Тени древнегреческих богов и сегодня живут среди нас - вдохновляют, бередят творческие муки т проявляются совсем неожиданно в образах, которые мы даже не ассоциируем с Олимпом, откуда извергаются громы и молнии или с кораблями, плывущими за Золотым руном. Это не такое уж и поэтическое преувеличение – мифология древней Греции оказала колоссальное влияние на нашу культуру – тем более, что предки современных украинцев соприкасались с ними не только посредством Византии или книг, переводимых с латыни и западных языков, но и напрямую – в Ольвии (Одесская область), Крым и даже побережье Азовского моря.
Действительно – чего стоит один Купидон, без которого обходятся редко какая свадьба или романтическая открытка. Но сказания Античности и сегодня остаются основой для многих культурных явлений, даже ставших для нас привычными. Но тем более интересно, когда они переосмысляются с точки зрения современности – иногда неожиданно, иногда иронически, но всегда они вызывают интерес, такой потенциал вариаций заложен в этой мифологии. Одним из таких переосмыслений стала книга Стивена Фрая -
Миф. Греческие мифы в пересказе, ставшая одним из ярчайших событий литературы последних 3-х лет.
Написанное современным молодежным языком (собственно, как и положено такому Фраю, каким мы его и полюбили) – например, молодой Кронос сравнивается с «юношей-эмо» и тут же с популярным певцом британской «Новой волны» певцом Morrisey, а Атланта с «болгарским штангистом-тяжеловесом», творение о мифологии не зря несет на себе клеймо «18+». Смачный, порой грубоватый язык, достаточно натуралистично описывает сцены сексуальности, рождения и насилия. Но именно такой сленг, пожалуй, и нужен современному читателю не готовому долго разбираться в этой «игре престолов» на Олимпе. Отношения между богами и богинями нередко подаются как кухонные разборки сварливыми бабами и их мужланами-супругами.
Если искать какие-то аналогии, то можно вспомнить и провести параллели с гениальным творением нашего Ивана Котляревского (создателя современного украинского языка) и его бессмертной «Энеидой». Примерно такой же «драйв» повествования, необычная манера изложения делают в чем-то родственными эти две книги.
Чего не отнять у творения Фрая – так это познавательности в доступном нынешней молодежи изложении. Возвращаясь, к упомянутому титаны Атланту – не все современные юниоры знают откуда взялось название Атлантического океана и Атлантиды, и уж тем более Атласских гор и где они вообще находятся. Да и не все взрослые знают, что наряду с «супер-стар» Артемидой-охотницей работала скромная Гестия – богиня домашнего очага и уюта. А мрачный Аид – это еще и бог подземных богатств от сапфиров до алмазов и золота. И когда современные политики разбрасываются словами вроде «плутократия» (что-то вроде олигархов), то знают ли они, что вспоминают именно Аида, который в Риме стал Плутоном, олицетворявшим не только царство мертвых, но и власть богатства.
Впрочем, не будем «спойлерить», выражаясь молодежным сленгом. Просто резюмируем – книга Фрая – «чтиво» не только лишь для тинейджеров, а может – она и вовсе не для них, а для более зрелых, чтобы глянуть свежим взглядом на достаточно запутанную и оттого временами скучную классику.
0 коментарів