А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Русское самосознание и теория международного Христианско-демократического движения: история проблемы (ч.6)


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Русское самосознание и теория международного Христианско-демократического движения: история проблемы (часть 5)

Одной из попыток практического воплощения теоретических изысканий в области «христианской политики» явилось создание в Москве нелегального общества «Христианское братство борьбы», программные установки которого были созвучны программам первых западноевропейских христианско-демократических партий. Вместе с тем некоторые теоретические положения данной организации были явно утопичны, например, превращение Русской Православной Церкви в центр революционной активности.

Как справедливо отмечают А.А. Алов и Н.Г. Владимиров, в начале ХХ в. в России создавались предпосылки для формирования массового движения типа европейской христианской демократии, способного успешно противостоять политическому экстремизму. В свою очередь, автор статьи «Христианская демократия и русская мысль в начале ХХ века» Б. Лопухов характеризует диалог между представителями Русской Православной Церкви и общественностью того времени как этап в становлении христианско-демократического движения в России.

Среди протестантских мыслителей России наибольшую известность приобрел И.С. Проханов, лидер российских евангельских христиан и теоретик «социального Евангелия», поставивший перед собой задачу религиозного обновления жизни русского народа «для создания... свободной и уравновешенной государственной жизни». Став христианином, Проханов предпринял попытку наполнить идею «хождения в народ» евангельским содержанием. «Благодаря моему обращению к религии Иисуса Христа я понимал, — писал он, — что только рассматривая все в свете Евангелия, можно обрести истинное понимание жизни. Для меня учение Иисуса Христа было единственным реальным путем к полному духовному обновлению индивидуальности, общества и всего человечества. В спорах с моими сокурсниками в политических группах я всегда доказывал, что хотя социально-политические реформы необходимы и должны были быть выполнены, все же обновление духовной жизни более необходимо. Я придерживался взгляда, что политические реформы могут принести только частные успехи, если люди останутся во тьме православной церкви с ее фетишизмом. Никакие политические или социальные реформы не могут привести к успеху, пока моральные и духовные реформы в человеке не будут реализованы» [1].

В 1894 г. Проханов выступил с инициативой создания в Крыму хозяйственной общины под названием «Вертоград» (что значит виноградник), по образцу раннехристианских общин. Вместе с членами своей церкви он руководствовался примером раннего христианства и предпринял усилия для реализации изложенного в книге «Деяние Апостолов» сюжета: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32).

Это была особая духовная экзальтация евангельских христиан в результате реализации принципа: что принадлежит одному, то принадлежит и другому. Никто не мог использовать чего-либо без совета с другими. «Мы чувствовали, — вспоминал Проханов, — что каждый из нас теряет все: свою свободу, свою личность, но это соответствовало примеру Апостолов и Иисуса Христа. Матфей пишет: “Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Мф. 16:24). Радость наполняла наши сердца, мы переживали светлое духовное состояние» [2]. На примере хозяйственной общины Проханов намеревался показать обществу образец новой жизни. Однако в силу ряда объективных причин «Вертоград» распался.

Во время пребывания за границей в 1895—1898 гг. Проханов продолжал размышлять о путях воплощения христианского идеала в России. Особое значение он придавал вопросу о духовной ценности протестантизма: «Некоторые критически настроенные православные, — отмечал он, — обычно говорили: «Ты жаждешь принести элемент реформации, установить протестантские формы религии в России, но посмотри на современное положение протестантизма в странах, которые ты посетил. Разве это желание не будет концом России?». Это была поистине трудная проблема, учитывая тот факт, что в то время я был еще довольно молодым человеком. Безусловно, слабость практической жизни протестантских церквей была очевидной. Негативная сторона протестантизма не могла укрываться от взгляда наблюдателя, особенно если вы молодой человек с позитивным мышлением. Таким образом, он мог прийти к заключению, что было бы не разумным предпринять попытку создать в России новую форму духовного служения... Но я благодарю Бога, что он повел меня в этом случае по правильному пути. Несмотря на значительные различия между протестантскими деноминациями, кардинальный принцип был общим для всех. Это вера в Писание, это доктрина, что Бог есть Отец всех людей, это миссия Христа, Его заместительная жертва и Спасение, и так далее. Почти все деноминации принимали Апостольский символ веры...» [3]. Негативную сторону протестантизма он усматривал в том, что церкви Реформации в историческом развитии весьма скоро пришли к «мертвой точке». В результате этого, а также по причине формализма, иерархии, отсутствия внимания к социальной стороне жизни людей в практической деятельности православной церкви широко распространилась социальная несправедливость, большинство людей потеряло доверие к православной церкви, возникли различного рода секты, которые отрицали фундаментальные истины христианства.

Наблюдая большое разнообразие в интерпретации библейских истин в протестантизме, Проханов находил в нем все же «кое-что доброе». «Для меня было ясно, — писал он далее, — что главный принцип, который является основой или фундаментом всех протестантских деноминаций, — это старание практиковать жизнь и служение первохристианства. Чем более я изучал другие деноминации, тем более я становился уверенным в моей русской евангельской концепции Христианства. Я верил, что это будет форма наиболее похожая на первую Христианскую проповедь Апостолов. Я осознал, что разнообразие вероучений в протестантизме является результатом свободы Совести, свободы читать Библию и создавать свое собственное мнение или истолкование, свобода личной инициативы, каждого человека согласно его личным воззрениям. Я видел, что этот принцип религиозной свободы пронизывает жизнь протестантских народов и становится основой политической и научной свободы... Из практического сравнения я сделал вывод, что мораль и чистота протестантских церквей значительно выше, чем в других непротестантских странах, и что мораль ниже в тех частях мира, куда протестантизм не проникал в полном объеме... Мой зарубежный опыт изучения протестантизма привел меня к непоколебимой уверенности, что только Библия, свободно распространяемая и свободно принимаемая, может даровать величайшее добро и сделать страну поистине процветающей во всем. Таким образом, я стал еще более убежденным в своем великом желании распространять Евангелие в моем Отечестве» [4]. В дальнейшем Проханов неоднократно заявлял о том, что русские евангельские основы христианства были формами, наиболее близкими раннему христианству. При этом он имел в виду, что такое понимание христианства было свойственно русскому евангельскому движению, издававшему журнал «Христианин» с небольшими перерывами с 1906 по 1928 гг. Этот журнал базировался на трех принципах:

  1. открытие русскому народу сущности христианства, Христа как единственного посредника между человеком и Богом;

  2. евангелизация русского народа под девизом: «Пробуждение, обновление и реформация»;

  3. объединение всех ветвей христианства на принципах свободы и братской любви под августиновским девизом: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем остальном — любовь».

Кроме того, «с самого начала своего труда И.С. Проханов стремился к доброму сотрудничеству и устанавливал полезные контакты с верующими других течений… Широкий подход к делу Божию нашел отражение и в выступлении Проханова на юбилейной конференции Евангельского альянса, имевшей место в 1896 году в Лондоне... Краткая речь, произнесенная Прохановым, содержит еще один момент, важный для понимания его взглядов, — он отметил необходимость прислушиваться к голосу нерелигиозных кругов» [5].

С деятельностью Проханова в значительной степени был связан процесс активизации евангельских христиан, который был обусловлен религиозной свободой, предоставленной верующим неправославного вероисповедания 17 октября 1905 г. «Союз свободы, правды и миролюбия» стал первой организацией христианско-демократического типа, объединившей представителей крупных протестантских течений на политической основе и предложившей свой вариант преобразования общества на демократических началах. После ликвидации «Союза» на базе евангельских общин Прохановым был создан «Всероссийский союз евангельских христиан», развивавший политические установки вышеназванного «Союза». Весьма важным моментом в жизни Проханова было его выступление 17 марта 1917 г. на собрании единомышленников с предложением основать политическую партию под названием «Христианско-демократическая партия «Воскресение» и принять ее программу. Данная программа состояла из двух основных частей: демократизации государства и демократизации церкви. В первой части выдвигались задачи установления демократической республики, введения свобод, социально-экономического законодательства, федеративного устройства государства, устранения сословных и других ограничений, проведения мирной внешней политики, школьной реформы и т.д. Во второй — предлагалось отделить церковь от государства, ввести полную свободу религиозной проповеди, равенство всех общин и вероисповеданий и др. Но начинание Проханова не получило поддержки со стороны руководства Всероссийского союза евангельских христиан. На одной из конференций союза был выдвинут лозунг: «Нет — политике, да — Евангелию».

Вместе с тем Проханов в интересах евангельского дела дважды принимал участие в политических событиях. Первый раз он участвовал на государственном совещании, созванным А.Ф. Керенским в августе 1917 г., на котором от имени союза заявил, что без духовно-нравственных реформ в человеке социально-политические и экономические реформы не приведут к успеху, что Россия нуждается в духовной реформации, а не в социальной революции и что одним из непременных условий оздоровления нации является отделение православной церкви от государства и раскрепощение государственной православной церкви. Однако Временное правительство его призыв не услышало.

Второй раз его участие со своими сторонниками в политических событиях было связано с выборами в Государственную Думу. Во многих кругах российского общества программа христианских демократов произвела тогда сильное впечатление, как что-то новое и неординарное. Так, в Санкт-Петербургском районе избирали четырех депутатов. Христианские демократы выдвинули своих кандидатов в депутаты, но все же сомневались, что они будут избраны в Государственную Думу. Поэтому главная цель состояла в том, чтобы люди познакомились с христианско-демократической программой. Результаты для христианских демократов были лучшими, чем ожидались. Большинство голосов были отданы партии кадетов (конституционным демократам) и большевикам. Группа христианских демократов с кандидатом И.С. Прохановым получила больше голосов, чем социал-демократическая партия (меньшевики) с их кандидатом Г.В. Плехановым.

На этом, однако, участие евангельских христиан в политической деятельности закончилось. Главным образом, это было связано с приходом к власти большевиков, ибо, с одной стороны, возобладала лютеранская традиция в отношениях между церковью и государством, которая, правда, на целое десятилетие отодвинула прямое столкновение евангельских христиан с Советским государством, а с другой — евангельские христиане были удовлетворены отделением православной церкви от государства.

К следующей главе: Русское самосознание и теория международного Христианско-демократического движения: история проблемы (часть 7)

Примечания:

1. Проханов И.С. В котле России. Автобиография. Chicago, 1992. С. 76—77
2. Проханов И.С. В котле России. Автобиография. С. 89—90.
3. Там же. С. 102—103.
4. Проханов И.С. В котле России. Автобиография. С. 103—104, 105.
5. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 149.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии