А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Вооруженная Сила с предпринимательскими намерениями

'Вооруженная
'Вооруженная
Вокруг Вооруженных Сил разгорается очередной предпринимательский скандал, связанный с пребыванием нашего миротворческого контингента в Косово. Наши военные, пользуясь свои особым статусом пребывания на данной территории, организовали канал покупки «на свои нужды» и беспошлинного ввоза горючего. Только за первые четыре месяца 2009 года украинский контингент на 47 единиц техники и 11 генераторов сумел «освоить» 1,6 млн.литров топлива, которое на самом деле реализовывалось местным предпринимательским структурам с наценкой около 0,5 евро на литр.

Самое интересное, что «предпринимательская идея», а также связанные с ней деловые контакты и связи передавалась «из поколения в поколение» миротворцев, составляя «бесценный боевой опыт». И этот опыт было у кого приобретать.

С самого начала участие Украины в миротворческих операциях предполагало собой стимул (моральный и материальный) для слабеющей армии, а также дополнительные (экономические и политические) возможности для теряющего моральный облик государства. На тот момент военных с постсоветского пространства еще уважали, поэтому Украина могла себе позволить выбор места расположения миротворческого контингента. В 2000 году отдельный инженерный батальон «Укринжбат» отправился в Ливан.

Место «вечно тлеющего конфликта с курортными условиями существования» и почти европейской цивилизацией. Можно было только удивляться: «За это еще и деньги платят?» Однако уходил «Укринжбат» из этого «святого места» изрядно не добыв срок и под аккомпанемент коррупционного скандала: украинских саперов обвинили в том, что они торговали получаемым от ООН топливом и получали дополнительное финансирование за строительство гражданских объектов «в свободное от основной работы время» с использованием служебной техники (общий объем выполненной «шабашки» - один миллион долларов).

Старая советская традиция впервые вышла на международный уровень. По нисходящей покатился статус «служивых». Государство тоже в долгу не осталось: платило своим военным «по справедливости», а поступающие в качестве компенсации международные средства ООН непременно направляло «на пополнение бюджета». Более того, следующий миротворческий контингент отправился уже «во искупление государственных политических ошибок» с экспортом «Кольчуг» в Ирак и «кассетным» скандалом.

При отправке этого контингента неприятности начались сразу же с момента отправки. По пути следования в отечественный порт погрузки на марше «разулась» половина бронетранспортеров. В ходе разбирательства, кто и каким образом готовил технику к отправке, была разгромлена практически вся служба тылового обеспечения Вооруженных Сил. Это было первое предупреждение, что «все продано».

Следующий скандал разгорелся в Николаевском аэропорту весной 2005 года, когда в цинковом гробу с погибшим военнослужащим, который направлялся из Ирака, сотрудники СБУ нашли более трехсот тысяч долларов. Вся эта сумма «откупных по вертикали» впоследствии естественно оказалась «сэкономленными средствами» и «благодарностью местного населения». Хотя на самом деле, при досрочном выводе украинского контингента из Ирака в соответствии с предвыборным обещанием Ющенко, никто особо не сожалел. Международному командованию украинцы запомнились полным непониманием нравов и традиций местного населения, а также прямолинейностью действий во время вооруженных столкновений. А самое главное – своим «командировочным статусом» и нежеланием существенно вникать во все происходящее. Помимо коммерческих вопросов, разумеется.

Теперь украинские контингенты стараются выдавить из наиболее престижных мест и с удовольствием отправляют в Африку, где содержать «цивилизованные» войска с достойной оплатой - дорого. Дешевле за средства ООН купить наш контингент – «вроде цивилизован» и «почти на самофинансировании».

Самое интересное, что даже украинский ограниченный контингент в Либерии был дважды обвинен в скандалах (в 2004 и в 2005 годах). В первом была доказана вина украинских военных в продаже местным жителям продуктов. Это уже традиция. Второй скандал закрутился вокруг сексуальных домогательств украинских военных к местным женщинам. Это уже новая тенденция «почувствовать себя людьми» хотя бы в этом захолустье. Скандал, правда, был досрочно замят по причине, что «обвинение в сексуальных домогательствах стало инструментом выяснения коммерческих противоречий». Хрен редьки не слаще.

К настоящему времени круг замкнулся: чтобы попасть в миротворческий контингент, нужно дать взятку; дача взятки провоцирует естественное желание «отбить вложенное» и оставить задел на будущее. Ведь в следующий раз тоже без «спонсорского взноса» не возьмут. А остальные, «из местных украинских», вылетают за пределы конкуренции. Формально – по «незнанию английского языка», «несоответствию морально-психологических качеств». В общем, «молоды вы еще и не накопили на вступительный взнос». Министр обороны Анатолий Гриценко в своих радужных «помаранчевых» планах имел намерение прекратить подобную практику многоразовых поездок «миротворцев». Да где тот министр, а откаты и поныне процветают.

Нельзя на международном уровне отменить то, что насквозь пронизало отечественную армию. Еще в середине 90-х в армию спустился вполне официальный «дух предпринимательства». На уровне бюджета государство обязало армию самостоятельно зарабатывать на свои нужды путем продажи лишнего военного имущества и вооружений. Среди личного состава была введена «система материального стимулирования» в размере 30 процентов от оклада. Причем, как бы сейчас сказали, «система имела определенный олигархический характер». Командир, как царь и бог, имел право на свое усмотрение ограничить премии всему личному составу и выплатить «особо заслуженному» доверенному лицу, которое 90 процентов «наваренного» принесет обратно командиру. Дело дошло до того, что младшим офицерам доходчиво поясняли, что «премии вам вообще не положены, поскольку молоды вы еще». Ладно бы на оставшиеся деньги можно было как-нибудь прожить, но ведь вся получка была нищенской, а тут еще лишат одной трети.

Можно себе представить о действиях такого личного состава в военное время. Тут и пулю в спину можно получить родному «отцу-командиру». Хотя и «пуля в спину» по нынешним временам – непозволительная честь, поскольку из нынешних руководителей-бизнесменов вряд ли кто способен сказать: «Делай как я!», а только: «Делай как я сказал!» Именно по этой причине материальные наказания в советской армии почти не практиковались. Могло быть понижение в должности, понижение в звании, но в материальном выражении можно было лишиться лишь вознаграждения в размере оклада по итогам года, да и то, параллельно с разбором на собрании офицерской чести.

В жизни существуют вполне определенные виды деятельности, в которых принципиально не следует совмещать мораль и коммерцию. Иначе они молниеносно превращаются в «структуры сетевого маркетинга», по которым циркулируют деньги, безотносительно к смыслу деятельности. После 20 лет настойчивого реформирования в такую модель превратились отечественные Вооруженные Силы. Чтобы сохранить хоть толику здравого смысла в этой имитации бурной деятельности, стоит опереться на популярную по нынешним временам народную мудрость: «всякий, кто пытается уклониться от выполнения воинского долга, не является подлинным сумасшедшим».

Сергей Бочкарев
Фото: tsn.ua


0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии