Архів 2009 р.
Судебную систему Украины сотрясает один скандал за другим. Дело судьи Зварыча шокировало даже привыкших уже ко всему украинцев. Что нужно сделать, чтобы у граждан нашего государства наконец-то появилось доверие к судам и чтобы судьи наконец-то стали на защиту закона? Заслуженный юрист Украины Владимир Стретович предлагает свои решения.
– Владимир Николаевич, как Вы считаете, какие предложения относительно судебной реформы будут наиболее действенными?
– Нужно провести внеочередную аттестацию судейского корпуса на основании закона. Такой законопроект мной подготовлен и в ближайшее время будет внесен в Верховную Раду. Он предусматривает механизм, начиная с уровня районных судов, областных. Нужно дать оценку работе судейского корпуса относительно его обязанностей и на основании решений общественности, куда будут входить представители ветеранских организаций, молодежных, правозащитных, представители власти и местного самоуправления, других учреждений. В случае не подтверждения статуса доверия судьям, их нужно отправлять в отставку. Такая своеобразная судейская "чистка". Но среди политикума нет единой точки зрения о необходимости проведения таких мероприятий.
Проблема нашего суда – это не проблема судейской системы, это проблема страны в целом, поскольку это зло, начавшее интенсивно укореняться уже на протяжении 5 лет – называется коррупцией. Оно сегодня разъело государственную систему в целом и ее судебное звено в частности. И здесь есть субъективный фактор – это стремление судий зарабатывать нечестным способом, и объективный – никто не противодействует этой системе, начиная с высшей судейской инстанции – Верховного Суда или специализированного органа, который должен быть в государстве и осуществлять контроль деятельности судей.
Те единичные случаи развенчивания судей-"сеятелей" или тех, кто за чужой счет ездит на отдых – это лишь маленькие эпизоды того, что фактически подтверждает проблемы в судебной системе. Дискуссия вокруг законов, таких как "О судоустройстве и статусе судий" – стремление выдать желаемое за действительное. Это не улучшит деятельности судейского корпуса, так как порядок нужно наводить с самого верха: с механизма назначения судей, назначения их пожизненно Верховной Радой. В Комитете по вопросам правосудия происходят вещи, далекие от идеала процедуры назначения судей на эти должности.
Таким образом, проблема улучшения деятельности судов комплексная, она не может быть решена немедленно, но к этому должно стремиться не только общество, которое наиболее доверяет судам, но и народные депутаты, Президент страны, местные администрации, органы судейского самоуправления и самое главное – сами судьи. Выглядит парадоксально ситуация, когда судьи, зная, кто из их коллег "не чист на руку" – не избавляются от нерадивых, а, наоборот – покрывают и даже защищают тех, на ком, как говорят в народе, "негде клейма ставить". Решение всех этих проблем – может дать желаемый результат, а принятие только одного закона это, так сказать – верхушка маленького шага, который нужно сделать. Но после того, я убежден, никто дальше не будет углублять какую-либо планомерную деятельность по наведению порядка в судейской системе.
– Как уровень специальной подготовки судей в Украине влияет на судебную систему государства?
– Проблема существует, но это не препятствие для успешного функционирования судей. Есть специальный орган – Академия судей, где желающие проходят специальную подготовку. Хотя в советские времена не было такой подготовки, однако судейский корпус был намного лучше, более эрудирован, патриотичен, профессионален и система судейского контроля была налажена так, что отклонение решения, вынесенного судами низшей инстанции, было редчайшим явлением. Принцип не в системе подготовки кадров, а в отборе этих кадров. Поэтому надо устанавливать соответствующие квалификационные требования и большое внимание уделять самому механизму выдвижения на эти должности, отходя от практики, когда после возбуждения прокуратурой дела тебя через год могут успешно номинировать в судьи и ты можешь продолжать дальше вершить те же действия.
Поэтому не думаю, что есть насущная необходимость готовить судей специально. Убежден, судьи идут на эту должность, выбирая сознательно эту специальность, по призванию, а не принудительно, хотя есть и такие, которые, наблюдая за вакханалией в судах, бегут, чтобы заглянуть в карман истцу или подсудимому и обогатиться за их счет. На мой взгляд, система судейской подготовки должна существовать, но она не является определяющей в реформировании деятельности судов.
– Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы обеспечить прозрачность принятия судейских решений и повысить разъяснительную функцию для граждан о судебной защите?
– Сегодня есть правило, которое вменяет в обязанность размещать решения судов в Интернете. Мы с народным депутатом Тарасом Стецькивым внесли законопроект, который готовится к слушанию в Верховной Раде. Он состоит в том, чтобы решения всех судов были размещены на специальном сайте, и, соответственно, каждый гражданин имел возможность с ними ознакомиться. С другой стороны – каждый судья сможет увидеть аналогичное дело, которое рассматривалось другим судом, при подобных обстоятельствах и исходных данных, и, следовательно, появляется возможность унифицировать единую судебную практику по этим категориям дел. Это довольно продолжительный процесс, он рассчитан не на один год, но я уверен, что наличие в Интернете каждого судебного решения – это возможность для общественности, специалистов и дисциплинарной комиссии, которую предполагается создать упомянутыми проектами законов, ознакомиться с ним. Это еще одна возможность анализировать, правомерно ли судья применил нормы материально-процессуального права в той или иной ситуации, не злоупотреблял ли своим правом, подписавшись под именем Украины.
К величайшему сожалению, судьи, чтобы угодить одной из сторон не за "спасибо" и не руководствуясь своим правосознанием, а по материальным мотивам, часто переступают закон. Поэтому, если решения будут публичными – это будет сразу же видно и проанализировано не только сторонами, которые с этим решением ознакомятся впервые, но и правозащитными организациями, студентами для того, чтобы можно было влиять и воспитывать, в хорошем смысле, судей, действующих таким образом. Если это будет иметь системный характер, соответственно, от них надо избавляться, в связи с недоверием общества.
Итак, первое мероприятие, которое дебатируется и уже введено во многих судах: осуществляется запись на магнитную пленку всего процесса, а потом судебное решение размещается в Интернете, и это определенным образом обеспечивает прозрачность и открытость судов. Граждане должны знать, что судьи независимы лишь во время принятия решения, когда они накапливают знания, изучают материалы дела, анализируют законодательство, на основании своего внутреннего правосознания выносят то или иное решение, а после этого они, как и все граждане, должны отвечать за качество своей работы.
Архив 2009 года
Газета "Християнський Демократ"
Украиноязычная версия статьи: «Необхідно провести суддівську "чистку"
0 коментарів