А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

The Financial Times: Продажа Опеля выйдет Германии боком


'TheБерлин, долго боровшийся с General Motors за судьбу европейского подразделения GM, наконец, победил. В четверг совет директоров американской компании сдался и уступил, согласившись продать контрольный пакет Opel и Vauxhall канадскому производителю автокомплектующих Magna и его финансовому партнеру - российскому Сбербанку.

Что ж, германские политики могут вздохнуть с облегчением - теперь они смогут на предстоящих в конце месяца выборах сказать избирателям, что они спасли рабочие места на германских автомобильных заводах. Волноваться следует как раз избирателям - за недолгий душевный покой им предстоит заплатить высокую цену- финансовую, экономическую, политическую.

Отчаянное нежелание Берлина терять рабочие места в автомобильной промышленности уже давно столь же очевидно, сколь и существующий в отрасли избыток производственных мощностей. Когда прошлой зимой по миру прокатился финансовый кризис, автопроизводители пострадали особенно сильно: в среднегодовом исчислении продажи автомобилей упали с более чем 70 миллионов единиц до 56 миллионов. Однако вместо того, чтобы реорганизовывать отрасль, Германия предпочла ее реанимировать. Она первой ввела систему выплаты премий за утилизацию старых машин, которую потом скопировали прочие страны, а позднее предоставила GM 1,5 миллиарда евро в качестве временного займа. Это сработало даже лучше, чем она ожидала.

Кредит был выделен под тем условием, что Opel отойдет другому владельцу, чтобы Детройт не высасывал из него деньги. Однако премии за утилизацию серьезно облегчили положение Opel, и GM предпочел предложение бельгийской инвестиционной компании RHJ, которое давало американцам возможность позднее опять выкупить Opel.

От упрямства германского правительства страдать теперь будут налогоплательщики Германии - государственные кредитные гарантии Opel в итоге составят 4,5 миллиарда евро, а не 3,2 миллиарда, на которые была готова согласиться RHJ. Последствия для германской экономики будут, впрочем, еще хуже. Как предупреждала GM, ситуация на рынке заставит Opel в будущем уволить в Германии 25 000 работников, и смена владельца ничего не изменит. Если правительство попробует этого избежать, ему придется по-прежнему тратить большие средства на поддержку раздутой отрасли. Как и премии за утилизацию это только даст проблеме время вырасти еще больше.

Германия упорно отказывается признавать это. Она отвергла заявку Fiat, так как его глава Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) прямо заявил о необходимости реорганизации. В США, напротив GM сократил в этом году 50 000 рабочих мест и возродился как феникс, благодаря стремительной процедуре банкротства. Германии есть, чему поучится.

Однако серьезнее всего политический риск. Связи Magna с Россией - промышленное партнерство с производящей автомобили компанией 'ГАЗ', которая контролируется олигархом Олегу Дерипаске, и 'Сбербанком', контрольный пакет которого принадлежит российскому государству - не мешают тем немецким политикам (особенно из СДПГ), которые считают самым важным деловые связи между двумя странами. Однако было бы наивно думать, что Кремль, получив прямой доступ к принятию решений, которые могут сказаться на судьбе тысяч рабочих мест в Германии, не получит заодно и рычаг для того, чтобы влиять на германскую политику.

Упорство, с которым Германия добивалась желаемого, производит впечатление. Жаль только, что она не выбрала более достойную цель.

The Financial Times

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии