Тема русского языка и его статуса в Украине вещь очень банальная. Но она действительно важна. В отличие от НАТО, которого «никто не видел, но все боятся» и других абстрактных страшилок, статус русского языка является единственным вопросом, который действительно задевает или способен задеть в будущем повседневную жизнь рядового украинца.
Иногда нужно сознательно уйти от высоких политических теорий и социологии, чтобы взглянуть на происходящее проще. Истина очень часто глаголет «устами младенца», а о детях мы тоже будем говорить. Данный текст построен на простых житейских примерах из жизни Восточной Украины и не только. Слишком уж много серьезных и патетических статей на данную тему, не хватает только одного – взгляда изнутри, глазами простого восточного украинца.
В моем родном городе в Донбассе вся российская «пятая колонна» – это около десятка маргиналов во главе со своим лидером, который по национальности наполовину китаец. Этот факт, безусловно, придает особый колорит русскому движению. «Сепаратисты» даже внешне выглядят как откровенные неудачники. Речь, конечно, идет не только о материальном благосостоянии, а о психологическом состоянии людей, которые винят «эту страну» в своих проблемах или неудовлетворенных амбициях. Но ведь мы же говорим не об откровенных маргиналах. Речь идет о простых нормальных людях, которые занимаются своими делами, воспитывают детей, имеют какие-то свои увлечения – например, футбол.
Как-то на одном севастопольском форуме довелось прочитать возмущенный крик души одного из тех местных деятелей, который жить не может без Москвы и ее флота, а все украинское у него вызывает откровенную ненависть. А возмущался человек по такому жуткому факту: «Как же так! Как могут севастопольцы, жители города русской славы болеть в местных кафе и барах за сборную Украины на футбольном Мундиале!!! А кое-кто из молодежи даже имел украинскую символику!» - негодовал борец с «украинской оккупацией Крыма». И ведь главное здесь то, что он как раз очень правильно увидел реальное положение вещей. Как раз на таких простых вещах, как тот же футбол отчетливо видно реальное состояние некоторых вещей.
Если продолжить тему футбола, то не могу не вспомнить один давний случай, когда футбольная доля свела в отборочном матче сборные Украины и России. Этот матч я смотрел в компании своего друга и его отца, рабочих местного металлургического завода, принадлежащего Ринату Ахметову. Оба этнические русские, если сын родился уже в Донбассе, то его отец переехал в Украину из Ростова в уже сознательном возрасте, сегодня оба регулярно голосуют за Януковича и Партию Регионов. Простой вопрос – за кого болели эти люди и остальные жители региона – за Украину или за Россию? Думаю, только откровенный идиот не сможет ответить правильно. Во время «боления» мне пришлось услышать от них разное, прозвучало даже заветное «Бей москалей!» Этих людей гораздо больше беспокоят другие проблемы, которые связаны с социальной политикой, а не с внешней ориентацией государства. Как пошутил один из них – «мы уже давно заметили, как только Ахметов покупает за миллионы долларов очередного негра в «Шахтер» как у нас на заводе начинаются задержки зарплаты». Это конечно шутка, но как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.
И вот такие повседневные мелочи и факты, очень важны. Олег Блохин и его сборная сделала больше для повышения национальной «свидомости», чем страдания наших национал-озабоченных демократов, которые никак не могут понять, почему же восточные украинцы не начали массово разговаривать украинским языком сразу же после принятия декларации о независимости Украины и не сделали этого до сих пор? Но есть ли в этом вообще проблема?
Вот еще один пример из жизни. Не так давно мне довелось ехать в поезде с одной своей землячкой, которая уже семь лет живет в Киеве. В разговоре эта женщина пожаловалась, что иногда она практически не понимает, что ей рассказывает ее же маленькая дочь. Они в прямом смысле этого слова разговаривают на разных языках. В то время как мама упорно не желает учить государственный язык, ее дочь, оказавшись в украинской языковой среде в школе и во дворе своего дома, и сама разговаривает исключительно по-украински.
Если и проводить украинизацию в языковой сфере, то ее надо начинать с детских садов (потом – начальных классов и т.д.), а не с бабушек-пенсионерок, которые не в состоянии в случае необходимости заполнить иск в суд на украинском языке. Должен быть план, а не хаотичные метания и желание иметь все и сразу. Так и хочется спросить наших «украинизаторов» - а есть ли у вас план? Ну хоть какой-то?
В нашей стране уже выросло поколение, которое не знает никакой другой родины кроме Украины. Украинской молодежи новости из России интересны примерно так же, как новости из Монголии. Еще лет пять времени и эти процессы станут необратимыми. Время играет на нас, главное – это не раскачивать лодку. И главное не навредить, не сделать так что украинский язык будет вызывать отторжение из-за глупости некоторых наших политиков. Единственное, что пока не дает возможности полностью решить проблему российского влияния – это сфера шоу-бизнеса.
На одном из круглых столов, посвященных украинскому телевидению, довелось выслушать множество мнений, которые в общем-то сводили проблемы нашего ТВ к двум основным: засилие рекламы и то что украинское ТВ как бы и вовсе неукраинское, потому что чрезвычайно много русского языка. В своем вступлении я отметил, что если уж на то пошло, то телевизионные блоки рекламы – это единственный сектор ТВ, который украинизирован на все 100% и очень часто дети изучают украинские фразы и слова именно по ярким и запоминающимся слоганам из рекламных роликов.
Все должно происходить постепенно и по плану. Всему свое время. Языковые истерики некоторых наших политиков вредят гораздо больше, чем конкуренция русского языка украинскому. Кроме того, а что собственно плохого в русском языке? Как он может помешать мне быть патриотом Украины и ее достойным гражданином? Ведь есть же в Европе пример Ирландии, в которой практически не сохранилось ирландского языка. Из четырех миллионов ирландцев, по официальным данным ирландским языком разговаривают всего 330 тыс. человек. А по неофициальным – всего лишь 65 тысяч. Почти все население островного государства говорит на английском языке, но разве кто-то осмелится заявить, что ирландцы утратили свою идентичность, свой патриотизм и являются английскими «запроданцами»? Так почему же это нормально воспринимается по отношению к нашим согражданам из Восточной Украины?
Может разгадка проще и «пророссийские настроения» в Восточной Украине существуют исключительно в воспаленном сознании наших национально-озабоченных демократов, а еще в оправданиях «оранжевых» стратегов, неспособных сформулировать понятную и приемлемую для Востока политическую доктрину.
По большому счету должна быть понята простая аксиома: «Строишь свою политику на вопросе языка?- значит ты расписался в своей политической импотенции». И это ведь абсолютная правда.
40 коментарів