Свет в продуктовом супермаркете (и любой точке розничной торговли) выполняет очень важные задачи. Он не только создает комфорт для покупателей, но и при должном подходе способен повышать продажи, правильно расставляя акценты в торговом зале. При этом технические специалисты, которые проектируют и устанавливают освещение, как правило, руководствуются совсем другими критериями. От них требуется высокий уровень электрической безопасности, обеспечение энергоэффективности, сокращение затрат на монтаж и само осветительное оборудование.
Сочетать бизнес-задачи и технические требования удается не всегда. И в результате могут допускаться серьезные ошибки. Да, ритейлер получает в распоряжение энергоэффективное освещение и снижает затраты на электричество, но это не самоцель. Куда важнее, чтобы свет помогал посетителям чувствовать себя комфортно и стимулировал продажи. Ведь только так инвестиции в это оборудование не просто помогут сэкономить, а точно окупят себя.
Именно так считают представители успешной харьковской продуктовой сети «КЛАСС». А этот ритейлер за последние 3 года не только открыл три новых супермаркета (два из них торговые центры), но и занимался серьезной модернизацией всех своих магазинов (сегодня их в Харькове уже 14). И вопросам освещения тоже было уделено немало внимания.
Ставка не на энергосбережение, а на повышение продаж
Проектированием и установкой освещения в супермаркетах обычно занимаются технические специалисты. Без сомнений, они профи в строительстве, электромонтажных работах, вводе помещений в эксплуатацию. Зачастую, как отмечает основатель сети «КЛАСС» Александр Лобановский, для них в приоритете оптимизация бюджета, обеспечение энергосбережения, внедрение тех решений освещения, которые позволят соблюсти все сроки и дедлайны по реализации проекта.
Ритейлеру все это актуально и нужно, но для него свет — это более глобальная составляющая, от которой прямо зависят показатели продаж и прибыльности. Грамотно подобранное освещение уже давно превратилось в мощный инструмент торговли. И, наоборот, допущенные серьезные ошибки при его проектировании зачастую вредят торговой деятельности, снижают лояльность клиентов и т.д.
Зачастую неправильный подход закладывается еще на этапе выбора подрядчиков и/или при проведении тендеров. Организация, которая занимается световым оборудованием, пытается заинтересовать клиента (ритейлера) лучшей ценой светильников, их надежностью и энергосбережением. Учитывать эти моменты, конечно же, нужно, ведь баланс «цены-качества» при выборе осветительного оборудования — не пустые слова.
Но только правильные светильники еще не гарантируют супермаркету продажи. Более того сегодня можно просто сделать ставку на светодиодные технологии, чтобы рассчитывать на экономию при последующей эксплуатации. Да, и применение альтернативных приборов, например, люминесцентных ламп, выливается в не слишком большие энергопотери. Куда больше супермаркет потеряет от ошибок при проектировании и установке.
Важно смотреть на энергоэффективность не отдельно взятых ламп и светильников, а всего освещения магазина в целом, считают эксперты. Можно закупить только светодиодные приборы, но из-за дублирования линейного и акцентного освещения ощутимо переплачивать. Подобных «подводных камней» немало, а натыкаются на них порой даже опытные ритейлеры, открывшие не один десяток точек продаж.
Разберем еще один пример типичных ошибок для торговых залов. Ритейлер выбирает светильники в алюминиевом корпусе с матовыми пластиковыми рассеивателями. Для используемых лет 5 назад технологий подобный выбор вполне оправдан: алюминий защищает от нагрева, а рассеиватель обеспечивает комфортное распределение света в магазине. Но сегодня это по большей мере переплата за красоту. Так, современным светодиодным светильникам дополнительный отвод тепла не нужен (они почти не греются). Плюс на смену традиционным рассеивателям пришли оптические системы, которые позволяют направить свет в нужное место при меньшей мощности ламп. Такая «оптика» дает выигрыш в энергоэффективности.
Выделение светом отдельных зон супермаркета
С помощью освещения в торговом зале супермаркета нужно выделять различные зоны. Особый свет, по мнению представителей сети «КЛАСС», обязательно нужен следующим зонам:
- выпечка;
- овощи и фрукты;
- алкоголь;
- свежая рыба и мясо;
- мясные и сырные нарезки;
- готовая еда.
В некоторых магазинах акцентное освещение в указанных зонах до сих пор не используется. Это ошибка. Но бывает и так, когда зоны не выделяются должным образом даже при наличии акцентных светильников. Подобное возможно, когда линейный (основной) свет попросту «забивает» дополнительные источники света. В результате даже при работающих акцентных светильниках эффект выделения нужной зоны торгового зала не достигается. И это тоже плохо.
Так, именно акцентное освещение способно привлечь внимание посетителей, улучшить его контакт с товарами, презентовать всю товарную категорию и отдельные позиции. Если эта задача не решается, то с высокой вероятностью и уровень продаж будет ниже, чем мог бы быть.
Схожие ошибки с выделением светом характерны и для мясных отделов. Тут зачастую тоже линейный (основной) свет затмевает дополнительный. Чтобы подобного не происходило, по мнению экспертов, нужно использовать локальную подсветку, создавать эффект затененности этого отдела торгового зала, повышать яркость освещения внутри витрин и т.д.
Чуть проще обстоят дела с проектированием освещения для дискаунтеров. Тут яркий основной свет и акцентные светильники приветствуются, но не являются столь обязательными, как для обычного супермаркета. С другой стороны даже для магазина, делающего ставку на низкие цены и самообслуживание клиентов, важно не вдаваться в крайности с чрезмерной экономией на осветительном оборудовании. Во-первых, самые доступные по цене светильники зачастую имеют более высокое энергопотребление, то есть в последующем ритейлера ждут необязательные переплаты.
Во-вторых, самое бюджетное оборудование нередко выходит из строя раньше, чем того хотелось бы. А качественные светильники проверенных брендов предполагают более длительную гарантию и работают дольше. В-третьих, есть риск того, что из-за высоких показателей мощности потребуется прокладка дополнительных инженерных сетей или даже строительство подстанций. А подобные проекты могут обходиться супермаркету в миллионы гривен. Лучше еще на этапе проектирования потратить чуть больше, но взять более качественные и экономные светильники.
Грамотный монтаж и отказ от лишнего оборудования
Подрядчики, которые занимаются проектированием и монтажом света, порой пытаются выискивать лазейки и убеждают заказчика (ритейлера) в необходимости дополнительных светильников, элементов крепления и прочего лишнего оборудования. Современные осветительные приборы подобного уже не требуют. Зачастую можно даже камеру видеонаблюдения установить на светильник, а кабель питания разместить внутри корпуса последнего. Это позволит свести затраты к минимуму.
Также к потенциальной проблеме с реализацией освещения супермаркета относится монтаж осветительных приборов. Одной из самых грубых ошибок на этом этапе можно считать отсутствие привязки устанавливаемых светильников к конкретному торговому оборудованию. В результате акцентный свет направлен не на товар (витрину или стеллаж), а в сторону. И переделывать работу, если несовпадение не слишком большое (до 0.5-1 метра), как правило, уже не решаются.
В идеале устанавливать свет нужно уже после размещения торгового оборудования, уверен Александр Лобановский. Это позволит сразу учесть, какие стеллажи, зоны и товарные категории надо выделить светом. Плюс нужно учесть высоту монтажа, ведь освещение не должно перекрывать навигацию, а последняя — создавать нежелательные тени. Если акцентный светильник не выполняет свою задачу, то это не только выброшенные деньги, но и нарушение общей концепции и подпорченное общее впечатление у посетителей.
Собственно поэтому заниматься проектированием и установкой осветительного оборудования в супермаркетах и магазинах должны профессионалы. А самыми лучшими специалистами в этом деле можно считать тех, кто умеют на практике сочетать важнейшие технические моменты с бизнес-целями представителя розничной торговли.
200 коментарів