в XXI веке, значит понятие "союз государств", что значит "дружественное государство"? И если сегодня маленькая Дания готова сражаться в рядах НАТО на границах Эстонии, то что объединяет эту самую Данию или Норвегию с Эстонией, Германией, Польшей или Великобританией? Почему их отношения называются "союзническими", и почему в государствах Европы уже давно ходит единая валюта, действует единая виза, и даже уголовные законы почти приведены к единому стандарту, а у России с Белоруссией нет?
Греф, конечно, легко объяснит, чем Дания или та же Греция обязаны экономическому монстру Германии. Но вот чем Германия обязана Дании, Греции или той же Польше, которая всего 50 лет назад оттяпала у неё почти пятую часть территории, боюсь Греф вразумительно не ответит. И почему эта самая Германия вполне недвусмысленно сражается за их интересы, защищая их экономическую и политическую самостоятельность, он тоже "на пальцАх" не разложит.
Иметь сильному государству менее сильного союзника — это всегда значит в чём-то поступаться своими интересами, получая за это политическую поддержку и максимально выгодные для себя условия для ведения бизнеса. Но если тебе нужны союзники, изволь уступать и договариваться. Изволь выстраивать ювелирную политику и искать баланс интересов. Если США нужен союзник на Ближнем Востоке, то Америка не стесняется вкладывать миллиарды в экономику и вооружение Израиля, открыть для его граждан свои границы и всячески поддерживать его далеко не ангельское правительство. Просто как союзник Израиль хороший, преданный и последовательный.
Я не идеализирую Лукашенко. Это очень непростой и малосговорчивый человек, но я искренне не понимаю, почему при конфликте России и Белоруссии ситуация отдана на "разруливание" дельцам из Газпрома и "Транснефти"? У нас уже что — нет министра иностранных дел? Нет МИДа, нет президента? Или всё же наш истинный президент Миллер, а министр иностранных дел Греф?
Каким бы ни был Лукашенко, с ним нужно вести переговоры и договариваться, а не переходить на язык ультиматумов и распальцовок.
За последние десять лет мы, считая вслед за комментаторами прибыли и рассуждая о "выгоде" и "невыгоде", последовательно потеряли почти всех немногих своих союзников, оставшихся после развала СССР. Мы потеряли Югославию, предав её во имя “высоких интересов дружбы” с Америкой и играми в "демократические ценности". Мы бросили Ирак, нефть которого теперь работает на Америку и Англию. Мы не выстроили дружеских отношений с Украиной, высокомерно считая её "подконтрольной территорией", которая никуда не денется, и допрыгались до прихода к власти "оранжевых" и до фактического разрыва отношений.
Сегодня мы вогнали клин в деревце союза с Белоруссией.
Конечно, можно кому-то себя успокаивать, что дружить с Лукашенко — значит себя марать, поддерживать Хусейна — позориться перед демократическим миром, а защищать Милошевича — защищать тирана!
Но я, право, не вижу, чем Лукашенко хуже Ольмерта, утопившего в крови Ливан, чем Милошевич был хуже пакистанского Мушаррафа, которого США поддерживают, как могут, вот уже почти восемь лет, или чем Хусейн хуже Буша, чьи доблестные солдаты, оккупируя по выдуманному поводу даже не граничащую с ними страну, уже уничтожили почти 100 000 иракцев.
Но вы, конечно, знаете правильный ответ.
Только вот одна проблема: союзников у нас больше нет. И войска НАТО стоят сегодня всего в 400 километрах от Москвы на границах Псковской области, а скоро, судя по всему, могут встать на границах Смоленской, Белгородской и Ростовской областей. Вот ведь интересно, а зачем НАТО туда так стремится?..
Александр Шурыгин
0 коментарів