Широко рекламируемый российскими СМИ, пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 явно проигрывает конкурентную борьбу своему основному оппоненту АН-148, разработанному украинскими конструкторами.
Первое громкое поражение SSJ-100 потерпел несколько недель назад. Да еще какое! Управление делами президента Российской Федерации отказалось от покупки «Сухого» в пользу АН-148. В качестве причины были указаны соображения безопасности – Антонов, собираемый в рамках кооперации между Киевом и Москвою оказался для россиян гораздо более отечественным, чем надежда российского Авиапрома. Большую часть АН-148 россияне способны собрать сами на Воронежском авиазаводе. А вот Суперджет оказался вовсе не российским, а западным самолетом – все ключевые элементы компоненты и программы для него производятся за рубежом. Не говоря уже о том, что SSJ-100 гораздо более дорогая и незаконченная машина.
Выявились серьезные отличия характеристик реального SSJ от заявленных – например, расход топлива превышает 2 т. за летный час, вместо заявленных 1,5-1,7 тонн.
Состоявшийся в России авиасалон МАКС-2009 только стал подтверждением полной победы «Антонова» над «Сухим». Российские авиаперевозчики, как сговорившись, выстроились в очередь к ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» ( это объединение финансирует лизинговые программы поставок ) на заключение контрактов по Ан-148. За время авиасалона были подписаны документы почти на 60 машин. В совокупности с ранее заключенными договорами, пакет заказов уже превышает сотню самолетов.
Речь, в частности, идет о подписании контрактов с российскими: «Полетом» - 10 машин, «Саратовскими авиалиниями» - 5, «Владивосток Авиа» - 4 (с опционом на 2), авиакомпанией из Эквадора Icaro - на 2 самолета. Нельзя не заметить "знаковій" контракт на 45 машин с авиакомпанией, подчиняющейся правительству Москвы - «Атлант-Союз». Из них: 30 - Ан-148 различной модификации, которые буду поставлены перевозчику в период с 2010 до 2012 гг, также «Атлант-Союз» получит 10 самолетов Ан-158 (удлиненный вариант) и 5 Ан-168 VIP-версия. Комплектацию парка данным видом самолетов планируется завершить за три года. Данный контракт является знаковым, поскольку это предприятие считается одним из основных активов, создающейся сейчас мегакомпании «Росавиа», в которую войдут более десятка перевозчиков РФ.
Победа тем более впечатляющая, если вспомнить историю нескольких последних лет - российские партнеры по Ан-148 всячески "убивали" проект. В конце концов, было объявлено о поддержке проекта SSJ со стороны российского правительства в ущерб украино-российскому Ан-148. В итоге, руководство российского авиапрома, потратив почти $2 млрд. на SSJ, к середине 2009 г. осознало, что сроки поставок машины срываются, а самолет не доведен. Более того, российское правительство вынуждено выделить дополнительные 3,2 млрд. рублей на докапитализацию компании «Сухой».
И это еще не все неделю назад на долю российского НПО "Сатурн" в компании PowerJet, СП с французской Snecma по выпуску двигателей для самолета SSJ 100, наложен арест. Обеспечительная мера принята по иску офшора Unimpex, с которым "Сатурн" в середине 1990-х годов не смог рассчитаться за самолет Ил-62 и 13 двигателей к нему.
Все это делает перспективы детища украинских авиаконструкторов на рынке РФ еще более радыжными.По данным ООО «Управляющая компания «ОАК - гражданские самолеты» («ОАК-ГС»), потенциальный спрос на Ан-148, на ближайшие пять лет, оценивается в 200-250 самолетов. Эта цель кажется достижимой даже при консервативной оценке рынка. При выходе на темп выпуска более 24 машин в год, проект станет обеспечивать возврат инвестиций.
Кроме того, на МАКСе была подтвердена заинтересованность в Ан-148 и со стороны Ирана. До конца текущего года предполагается подписать контракт на производство 60 лайнеров из украинских машинокомплектов.
6 коментарів