Молодежь и религия: религиозное сознание студенчестваК предыдущему разделу: Социальный статус студенчества как условие формирование его социо-духовной самобытности (часть 2)Именно на студенческой скамье молодые люди находятся в состоянии особенно активного поиска и выбора целей, жизненных перспектив, путей, а также средств их достижения, а затем сам социальный статус студенчества выступает в роли фактора его духовной самобытности.
Следовательно, период социализации молодого человека, который, является процессом его включения во все многообразие общественной жизни, завершается достижением социальной зрелости, началом самостоятельной производственной деятельности, приобретением профессии. Эти и другие изменения в социальном статусе молодого человека сопровождаются становлением характера, мировоззрения, системы взглядов и убеждений. Под влиянием таких изменений уточняется значение целей в системе жизнедеятельности личности, происходит коррекция ценностных ориентаций, среди которых наш исследовательский интерес сосредоточено на проблеме религиозного сознания студенческой молодежи в ситуации мировоззренческого плюрализма. При этом, пытаясь как можно глубже раскрыть основные черты студенчества, следует исходить из того, что:
- студент – человек взрослый, духовно и физически сформированный и имеет относительно устойчивые жизненные ориентиры. Конечно же, переступая порог ВУЗа, студент действительно несет с собой собственный духовный мир,
культуру и ценностные ориентации, сформированные предыдущей жизненной практикой и воспитательной работой в школе. Одновременно, этот мир, культура и ценности являются открытыми, способными как к обогащению и развитию, так и к разрушению, распаду или даже деградации
[1];
- студент с момента вступления в высшее учебное заведение становится свободным субъектом. Этому состоянию способствует трансформация мировоззренческих парадигм, обусловленная научно-технической революцией ХХ века и особенностями индустриального урбанизированного общества, когда разрываются имеющиеся еще в недалеком прошлом связи поколений. Как следствие общественное мнение теряет роль рычага контроля над характером религиозности человека
[2].
- cтудент получает возможность собственного выбора как духовного, так и конфессионального окружения;
В модерное время конфессиональную принадлежность каждого определяли на всю жизнь его родители или же доминирующая конфессия по месту жительства. Отсутствовала возможность познавать конфессиональное многообразие религий и избирать какую-либо иную, чем родительская религиозная традиция. Постмодерн создал условия для выбора и изменения конфессиональной принадлежности. При этом современный молодой человек открыт массовой культуре и откровенной коммерции, при которой постмодерн потакает потребительскому мышлению, предлагает каждому религию на его вкус. В ситуации же, когда при религиевыборе истина становится несущественной, молодой человек выбирает для себя вероисповедание так, как он бы выбирал любой другой товар: «Нравиться это мне или же нет? Это то, что я хочу и что искал, или еще нужно подумать, поискать и сравнить?»
[3] Но это уже новое восприятие религии: для верующего важным становится не то, что есть истинным, а то, что есть полезным и желанным. Как следствие, актуализируется вопрос о соотношении между традицией и современностью.
Мировоззренческий плюрализм, который сегодня выступает непременным признаком жизненного пространства молодого человека, предоставляет ему значительно больше возможностей свободного выбора сравнительно из ситуацией доминирования традиционных и ритуальных моделей поведения, формирует «пространство религиозных предложений» для молодых людей, которые ищут свой собственный путь к Богу
[4].
При этом, на каждый свой вопрос они, в поликонфессиональной среде, могут получить несколько «равноправных» вариантов ответов. Ведь ослабление детерминирующего влияния социоетальных, институциональных и ситуативно специфических норм и регуляций оказывает содействие более эффективному замещению традиционных ролевых моделей жизненными стилями, которые конкурируют между собой за возможность быть избранными теми или иными индивидами студент параллельно получает знания и самообучается. Заметим, что форма приобретения знаний и их осмысление в ВУЗе несколько отличная от школьной. Кроме нормативных знаний, в ВУЗе учат критически и творчески относиться к информации. Это стимулирует изменение взглядов, в том числе религиозных. Вообще знание (в том числе и религиозное знание, догматическая составляющая религии), в таком контексте, не является чем-то устоявшимся, а воспринимается как что-то такое, что может подвергаться трансформациям.
Для студента существует два альтернативных пути духовного развития: восприняв новые идеи, четче определиться в своих религиозных взглядах или стать свободомыслящим. Многообразие, интенсивность и широта общения молодежи с носителями других поликультурных традиций тоже имеет незаурядное значение для формирования их религиозных взглядов. Молодежь осознает, что, кроме обычного для нее пути к Богу, существуют и другие, альтернативные. По обыкновению это характерно для тех молодых людей, которым присущи институализированные формы религиозного сознания. Кроме того, молодежь культивирует и новые формы проявления себя в отношении к религии. В частности, обращение неорелигий к эмоционально-волевой сфере человека (язык религии, восприятие религии через музыку, пение) и выражение актуальных ключевых проблем современности в их религиозно-мистической интерпретации вызывают резонанс в сознании молодого поколения.
На студенческие годы приходится процесс самоутверждения молодого человека, когда происходит поиск форм, средств, путей личностной актуализации. Самоопределяясь в имеющемся мировоззренческом многообразии, студент становится носителем определенных ценностей (религиозных, арелигиозных), которые становятся для него своеобразной сеткой духовных координат для самоутверждения и самореализации.
Следовательно, если студент находит некое «новое» религиозное сообщество, сам факт его «новизны» дает возможность оторваться от старого и таким образом самоутвердиться; молодость позволяет пренебрегать тем, что держит в плену страха старшие поколения. Так, студента еще не страшит смерть, поэтому он рассматривает ее как далекую перспективу. Взамен он получает поведенческую свободу,
свободу нравственных ориентиров. Отношение к религиозным учениям изменяется, студента больше интересует то, что произойдет здесь и сейчас, а не то, что будет в будущем, там и потом.
Носителем постмодерных настроений в Украине является преимущественно молодое поколение, которое сосредоточено в больших городах. Ведь, урбанизация создает предпосылки для развития культурного, идеологического плюрализма, а также индивидуальной автономии. В многообразии существующих мировоззренческих парадигм молодежь стремится найти себя, в том числе и духовно. А, религия, как духовный феномен, неизбежно входит в сферу молодежных интересов. Религиозные взгляды студентов неоднородны и зависят от многих факторов, среди которых определяющими являются индивидуальные особенности мировосприятия студентов, характеристики референтной группы, уровень развития студенческого коллектива.
Одновременно, религиозное поведение человека (в нашем случае – студента) всегда является отражением взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, сообщества), представителем которого он является.
Изучая тенденции развития религиозного сознания современного украинского студенчества и принципы функционирование ее подэлементов, можно прогнозировать, что в своей дальнейшей профессиональной деятельности студент, как специалист и носитель определенной религиозности, будет скорее выступать в роли субъекта морально-этического воспитания на определенной религиозной основе, чем оппонентом идеи подготовки к потусторонней жизни на основе веры в Бога.
Читать далее: Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежиПримечания:1. Похресник А.К. Соціокультурні орієнтації студентської молоді трансформаційного суспільства: сутність та динаміка (на матеріалах життєтворчості сучасного українського студентства): Дис... канд. філос. наук: 09.00.03 / АПН України; Інститут вищої освіти. – К., 2002. – С.4.
2. Филипович Л. Неохристиянська релігійність в умовах конфлікту ідентичностей // Релігійна свобода. – К., 2005. – № 9. – С. 66-81.
3. Колодний А. Основи релігієзнавства. – К. – Дрогобич, 2006. – C.88-89; Колодний А. Релігійні процеси в Україні: реалії сьогодення // Релігія і церква в контексті реалій сьогодення. – К., 1995. – С. 32-34.
4. Борисова Ю. В. Традиціоналістські та модерністські цінності в структурі молодіжної ціннісної свідомості: соціологічний аналіз: Автореф. дис... канд. соціол. наук: 22.00.01 / Харківський національний ун-т ім. В.Н.Каразіна. – Х., 2001. – С. 12-13
0 коментарів