Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (ч.4)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 3)

Молодежь убеждена, что каждая религия по–своему истинна, и поэтому относит себя к определенной конфессии не по убеждению, а случайным образом, в силу обстоятельств рождения и воспитания.

Среди сегодняшней молодежи исчезает уверенность и убежденность, что их конфессиональный выбор – единственно истинный путь к познанию Бога. Заметим, что лишь 22,6% из всего массива респондентов убеждены, что их религиозная традиция выступает единоправдивым источником знаний о Боге. Около половины (47,8%) не согласны с таким утверждением и еще 29,5% не могут определиться [1].

Интересным является факт, что данная тенденция имеет место и среди студентов протестантских учебных заведений, то есть среди молодежи, которая четко конфессионально определилась и осваивает профессию в религиозной сфере. В частности, только каждый третий (30,8%) студент–протестант считает, что его религия единственно правдивый источник знаний о Боге. Отметим, что не принимает такое мнение более половины (59,1%) респондентов. Добавим к этому и то, что каждая религия считает себя единственно истинной и современный молодой человек теряется в этом религиозном многообразии. «Сегодня существует очень много различных утверждений о тех или иных вещах, связанных с религией, но я не знаю, какие из них истинны; Почему в мире так много вероисповеданий, ведь Бог един; Установка о полном подчинении и послушании Божьему слову без возможности собственной оценки» [2].

Такое положение вещей является естественным, учитывая распространение в молодежной среде религиозного плюрализма и толерантности к другим религиозным традициям и вероисповеданиям. Индивид хоть и существует в какой-то конфессиональной системе, но фактически он функционирует и действует вне ее. Постмодернистское религиозное сознание отрицает любые «претензии на монополию истины», «отношение с осуждением иноконфесиональной принадлежности» и «стремление навязать свои ценности другим». Единственное заблуждение индивидуального сознания современного верующего – вера в истину, «единственный грех – вера в существование греха» [3].

Главным, как показало исследование, является то, что студенческая молодежь не соглашается с идеей исключительности собственной религии. И тут выявляется интересная закономерность: чем толерантнее религиозное сознание, тем легче оно воспринимает чужие истины, т.е. тем оно более эклектично, и наоборот – эклектичность религиозного сознания, наличие в нем многих вероисповедных истин и требований естественно вызывает толерантное отношение к каждой из них, к сосуществованию. То есть, эклектичность религиозного сознания является побуждающей причиной и логическим завершением религиозной терпимости. Эта терпимость, вкоренившись в мировоззрение индивида, переходит на тот уровень, когда спокойное отношение к сосуществованию различных религий в обществе переходит к взвешенному отношению, к сосуществованию элементов различных религий в сознании индивида. Данная тенденция, которую фиксирует наше исследование в среде современного студенчества, находится в прямой корреляции с процессами, происходящими в Восточной Европе. Например, исследования «Aufbruch» свидетельствуют, что из тех, кто верит в спасение считают, что оно может быть достигнуто только в рамках собственной Церкви. Заметим, что среди католиков религиозный эксклюзивизм встречается несколько чаще, чем среди православных [4].

Актуализируя неоднозначность восприятия догматической части религиозного комплекса, студентам предлагалось ответить на вопрос следующего содержания: «Что для Вас является сложным в понимании и восприятии Вашей религиозной доктрины?» Отметим, что сложным для молодого поколения оказались базовые составляющие религиозных доктрин, в частности: Триединая сущность одного (единого) Бога; Принятие того, что Бог единственное существо и Он собственноручно сам правит миром; Иконопочитание (православная); Знание всех святых; Осознание того, что человек был действительно создан Богом; Если Бог существует Вечно, то как соотнести то, что он за 7 дней создал Вселенную?; Как выглядит Бог, рай и ад. Какой у них запах и вкус?; Непорочность зачатия; Настораживает отсутствие сведений о детстве и взрослении Иисуса; Соотношение индивидуальной человеческой души и Господа; Происхождение мира, жизни после смерти, что будет в аду и в раю?; Если души вечны, как они все помещаются во времени?; Вера в страшный суд; Понимание смерти и жизни после смерти; Как Бог может смотреть на несправедливости, происходящие в мире; То, что в моей религиозной доктрине женщина считается нечистой; Превосходство мужчины над женщиной; Почему христианин должен иметь посредника между собой и Богом в лице священника; Необходимость исповеди перед священником; Паломничество, образ Бога, сотворение мира; Почему раб Божий, а не дети, сын или дочь?; Тот факт, что каждый человек является центром вселенной; Для чего Бог дал телесную оболочку души; Бессмертие души».

Проанализировав всю палитру ответов респондентов, можно констатировать, что сегодняшнее студенчество в подавляющем большинстве вообще не углубляется в содержательное наполнение своей религиозной доктрины или же теряет уверенность в ее истинности. Заметим, что значительная часть респондентов указывает на свою неосведомленность в содержании религиозных доктрин. Обозначенное касается не только «верующих вообще», но и тех, кто идентифицирует себя с определенной конфессией. «Я глубоко не погружался, поэтому и сложностей нет; Я не достаточно проинформирован. Я непосвященный».

Учитывая тот факт, что на студенческие годы приходится формирование мировоззренческих ориентаций личности, молодежь глубоко обеспокоена рядом философских вопросов, которые они формулируют в риторической форме: «Решить кто такой Бог, и есть ли он?; Понимание соотношения Божественной воли и воли человека. Понимание души, Духа, личности; Что такое человек? Почему именно он?; Кто мы в этом мире и какую роль выполняем, живя в нем; Понимание цели существования человечества, мира, всего созданного, С какой целью Бог посылает человеку испытания, радости, несчастья; Как найти истинное знание; Если Бог существует, то почему он позволяет умирать детям, не наказывает своей силой убийц и почему дети должны платить за грехи родителей?; Если Бог существует и любит людей, то почему в мире так много войн, страданий, смертей?; Не понимаю, для чего в сознании людей еще с детства вкладывают понятие «конец света». Кому это выгодно?; Я не понимаю, почему Бог обрекает человека на страдания, ведь новорожденные дети безгрешны; Почему Бог принимает существование мира, в котором человек вынужден грешить».

Молодежь поднимает такой пласт проблем, на которые не существует общепринятых вариантов ответов, которые бы удовлетворяли каждого, а отдельный человек в течение жизни ищет свои ответы, создает свою систему жизненных и духовных преференций. В сознании молодого верующего-студента почти не остается места для внешней, обрядовой стороны религии. Так, 2,4% студентов не понимают важности и необходимости обрядов, постов, поклонений иконам, святым и т.д. в религиозно-духовной жизни. Это подкрепляется признаниями такого образца: «Я не верю в пост, считаю его нелогичным; Я не понимаю поклонение иконам, потому что Бог – это сила, и нельзя поклоняться картинке». Посещение культовых сооружений хоть и считается одним из необходимых признаков религиозности, но, проанализировав ответы респондентов, мы пришли к выводу, что для молодого поколения это отнюдь не выступает приоритетным направлением религиозного поведения. «Непонятно, почему люди считают, что для того, чтобы пообщаться с Богом, необходимо идти в Церковь; Церковь не нужна для познания Бога; Для человека главное иметь мир в душе и для этого совсем не обязательно выполнять определенные ритуалы».

Современное студенчество устойчиво демонстрирует свое неприятие внешних атрибутов культовой деятельности. «Почему люди должны платить деньги за церковные обряды; Наличие избыточного количества атрибутики и внешних запретов (например, не стоять в церкви спиной к алтарю); Не понимаю необходимости ряда церковных канонов и ритуалов. Например, если я не стану на колени, то я – неверующий человек (по убеждению других прихожан). А для меня главное – это вера, которая у меня в сердце; То, что нужно долго стоять во время службы в церкви, а состояние здоровья этого не
позволяет».

Каждая религиозная доктрина базируется на религиозной вере, которая, конечно, не поддается рациональному обоснованию. Следовательно, вполне закономерно выше приведенное многообразие сложностей, которые возникают в сознании молодежи, когда она начинает углубляться в доктринальные основы определенной религии. «Убежденные верующие» на этот вопрос ответили следующим образом: «Признаю, что есть определенные сложности! Но преодолеваю это верой «Да будет воля Твоя».

Читать далее: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 5)


Примечания:

1. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ. 89

2. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХІІ.

3. Колодний А. Основи релігієзнавства. – Дрогобич, 2006. – C. 87; Колодний А. Релігійне сьогодення України. – К., – 2009. – с.100-101.

4. Томка М. Релігія і церква відродженої нації // Віра після атеїзму: релігійне життя в Україні в період

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии