А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Почему Индия не должна попасть в китайско-российскую ловушку


Почему Индия не должна попасть в китайско-российскую ловушку

Автор: Джеймс Крэбтри,
обозреватель Foreign Policy.


Вы знаете, что отношения идут на спад, когда одна из сторон отказывается отвечать на телефонные звонки. Согласно сообщениям немецких СМИ, премьер-министр Индии Нарендра Моди недавно сделал именно это, когда отказался отвечать на ряд звонков президента США Дональда Трампа. На этой неделе Трамп превратил кипящую напряженность в полномасштабный кризис, ударив по Индии — условно жизненно важному партнеру США в их долгосрочном соперничестве с Китаем — 50-процентными карательными тарифами. Внезапное такое отношение вызвало понятный гнев и шок в Нью-Дели, вызвав охоту за новыми внешнеполитическими вариантами.

Моди продемонстрирует свою независимость от Вашингтона, когда на этой неделе отправится в Пекин на саммит возглавляемой Китаем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), свободного блока, продвигающего экономические связи и связи в области безопасности. Это будет первый визит Моди в Китай с 2018 года, и он предвещает ожидаемое потепление в индийско-китайских отношениях после периода интенсивной конкуренции, вызванного смертельными столкновениями на их гималайской границе в 2020 году. И Китай, и Россия, которая также является членом ШОС, теперь будут обхаживать Индию, стремясь извлечь выгоду из разрыва Моди с Трампом. Но Нью-Дели справедливо будет опасаться этого. Недавняя внешнеполитическая стратегия Индии направлена на сбалансированное взаимодействие с несколькими державами, с особым акцентом на налаживание связей с технологически развитыми демократиями. С точки зрения Индии, это остается разумным долгосрочным подходом, даже если отношения с Соединенными Штатами напряжены. Связать свою судьбу с Китаем и Россией — значит попасть в ловушку, которая может быстро привести к неприятным последствиям.

Подход Трампа представляет собой драматический и ошибочный отход от прежней политики США. В течение двух десятилетий Вашингтон проводил политику стратегического альтруизма по отношению к Нью-Дели, терпеливо инвестируя в улучшение связей, понимая, что подъем Индии служит долгосрочным интересам Соединенных Штатов. Трамп отказался от этого в пользу нового вида импульсивного одностороннего подхода, отказавшись от многолетнего взаимодействия в погоне за краткосрочными рычагами для торговой сделки. Этот сдвиг представляет собой монументальный акт геополитического самоповреждения, учитывая критическое положение Индии в качестве долгосрочного геополитического противовеса Китаю.

Индия должна взять на себя некоторую ответственность за свое затруднительное положение. Нью-Дели стремится к многостороннему сотрудничеству, налаживая связи с западными партнерами, сохраняя при этом связи с такими странами, как Россия и Иран. При бывшем президенте США Джо Байдене Вашингтон терпел это балансирование, признавая стратегическую ценность Индии. Команда Трампа заняла более мрачную позицию, введя дополнительные тарифы в ответ на закупки Индией российской нефти. До начала этого года Нью-Дели считал, что сможет достаточно хорошо управлять Трампом. Лишь с опозданием команда Моди признала свой просчет. Внутри страны Моди пошел на политический риск, чтобы сблизить Индию с Вашингтоном, столкнувшись с критикой со стороны сторонников традиционного неприсоединения. То, что Трамп так резко отбросил назад это тщательно культивируемое партнерство, оказалось раздражающим, вызвав внутренний политический скандал.

В результате индийская внешняя политика столкнулась с подлинными дилеммами. Многопартийность теоретически направлена на поддержание хороших отношений с несколькими державами одновременно. На практике, однако, в последнее время Индия в значительной степени сосредоточилась на укреплении связей с Соединенными Штатами, другими странами Quad Австралией и Японией, а также европейскими партнерами. Теперь центральный столп этой стратегии, а именно ее связи с Вашингтоном, рушится.

Вместо этого Индия изучает альтернативы. Китай и Россия кажутся заманчивыми. Первым дипломатическим ответом Моди на кризис в отношениях с Вашингтоном стал звонок президенту России Владимиру Путину и президенту Китая Си Цзиньпину. На прошлой неделе министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар отправился в Москву, чтобы встретиться с Путиным, который, как ожидается, посетит Индию в конце этого года.

Обе авторитарные державы предлагают варианты, которые теоретически могли бы компенсировать сокращение сотрудничества с Соединенными Штатами. Индия поддерживает давние связи с Россией в области оборонных закупок и импорта энергоносителей, и эти отношения потенциально могут быть расширены. Китай представляет собой более сложную возможность, учитывая пограничные споры и стратегическую конкуренцию в регионе, в том числе в Южной Азии. Когда Моди впервые вступил в должность, он был открыт для более тесных связей с Китаем, но сочетание непримиримости Китая и участия США повело его по другому пути.

Теперь, столкнувшись с враждебностью Вашингтона, те в Нью-Дели, кто предостерегал от доверия американцам, совершают публичный круг победы. Укрепление связей с Россией является одним из очевидных вариантов. Также возможно восстановление связей с Китаем. Встреча между Моди и Си Цзиньпином в кулуарах саммита ШОС, скорее всего, приведет к скромным улучшениям, включая практические меры, такие как увеличение коммерческих рейсов между двумя странами. Кроме того, многое зависит от подхода Китая, учитывая, что Пекин ранее не проявлял особых признаков готовности решать долгосрочные проблемы безопасности Индии, от споров вдоль общей границы в Гималаях до военно-морской деятельности Китая в Индийском океане.

Несмотря на это непосредственное давление, серьезный сдвиг в сторону Китая и России оказался бы серьезной ошибкой. Недавний внешнеполитический подход Нью-Дели был основан на глубоком понимании потребностей развития страны. Чтобы поддерживать быстрый рост, Индия нуждается в иностранных инвестициях, которые, скорее всего, поступят из более богатых и технологически развитых стран. Она также нуждается в передаче технологий для промышленной и цифровой трансформации, которую ни Китай, ни Россия, скорее всего, не захотят обеспечить. Самое главное, как управлять напористым Китаем, остается долгосрочной проблемой для Индии. Ни одна из этих основополагающих реалий не изменилась просто из-за дипломатической непримиримости Трампа.

Поэтому, когда Индия рассматривает свои варианты, следует помнить о трех моментах.

Во-первых, нынешний вызов с Соединенными Штатами может продлиться недолго. Учитывая транзакционный подход Трампа и частые изменения его взглядов, соглашение по спасению лица, которое позволит обеим сторонам отойти от конфронтации, остается возможным. Если будет достигнута договоренность, чтобы сгладить недавние разногласия, Трамп все еще может посетить Нью-Дели этой осенью, чтобы принять участие в запланированном саммите Quad.

Во-вторых, Россия и Китай не могут предоставить Индии то, в чем она больше всего нуждается для долгосрочного развития и безопасности. Индия постепенно, но планомерно диверсифицируется и отказывается от российского оружия, поскольку ищет более современных и надежных поставщиков. Москва полезна дешевой энергией, но мало что предлагает с точки зрения передовых технологий и инвестиций. Между тем, индийские службы безопасности смотрят на Китай с глубоким подозрением, справедливо считая его главной долгосрочной угрозой индийским интересам. Чтобы управлять Китаем, Индии нужны друзья в других местах.

В-третьих, у Индии есть выбор, выходящий за рамки простого выбора между Соединенными Штатами и Китаем. Это может еще больше углубить сотрудничество в области безопасности с Австралией и Японией, а также укрепить связи с Южной Кореей, еще одним крупным производителем оружия. Европейские страны также стремятся к расширению связей, и долгожданная торговая сделка с Европейским союзом не за горами. Индия может продолжить выстраивать отношения с другими развитыми средними державами, включая Израиль и Объединенные Арабские Эмираты на Ближнем Востоке, а также Сингапур и Малайзию в Юго-Восточной Азии.

Все это вряд ли полностью заменит то, что Индия, возможно, потеряла из-за ухудшения партнерских отношений с США. Но Нью-Дели не одинок в своем затруднительном положении. Как и лидеры других союзников и партнеров США в Европе и Азии, Моди теперь должен действовать в мире, где Вашингтон является транзакционным, непредсказуемым и принудительным. Тем не менее, было бы неразумно отказываться от стратегии Индии по взаимодействию с технологически развитыми демократиями в пользу неуверенного принятия авторитарных альтернатив. Даже если горячая линия с Вашингтоном мертва, есть много лидеров в Европе и других местах, чьи звонки Моди должен с удовольствием принимать.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии