Архив 2008 р.
Христианско-Демократический Союз выступил с рядом инициатив, направленных на преодоление кризисных явлений в демократическом лагере. Часть из них носит законодательный характер и касается порядка работы Верховной Рады. Вторая часть имеет политический характер, и именно об этих инициативах сегодня наш разговор с Председателем ХДС Владимиром Стретовичем.
– Владимир Николаевич, что сегодня происходит вокруг конституционной реформы? Складывается впечатление, что Украина получит не один, а несколько вариантов Основного Закона, и это только усилит нестабильность и конфликт внутри демократической коалиции…
– Действительно, конституционная реформа назрела, сегодня мы должны четко определиться с моделью государственного устройства страны, четко определить место Президента и Кабинета министров в системе государственного управления. Проблема в том, какими методами и какой ценой эта реформа будет проводиться. Сначала мы столкнулись с тем, что одна часть демократической коалиции попыталась изменить Основной Закон без участия Верховной Рады, что опасно не только исключением парламента из этого процесса, но и тем, что многие силы демократической коалиции, несогласные с этим проектом, сделают все, чтобы он провалился на референдуме. А это станет еще одним ударом и по единству блока, и по авторитету Президента.
С другой стороны, все чаще звучит информация о том, что другая часть коалиции готова объединиться с Партией Регионов ради принятия альтернативной редакции Конституции парламентским большинством в обход Президента. Такая ситуация не менее опасна.
– Что предлагает по этому поводу ХДС?
– Новая редакция Конституции должна стать результатом работы парламентско-президентской комиссии и принятием в Верховной Раде законопроекта 2245, который предусматривает создание специального органа – Конституционной Ассамблеи. Такой способ позволяет подойти к вопросу серьезно и учесть все мнения и варианты. Да, возможно, это займет больше времени, но такие вопросы нельзя решать наскоком. В конце концов, проблемы единства демократической коалиции сегодня – это не столько результат несовершенства коалиции, сколько личных амбиций и неспособности.
– В СМИ звучат предложения увеличить проходной барьер в Верховную Раду. Называются цифры в 7 и даже 11%... Какие плюсы и недостатки такого размера барьера?
– По большому счету, никаких плюсов от такого высокого проходного барьера нет. Нам говорят, что это усилит структурирование парламента и политической арены государства в целом. Однако сегодня в Раде и так всего лишь пять фракций – БЮТ, ПР, НУ-НС, КПУ и Блок Литвина. Разве это много? Дело не в количестве партий, а в их качестве, в качестве политической элиты. Даже если сегодня останется всего две партии, то и они без проблем сумеют парализовать Верховную Раду и сделать ее нежизнеспособной.
Зато минусы могут иметь катастрофические последствия для Украины. Во-первых, чем больше проходной барьер, тем выше угроза создания двухпартийной системы. А такая система – это действительно угроза, если учесть, как голосуют сегодня украинские регионы. Фактически Украина будет разделена на две части, и этот раздел будет закреплен в Верховной Раде. Восточную часть страны полностью возьмет под контроль одна политическая сила, а западную часть – вторая партия.
Кроме того, этот барьер станет не барьером, а настоящей стеной для новой украинской элиты. Как раз сегодня начинается процесс замены старой обанкротившейся элиты (независимо от цвета – хоть оранжевой, хоть красной или бело-голубой) новым поколением политиков, за спиной у которого нет груза тоталитарного советского прошлого. И теперь перед ними хотят поставить шлагбаум. Для того чтобы добиться успеха, молодым политикам придется принимать правила игры, господствующие в украинской политике сегодня. Им придется сделать нормой жизни для себя предательство и продажность.
И думать сегодня надо не о проценте барьера, а о том, чтобы избирательная система была более адекватна к нашей реальности. Поэтому ХДС настаивает на мажоритарной системе выборов в местные советы и за открытые партийные списки в Верховную Раду.
– Кроме всего прочего, ХДС предлагает перенести выборы мэра Киева на более поздний срок. Конечно, Киев – это столица, но почему все-таки местный киевский вопрос поставлен по важности в один ряд с конституционной реформой и другими общенациональными вопросами?
– Это важнейший вопрос для единства демократического лагеря. Выборы в Киеве накладываются на общий кризис в коалиции демократов. Отсутствие единого кандидата на пост мэра только усиливает раскол. И еще хуже – из-за отсутствия единства победу может одержать действующий мэр. Это станет тяжелым поражением для всех демократов. Победителей не будет, а противники получат еще один козырь, говоря о неспособности демократов работать одной командой.
– Провокационный вопрос: так, может, и не стоит любой ценой сохранять это единство, раз демократов постоянно лихорадит из-за чьих-то амбиций? Может, пора подумать о новых конфигурациях украинской политики?
– Единство «оранжевых» – это не просто ностальгия о Майдане. Это условие выживания и сохранения курса демократических реформ. Мы уже говорили про информацию в СМИ о том, что часть демократов готова объединиться вокруг изменения Конституции с Партией Регионов, чтобы «насолить» Президенту. С другой стороны, часть демократов пытаются перетащить в проекты, которые якобы должны создать новый центр, где умеренные силы «оранжевых» будут сотрудничать со здравомыслящей частью Партии Регионов.
Я прекрасно знаю, что в ПР есть достаточно трезвых и умных политиков. Но хочу напомнить, что попытки заигрывать с регионалами были и после выборов 2006 года. И тогда пытались выстроить умеренный центристский блок с этой партией. Однако, как только у регионалов появилась возможность, благодаря предательству СПУ, обойтись без «оранжевых», они сразу же предприняли попытку реванша, собираясь сделать Президента декоративной фигурой, самым наглым образом ограничивая его полномочия. И почему-то все эти действия поддерживались регионалами единогласно. Где же тогда было это «здравомыслящее крыло ПР»?
Все это в итоге закончилось штурмом Генпрокуратуры и досрочными выборами. Поэтому сначала мы должны сделать демократические реформы необратимыми и уже после этого выстраивать какие-то новые конфигурации, которые будут включать в себя все здоровые силы украинской политики. И объединяться тогда они будут вокруг интересов Украины, а не вокруг интересов отдельного клана.
Архив 2008 года,
газета "Христианский Демократ"
Украиноязычная версия статьи: "Єдність демократів – це не просто ностальгія за Майданом"
0 коментарів