Чиновников нужно не сокращать, а наоборот – необходимо увеличивать их количество. Это не шутка и не эпатаж в стиле: «А Баба Яга - против!» Это реальность современного государственного управления. И это легко понять, внимательно посмотрев на цифры и на опыт развитых западных стран.
Какой-нибудь бабе Клаве сидя перед телевизором вполне позволительно грозить пальцем: «Всех вас разогнать надо!» Какому-нибудь торговцу с базара, это также позволительно. Но когда подобные заявления делают высшие руководители Украины, то становится понятно – та знаменитая «любая кухарка», которая вполне способна управлять государством, таки дорвалась до власти в Киеве.
«Ну-у-у, американцы… н-у-у, тупые!»
Примерно за год до инициатив Виктора Януковича о массовом сокращении количества украинских чиновников, президент США Барак Обама также выступил с предложением относительно коррекции численности американских госслужащих. Вот только американский лидер наоборот предложил увеличить штат местных чиновников. Например, только работников аппарата Госдепартамента США до 2013 г. станет больше на 25%, по сравнению с 2009 годом.
Но может быть в Америке чиновников действительно гораздо меньше, чем в Украине? Мы уже поймали на лжи 1-го зама Администрации Президента Ирину Акимову утверждавшую в СМИ: «…по количеству чиновнического аппарата, мы впереди планеты всей» Подробнее – см. первую часть этого небольшого исследования – «Обрезание государевых людей», здесь же напомним только реальные цифры: в Германии количество чиновников составляет 6,1% населения, в США – 6,8%, в Швеции – 11,7%, в Украине – 1,4%
Как видим, доля чиновников в западных странах больше, чем процент украинских государственных людей в 5-8 раз. Почему же мы сокращаем свое и без того куцое чиновничество, а американцы, имея 5-кратное превосходство над нами, наоборот его увеличивают? Сразу вспоминается клоун Михаил Задорнов со своим знаменитым: «Ну-у-у, американцы! Н-у-у, тупые!»
Чем больше демократии – тем больше чиновников
Утверждать, что чиновников должно быть мало, могут только люди, получившие представления об искусстве государственного управления на автобазе города Енакиево или на харьковском рынке «Барабашово».
Мировой опыт однозначно доказывает – чем больше в стране демократии и экономических свобод, тем больше там чиновников, тем мощнее и многочисленнее государственный аппарат и контролирующие органы в этой стране. Только наивный человек может полагать – чем меньше запретов, тем меньше нужно контролирующих структур. В действительности, все наоборот.
Рассмотрим этот вопрос с точки зрения экономики, техники, политики и даже философии. В том, что большая свобода требует все большего количества надсмотрщиков, нет никакого парадокса. Смысл происходящего объяснили еще древние греки в античных Афинах.
Античная философия. Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил … «Площадь большого круга – это мои знания, а площадь маленького круга – ваши знания. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это непознанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас». Граница круга – это граница между знанием и незнанием. Чем больше ты приобретаешь знаний, тем больше твоя граница с незнанием. И наоборот - чем меньше круг твоего знания, тем меньше и то, чего ты не знаешь.
Экономическая свобода. Теперь примените эту мудрость в отношении демократии и экономической свободы. Чем больше дозволенного, тем больше граница с недозволенным. А значит тем больше нужно, охранников, контролеров и регулировщиков на этой границе. В СССР не было экономических свобод, поэтому для охраны этой границы хватало мизерного количества государственных служащих. Но как только круг экономических свобод вырос, сразу же потребовалось и огромное количество «пограничников».
В Советском Союзе, например не было как таковой Налоговой инспекции – все платежи насчитывали и вносили в бюджет сами предприятия. В условиях фактической государственной монополии в СССР не было необходимости в налоговых структурах. Да, при социализме была мощная «теневая экономика», но она находилась в компетенции ОБХСС. Так же, как сейчас в МВД действует Департамент по борьбе с экономической преступностью. В крупном промышленном городе, работники финансовых учреждений, которых условно можно было назвать «налоговиками» легко умещались в одной комнате.
Но вот в Украине начала строиться рыночная экономика. Появилось колоссальное количество субъектов предпринимательства, которые работают в самых разных сферах экономики и имеют разнообразные формы собственности – ООО, СП, ЧП, ЗАО и так далее. Субъектам предпринимательства разрешили внешнеэкономическую деятельность и многое другое. Понадобились тысячи страниц новых законов, нормативных актов и регламентов. А самое главное - для того чтобы уследить за всем этим понадобились тысячи и тысячи налоговых инспекторов.
Это вовсе не связано с исключительно нашим постсоветским прошлым. Возьмем все те же США, которые всегда были рыночными – если в 1913 году Налоговое законодательство США умещалось на 14 страниц текста, то уже в 1990-х, чтобы его напечатать требовалось более чем 9000 страниц. И объем законов только растет. При этом, в Америке все это оттачивалось десятилетиями, а не вырвалось как джинн из закупоренной бутылки за несколько лет.
Когда Янукович вслед за Азаровым приводит пример: «В 1990-м году в здании Кабинета Министров работали 400 человек, а сейчас 1200. Разве у нас сейчас больше работы, чем у них?» - то это и значит, что государством управляют «кухарки». Да, Виктор Федорович! Да Николай Янович! Работы стало колоссально больше, ведь устройство государства и экономики стало сложнее в несколько раз, чем в 1990-м году. Тем более что тогда многую работу делали союзные ведомства в Москве.
Демократия. А ведь мы говорим только про экономику. Изменились и политическая структура и гражданское общество. Демократия – это гораздо более сложная система, чем та, которая была раньше и в ней гораздо больше игроков, чем в однопартийной системе. Для обслуживания сложной машины нужно гораздо больше «техников» - управленцев, юристов, правоохранителей и т.д. Причем, техников очень квалифицированных, которых у нас просто нет.
Нужно огромное количество служащих, чтобы реагировать на изменения в экономике и политике на этапе законодательном, но еще больше, когда эти изменения начинают воплощаться в практику – от Кабмина и министерств до местного самоуправления.
Техника и прогресс. Помните, на заре компьютеризации и появления ЭВМ утверждалось: один отдел с ЭВМ на предприятии, заменит собою несколько отделов со служащими! Что в итоге? Количество отделов не только не уменьшилось, но и наоборот - увеличилось за счет этого самого «компьютерного отдела». И количество работников только выросло за счет «системных администраторов» и других людей, обслуживающих ЭВМ.
Возьмем криминальную сферу. Казалось бы, развитие техники поможет полицейским структурам и облегчит их работу. Произошло совсем наоборот – появились такие виды преступности, о которых ранее и не подозревали. Один Интернет чего стоит! А преступность с банковскими кредитными и прочими картами и мобильное телефонное мошенничество?
Умирающее государство
Таким образом, правило сформулированное древнегреческим философом Зеноном оказалось абсолютно верным, применительно к современной демократии и экономике. Философия в западных странах, в отличие от Украины занимает важнейшее место. Слова «философия государственного управления» на Западе не пустой звук. Слово «философия» - это вовсе не определение для придурков-очкариков, как это представляется нашим «конкретным пацанам», сидящим на Банковой и на улице Грушевского. Это то, что реализуется развитыми странами на практике.
Поэтому нет ничего удивительного в тех цифрах Всемирного банка которые приведены выше, когда на 1000 американцев приходится 68 государственный служащий, на 1000 шведов – 117. Удивительно то, как Украина вообще не рухнула как государство, когда те 14 работников сферы управления, имеющиеся сегодня на 1000 украинцев, только сокращаются. Уже сегодня, многие подразделения министерств и ведомств, отвечающих за целые отрасли экономики или управления, состоят из нескольких людей. Они физически не в состоянии справиться со своей работой – даже если бы они все были квалифицированными и кристально честными людьми. Но далеко не все они такие – какой квалифицированный спец пойдет работать туда, где ему платят копейки да еще постоянно угрожают сокращением? Если не самого рабочего места, то льгот, которые только и держат на госслужбе многие старые кадры.
В итоге, остаются лишь те, кто просто больше нигде не нужен, романтики, еще верящие в свою нужность государству и те, кто изначально пришел не работать, а «дерибанить». И эта болезнь уже изначально заложена в устройство нашей государственности. На философском уровне…
Продолжение следует
Сергей Берко
1 коментарі