Зеленый тариф — это специальный механизм, который призван повышать инвестиционную привлекательность, стимулировать приток средств и внедрение технологий в сферу альтернативной энергетики. Если говорить проще, то это специальный тариф, по которому государство обязуется закупать выработанную компаниями или частными лицами (домохозяйствами) энергию из возобновляемых источников (солнца, ветра и т.д.).
В общем-то, как отмечает глава компании «RECOM» Гамлет Тунян, зеленый тариф является более сложным механизмом, чем просто надбавка в цене, покрывающая затраты и обеспечивающая прибыль владельцу солнечной, ветровой или иной эко-электростанции. Так, он выступает гарантом подключения к сети при выполнении базовых условий производителем, и долгосрочным контрактом с государством на приобретение всей выработанной электрической энергии. Собственно благодаря его действию в Украине, отрасль альтернативной энергетики и является одной из самых привлекательных с точки зрения инвестиций, как внутренних, так и зарубежных.
Историческая справка
Сам термин «зеленый тариф» впервые возник в 1973 году, когда имел место нефтяной кризис (эмбарго). Собственно еще в ту пору мировыми лидерами было решено всячески стимулировать производство энергии из возобновляемых источников. Первыми идею льготных тарифов опробовали на практике в США: в 1978 году был подписан Национальный энергетический закон и дополнительные законодательные акты. Они, по словам юриста Нарека Туняна, предусматривали поощрение как энергосбережения, так и активного освоения новых источников энергии, включая солнечную и ветровую.
Годом позже уже Маргарет Тэтчер начала продвигать идеи перевода энергетической отрасли Великобритании с угля на газ, опираясь на опасности глобального потепления. Чуть позже была принята Рамочная конвенция и Киотский протокол.
К 2011 году законы, которыми посредством зеленых тарифов регулируется выработка электроэнергии из возобновляемых источников, были приняты более чем в 50 странах мира.
Эти тарифы отличаются в разных странах, зависят от вида источника (солнце, газ, биомусор и т.д.), мощностей электростанций и т.д. Но их объединяет то, что они имеют продолжительный срок действия, что выступает гарантией инвестиционной привлекательности, ведь позволяет это время получать прибыль и возвращать капитальные вложения, подытожил Гамлет Тунян.
Зеленый тариф в Украине
Положения про зеленый тариф в украинском законодательстве прописаны в законе «Об электроэнергетике». Он представляет собой особые расценки, на которых государство обязуется закупать электроэнергию у производителей, использующих для этого альтернативные источники энергии. Не распространяется зеленый тариф в нашей стране на гидроэлектростанции и объекты, которые используют для генерации электричества доменный и коксовый газ, добавляет Нарек Тунян.
Обязательства по выкупу произведенной зеленой электроэнергии берет на себя государственное предприятие «Энергорынок». Именно оно напрямую покупает электричество как у промышленных электростанций, так и у мелких производителей, в роли которых могут выступать обычные домохозяйства, то есть физические лица.
Согласно действующему украинскому законодательству такая схема стимулирования в сфере альтернативной энергетики будет действовать до 2030 года. Размеры зеленого тарифа зависят от различных факторов, в том числе производителей (предприятий или физических лиц) и источника, из которого получается электроэнергия.
Размеры зеленого тарифа сегодня и завтра
С 2020 года промышленные предприятия, занимающиеся генерацией альтернативной электроэнергии, должны перейти от зеленого тарифа к аукционам, где стартовой ценой будет как раз его величина, а победителем станет тот, кто предложит «Энергорынку» самую низкую стоимость.
С 2017 по 2019 годы величина зеленого тарифа для промышленных ветровых электростанций (ВЭС) составляет 0.1 евро за 1 кВт ч, для наземных солнечных станций (СЭС) — 0.15 евро, а для размещенных на крышах — 0.163 евро.
Тарифы для частных домохозяйств также отличаются для ветровых и солнечных станций. Они определены постановлением № 447 Национальной комиссии по государственному регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг. Предполагается постепенное снижение зеленого тарифа в целях приведения его к рыночным условиям, в том числе в связи со снижением стоимости оборудования, необходимого для запуска СЭС и ВЭС.
Условия для ВЭС:
- до конца 2019 года — 3.53 грн. за 1 кВт ч;
- с 2020 по 2024 годы— 3.17 грн.
- с 2025 и до конца действия зеленого тарифа — до 31.12.2029 — 2.83 грн.
Условия для СЭС (мощность для домохозяйств до 30 кВт):
- до конца 2019 года — 5,5 грн за 1 кВт ч;
- с 2020 по 2024 год — 4,94 грн;
- с 2025 по 2030 год — 4,40 грн.
Также важно, что зеленый тариф для малых электростанций фиксируется на момент их ввода в эксплуатацию, отмечает Нарек Тунян. Так, если домашняя СЭС начала работу в 2019 году, то до конца 2029 года будет продавать избыток электричества сверх собственных нужд по тарифу 5.5 грн.
Семьям для получения выплат необходимо выполнить процедуру подключения, собрать необходимые документы, приобрести специальное оборудование (приборы учета электроэнергии), открыть банковский счет и заключить договор о купле-продаже электрической энергии.
На текущий момент зеленый тариф в Украине является одним из самых высоких в мире. С одной стороны — это хорошо стимулирует приток зарубежных инвестиций и увеличивает количество СЭС и ВЭС. Но с другой — государство вынуждено идти на меры по снижению тарифа. Главное, уверен Гамлет Тунян, чтобы все изменения в данном направлении вводились осознанно и постепенно, так как путь Испании, которая резко отказалась от зеленого тарифа, тем самым нанеся серьезный удар по энергорынку, нашей стране не подходит.
17 коментарів