А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Очередному подорожанию водки посвящается (2-я часть)

'ОчередномуОкончание. Читать первую часть статьи

Подручные «зеленого змия»

Начнем со старейших и заслуженных. Компания "Гетьман Ко". Начинала с тесного сотрудничества со Львовским ликеро-водочным заводом и выпуска водок премиального сегмента «с национальной украинской идеей». Потом вместе с «национальным самосознанием» пересмотрела свою водочную нишу в направлении «разнообразного ассортимента и завоевания устойчивых симпатий массового потребителя». В результате, успешно сотрудничает с Полтавским ЛВЗ, Одесским ЛВЗ, Жажковским ЛВЗ и тернопольским спиртзаводом по выпуску водок классом пониже. Сознательный премиум-сегмент вроде и остался: "Гетьман", "Держава", "Киев", но для тех, кто не отягощен национальным самосознанием, появились названия попроще и подешевле - "Наливайко", "Тарас", "Киев", а для массового ежедневного употребления - демократический сегмент "Первак", "Песня" и "Лампочка".

В отличие от предыдущей, компания "Союз-Виктан" изначально на изысканные напитки не претендовала, зато в смутные 90-е успешно использовала автономную крымскую прописку для экспансии на рынок «массового потребления алкоголя». Производственные мощности содержит в городе Симферополь. Со временем водочный ассортимент стал претендовать на эксклюзивные марки ("SV", "Medoff", "Мърная"), а также пополнился слабоалкогольными негазированными напитками на основе натурального сока под торговой маркой "Лонгер", лечебно-столовой водой премьер-класса «Неаполис» и питьевой водой "Союз-Виктан". Компания неоднократно фигурировала в скандалах с неуплатой акцизов, уголовных разборках между учредителями, меняла своих владельцев. Однако без «крымского присмотра» не осталась.

В период кризиса 2009 года Крымский парламент неожиданно решил «компенсировать предприятию из республиканского бюджета часть акцизного сбора с целью развития его производственных программ». Чем вызвал нервную реакцию правительства Юлии Тимошенко, не знающего как собрать бюджет. Без этой дополнительной «финансовой подпитки» компания решила пойти по пути формального банкротства. Будущее торговой марки «Союз-Виктан» на данный момент под вопросом, а вот производственные мощности без работы не остались.

Еще из старейшин следует не забыть Одесский коньячный завод, который всегда содержал линию по разливу водки в качестве «товара широкого потребления». Благо стадии перегонки и очистки во многом совпадают. С приходом «свободного рынка» обзавелся своей торговой маркой - "Шустов". Гордится тем, что большинство ароматических добавок в водку натуральные (читай – «коньячного» происхождения).

Далее на рынок пошла экспансия иностранных инвесторов. Украинская водочная компания «Nemiroff» (Винницкая область, город Немиров) - дочернее предприятие кипрской компании Biostar Investments Ltd, на рынке работает с 1992 года. Выпускает водки классические, особые, горькие и сладкие настойки. Своим успехом обязана благодати центральной Украины – все под рукой и производится, и растет. Причем все отменного качества. Основную часть своей продукции со времени своего основания «Nemiroff» отправлял на экспорт, а потому мог себе позволить не связываться с отечественными налогами и акцизами. Отсюда достойное поведение на рынке и возможность не экспериментировать с рецептурой продукции с целью ее удешевления.

Подход следующего инвестора при строительстве ликеро-водочного завода "Хортиця" был более странным. Украино-датская компания "Имидж Холдинг" вложила более 16 млн. долларов ипостроила предприятие «по эксклюзивному проекту на специально выбранном месте». Вся «эксклюзивность» места на самом деле определяется близостью подъездных железнодорожных путей, автотранспортной магистрали и схем электроснабжения, а также равнинным рельефом местности, отсутствием грунтовых вод и надёжностью грунта. Завезено лучшее европейское оборудование, но вместе с этим остается загадкой, где в этом регионе можно взять чистую воду. Грунтовые воды в промышленном запорожском регионе излишне засолены, а «воду с Хортицы» в нижнем течении Днепра нельзя считать чистой.

Далее пошли инвестиции олигархов общеукраинского и регионального масштаба. Корпорация "Олимп" (Донецк). С 2000 года производит свою продукцию под торговой маркой "Олимп" на мощностях Донецкого ликероводочного завода "Лик",
Выпускает продукцию под торговыми марками "Олимп", "5 капель", "Бiленька", "Вдала", "Приватна колекцiя", Russian Shot, "ЖЗЛ", "Марсель", "Винко", Fantasy, SAMBA, "Ювента" и "925". Как и все «продвинутые донецкие» хвастается тем, что продукция выпускается «на молодом современном предприятии, оборудованном по последнему слову техники». Самые современные линии розлива, современнейшее оборудование лаборатории, тщательная водоподготовка, тончайшая тройная фильтрация продукта и автоматический контроль качества на всех этапах производственного процесса. Хотя на самом деле значительную часть продукции производит на менее «продвинутых» предприятиях Харьковской, Сумской и Донецкой области.

Торговая марка «Хлебный дар» принадлежит «Национальной водочной компании» (группа компаний «Баядера», Горловка). Хотя производство сосредоточено в Черкасской области, а компания «Баядера-Дистрибьютор» заодно является совладельцем ОАО «Коблево».

Компания "Княжий Град" всегда претендовала на «собственные производственные линии, сырьевую базу, сеть дистрибуции». В 2002 году даже приобрела целостный имущественный комплекс Киевского винодельческого завода "Молдвино". К настоящему времени обладает торговыми марками "Мърная" и "Винодел", а на стыке водочного и винного бизнеса выпускает коньяки "Нахимов" и "Гринвич".

Концерн "Оверлайн" всегда гордился тем, что в его основе - 100% украинский капитал. Потому и торговую марку завел в духе «отечественного менталитета» - "Мягков". Продукцию производит на Первом Одесском ликеро-водочном заводе. Со временем присоединил к себе Одесский завод шампанских вин и Измаильський винный завод".

Золотоношский ликероводочный завод «Златогор» всегда хвастается тем, что был основан в 1896 году. Хотя с той поры достоянием завода осталась разве что собственная артезианская скважина глубиной 250 метров – «источник в экологически чистой зоне Черкасской области», из которого заодно разливают минеральную воду. Для «водочного применения» она проходит дополнительные 4 степени очистки.

В качестве «маркетингового хода» завод «прикупил себе» ученных-консультантов из Института ботаники Национальной Академии Наук Украины и Киевского ботанического сада, которые теперь «добавляют в водку натуральные, экологически чистые добавки и вытяжки из лекарственных растений». Заодно прикупил себе Орден Святого Станислава, теперь водка «Златогор» - официальный напиток Ордена во всем мире.

Наконец, Луганский ликёро-водочный завод "Луга-Нова". Тоже, как водится, претендует на эксклюзивную рецептуру, но обеспечивает свой регион исключительно «продуктом массового употребления».

Компании-производители разоряет культура пития и налогообложения

Рассуждения об «исторических традициях» и «эксклюзивном производственном процессе» конечно выглядят заманчиво, однако на самом деле «маркетинговые ходы» большинства отечественных водочных компаний выглядят весьма стереотипно, а в ряде случаев – разорительно. Российская диаспора весь период становления алкогольного рынка уповала на укрепление статуса «русской водки».

Россияне показательно смешивали для производства пшеницу из «семи русских регионов», фильтровали продукт через «уральский кварцевый песок», «алмазную пыль» и «древесный березовый уголь» (отечественный «Шустов» также не забывал указывать все это на этикетке). При этом на всем произведенном не забывали рисовать «царскую корону». Само собой разумеется, что «украинская горилка» таким «эффектом брэнда» не обладала. Определенную аналогию можно было обосновать причастностью к казачеству и символ булавы (на что упирала торговая марка «Гетьман»), но в остальном необходимо было надеяться на собственную «интеллектуальную идею».

В середине 90-х после стандартных советских пол-литра (когда типовая бутылка многократно путешествовала через приемный пункт) «интеллектуальной идеей» стала уникальная бутылка неповторимой формы. На сегодня эта идея доведена до своего абсолюта усилиями «итальянских дизайнеров» для сегмента премиум-класса («Баядера» и «Цельсий») и доморощенных дизайнеров для «народного сегмента» (водка формы фаллоса под официальным названием «Гармата», а также настольная «Лампочка»).

Параллельно развернулось соревнование в торговых марках. Параллельно разрабатывалось сразу несколько филологических направлений: названия одно другого «статуснее», затем одно другого «мягче», затем одно другого «слаже», затем одно другого «народнее». Пока две компании не схлестнулись между собой за весенние березовые почки («Союз-Виктан» - «На березових бруньках», «Nemiroff» - «Водка украинская березовая (на бруньках)». Дошло до судебного разбирательства по лицензионным правам, во время которого тщательнейшим образом выяснялось: «бруньки» - это составная часть продукта или вкусовая аллегория. И это выясняли между собой две компании, задумавшие покорить российский рынок.

У тех же, кто работал на рынок внутренний, были проблемы попроще – как уйти от акциза. Компании восточных регионов долгое время умудрялись клеить акцизные марки от продуктов с менее высокой крепостью на водку. Компании южных регионов не брезговали заказывать производство поддельных акцизных марок в Турции. В итоге, на пике спроса диспозиция на внутреннем рынке была такова: лидер рынка по объемам продаж - компания "Имидж Холдинг" (ТМ "Хортиця"), второй - "Союз-Виктан", третий - Nemiroff, четвертый - "Олимп". Однако грянул кризис, и вот уже «Хортица» разбирается с претензиями налоговой инспекции, а «Союз-Виктан» - со своими долгами. Даже «Nemiroff» подумывает продаться «европейским или российским инвесторам». А в лидеры вместе с новой властью приходят "Национальная водочная компания" («Баядера»), да и «Олимп» где-то там из-за угла выглядывает. «Казенный» это все-таки бизнес.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии