После смены власти крымские татары остались без киевского покровительства. Новая власть пока охотно решает культурно-гуманитарные вопросы, но не готова комплексно решить все проблемы народа.
Вынуждены договариваться
После установления в Украине и в Крыму новой вертикали власти, ориентированной на нового президента, крымские татары, ранее привязанные к «оранжевым» силам, вынуждены либо уйти в жесткую оппозицию, либо налаживать сложный диалог с новой властью.
Хотя почти сразу после инаугурации нового президента крымские татары пригрозили Януковичу мощной оппозицией, но оппозиционные потуги у татар пока были весьма относительными (угроза оставить все посты во власти, если им не выделят квоты в СБУ, прокуратуре, судах и таможне), тогда как даже первые встречи с представителями новой власти показали острожный оптимизм. Уже после майской встречи Януковича с лидером крымских татар Мустафой Джемилевым появился Указ «О дополнительных мерах по обустройству крымских татар, других депортированных по национальному признаку и их потомков, которые вернулись или возвращаются на постоянное место жительства в Украину». В документе, который, видимо, будет определять официальную политику Украины по отношению к крымским татарам на ближайшее время, учтены многие проблемные аспекты, в том числе и необходимость в системном обеспечении репатриантов земельными участками.
В свете договоренностей президента и представителей меджлиса также и новые власти Крыма заявили, что готовы сотрудничать с крымскими татарами. Впрочем, это пока ничем не подкрепленные декларации, и сомнительно, чтобы подходы нового руководства Крыма чем-то существенно отличались от действий их предшественников, которые вовсе не занимались проблемами крымских татар. Кроме того, новая власть Крыма не готова идти на уступки в принципиальных вопросах, таких, например, как судьба массовых самозахватов земли.
Можно сказать, что худой мир, лучше хорошей войны, поэтому единственный эффективный путь – говорить с властью. Оппозиционный путь, совместно с БЮТ, судя по низкой эффективности последнего и оппозиции в целом – тупиковый.
Татарские проблемы и их киевские решения
Основные проблемы во взаимоотношениях властей и крымских татар остались неизменными со времени президентства еще Леонида Кучмы. До сих пор в Украине не принят ни один закон, который бы регулировал обустройство крымских татар, восстановление их прав (несмотря на договоренности с экс-президентом В.Ющенко, проект этого закона так и не был внесен в парламент). На майской встрече, лидер крымских татар просил того, кто «услышит каждого» содействие в принятии парламентом законов, направленных на восстановление прав крымских татар, и в утверждении правительством госпрограммы обустройства депортированных на 2011-2015 гг. В ответ Янукович поручил Кабмину как можно скорее утвердить концепцию обустройства депортированных и до конца года подготовить реестр репатриантов всех национальностей, которые могут рассчитывать на помощь государства.
Почти сразу была услышана просьба о придании национального статуса Бахчисарайскому музею-заповеднику и решения вопросов о границах территорий религиозных и духовных святынь в Бахчисарае. Возможно, именно благодаря этому решился проблемный момент установления православного креста недалеко от Бахчисарая, который был установлен силами местной русской общины при поддержке казаков, но без согласования с мнением крымскотатарской общины. После установления крест демонтировали, но настроения русской общины все равно не стали менее агрессивными. Ранее по всему Крыму планировалось установить около 2 тыс. крестов, и ситуация может в ближайшем будущем только обостриться (если местные власти не будут сдерживать «казаков»).
Пока решаются культурно-образовательные вопросы или президент дает прямые поручения еще можно рассчитывать на решение проблем, а вот с другими аспектами могут быть «нестыковки». Многие необходимые решения упираются в финансирование. За последние 5 лет недофинасирование программы расселения и обустройства депортированных составило 103 млн. грн. Программой на 2010 год предусмотрены 124 млн. грн. Учитывая состояние госбюджета, есть большие сомнения в способности государства выделить даже такие средства на данную программу.
Глобальные проблемы выделения и самозахватов земли (при известном отношении властей к этому вопросу) до момента создания единого реестра всех крымских земель и наведения комплексного порядка в этом вопросе повисают в воздухе. Пока местные власти не перестанут «дерибанить» земли в целом, а центральный Киев не начнет наводить в этом порядок, вопрос самозахватов отдельно взятыми татарами рассматривать немного нелогично.
Кроме того, есть проблемы, с которыми крымским татарам в ближайшей перспективе стоит «смириться». Одно из них - назначение на пост министра внутренних дел Анатолия Могилева, который в 2008 году в статье газеты «Крымская правда» назвал крымских татар «пособниками Гитлера» и оправдал выселение крымских татар и крымских немцев в 1944 г. Еще раньше, в ноябре 2007 года, по указанию А.Могилева, возглавлявшего тогда Главное управление МВД в Крыму, милиция жестко снесла татарские постройки на плато Ай-Петри. Вторым проблемным моментом является продление пребывания ЧФ РФ в Крыму. Ни в первом, ни втором случаях суть вещей заложена в политике новой власти, на изменение которой те, разумеется, вряд ли пойдут.
Из других «пожеланий» крымских татар можно выделить вопрос возвращения исторических названий в Крыму, на что региональные власти, недавно присвоившие русскому языку статус регионального, точно не пойдут.
Почти решен проблемный вопрос выделения земли в Симферополе под строительство мечети. Хозсуд Крыма удовлетворил иск Духовного управления мусульман Крыма о выделении земельного участка для строительства Соборной мечети в Симферополе, споры о чем велись с 2007 года. Ющенко, для которого крымские татары были «любимой игрушкой», так и не смог решить этот вопрос. Зато сейчас против строительства мечети не возражает даже мэр Симферополя, «регионал» Геннадий Бабенко, который раньше был категорически против и даже грозился вынести этот вопрос на «непроходной» общегородской референдум.
Как видим, гуманитарно-культурные вопросы в основном решены или это можно сделать в неотдаленной перспективе. В глобальных моментах татарам еще предстоит «добивать» власть.
Крым: от Украины только название
Наштамповав различных проектов законов, кодексов и т.д., новая власть пока еще не занялась региональной и этнической политикой. Впрочем, если у прошлых правительств не было вменяемых позиций относительно нацменьшинств, то вряд ли они появятся сейчас.
Гораздо большей конкретикой, чем абстрактные намерения украинской власти обладают планы относительно Крыма других стран. Так, экспансия российского влияния и капитала на полуострове с приходом новой власти только усилится. Со своей стороны и Турция централизует усилия на крымском направлении. Так, при правительстве Турции планируется открыть департамент по взаимоотношениям с тюркским миром. Официальная цель департамента — решение проблем живущих за границей граждан Турции и социальных, культурных, экономических проблем представителей родственных тюркских народов. Кроме того, в функции департамента будут входить вопросы, связанные с предоставлением возможности обучения, получения стипендии в Турции.
На турецкие средства строятся мечети, крымско-татарские студенты учатся в Турции, но до инфраструктурных проектов дело пока не доходит.
Также конкретная помощь поступает со стороны ЕС. Согласно программе ЕС предполагаются до конца 2010 года инвестиции в Крым и Севастополь около 12 млн. евро. Все проекты будут касаться инфраструктуры (социальной, туристической и усиления способности Крыма к привлечению прямых иностранных инвестиций).
Касательно США, то они будут развивать активность в направлении общего мониторинга ситуации в Крыму. В последнем ежегодном докладе Госдепартамента США о состоянии дел с правами человека в мире было обращено специальное внимание на крымско-татарский вопрос. Примечательно, что в ходе мартовского визита посла США в Украине Д.Теффта в Крыму его основными собеседниками стали не местные власти, а крымские татары.
Основные усилия будут направлены на излюбленный метод «насаждения демократии» через неправительственные организации (НПО). Ключевая роль в этом плане отводится спонсируемой посольством США информационной сети Internews network (был объявлен конкурс по распределению грантов в рамках программы «Усиление независимых СМИ в Крыму»), а также программам укрепления гражданского общества в Крыму по линии НПО «Объединяемся ради реформ» (UNITER), финансируемой Агентством международного развития США (USAID). В рамках программы «Общественные связи» из 10-ти проектов, предусмотренных на Украину четыре будут реализованы в АРК. Украинский независимый центр политических исследований при содействии и финансовой поддержке Посольства США планирует проведение в Джанкойском, Сакском, Бахчисарайском, Советском, Белогорском районах тренингов для сотрудников райотделов милиции по теме «Особенности работы правоохранительных органов в полиэтнических обществах». Будут также проведены целевые исследования состояния межэтнических отношений в автономии. Активно разворачивает в Крыму свою деятельность и НПО Pact inc., бюджет которой по программам укрепления демократии превышает $53 млн. Кроме того, стажировки представителей бизнеса, госчиновников, журналистов, правозащитников Крыма в США пройдут на такие темы, как межэтнические отношения, реагирование в чрезвычайных ситуациях, развитие туризма, повышение инвестпривлекательности экономики и др.
Будет ли через несколько лет в Крыму хоть что-то украинское кроме «лейбла»? Местные власти интересуют только политические амбиции, заработок и земля, татары все больше ориентированы на Турцию и «не любят» все, что связано с Россией, славянское население наконец-то может походить в «исконных» лаптях, насладиться звуком балалайки и поговорить на «великом и могучем»… Здесь учтены все интересы, кроме чисто украинских…
Юрий Григоренко
3 коментарій