А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Русское самосознание и теория международного Христианско-демократического движения: история проблемы (ч.7)


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Русское самосознание и теория международного Христианско-демократического движения: история проблемы (часть 6)

В начале советского периода истории России для деятельности евангельских христиан, в отличие от большинства православных, сложились довольно благоприятные условия. Особую роль в это время заняло сотрудничество Проханова с православными «обновленцами», которые находились в оппозиции к Патриарху Тихону и потому на какое-то время получили поддержку советского правительства. Это побудило Проханова обратиться к православным с воззванием «Призыв Евангелия», в котором говорилось, что «евангельские христиане прощают своих православных преследователей во имя Того, Который прощает нас», что «наступило время для православных священников начать национальную евангельскую реформу», что «евангельские христиане намереваются организовать специальные молитвенные собрания в Москве и Петрограде, чтобы молиться о помощи от Бога, чтобы Он поддержал реформацию и что мы хотим пригласить представителей различных ветвей православной церкви на эти Богослужения» [1]. Это сотрудничество проявилось в проведении общих конгрессов, конференций, специальных Богослужений, оказании взаимной духовной, моральной и даже материальной помощи, в экуменическом сближении евангельских христиан и «обновленцев».

Обновление жизни русского народа Проханов называл «духовной реформацией», понимая ее как соединение индивидуальности русского народа и его свободного духовного творчества. При этом религиозное обновление должно было предшествовать и сопутствовать преобразованию общества, ибо, по его глубокому убеждению, при всей желательности и необходимости коренных политических и экономических реформ истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности. В целом, Проханов считал, что новый стиль жизни русского народа должен быть основан на Евангелии: «Главное, весь мир должен придти к пониманию фундаментальной истины веры, а именно, что противоречие между практикой христианских церквей и Посланием, которое они исповедуют в своей вере, должно быть разрешено на основе первоначального христианства и полной преданности силе Евангелия. Должно быть провозглашено, что Евангелие содержит в себе высшие цели моральной жизни для человека, что оно дает силу, чтобы осуществить евангельские принципы жизни. Новый Завет — это единственная книга на Земле, которая может вести грешников всех направлений к новой жизни» [2]. Исходя из этого положения, Проханов написал короткое воззвание «Евангельский образ жизни». В нем, в частности, говорилось:

1) Каждый евангельский христианин в России должен быть примером во всех сферах личной жизни: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12).
2) Поведение должно базироваться на учении Иисуса Христа, на любви к Богу, к друзьям и недругам. Высшей целью жизни христианина должно быть воспроизведение жизни Христа. Вместо слов «человек человеку — волк» истинный христианин должен держаться принципа Христова повеления «человек есть брат другому человеку».
3) Евангелие должно оказывать влияние на науку, евангельские христиане должны изучать все научные достижения, по возможности, как сами, так и их дети, а также принимать участие в распространении научных знаний.
4) Евангелие должно найти выражение и в развитии искусств, таких, как литература, музыка, архитектура, живопись и скульптура.
5) Евангелие должно влиять на практическую жизнь людей.
6) Порядок и красота повсюду — вот христианский стиль жизни.
7) Это должно стать побудительным мотивом, чтобы место, где проживают христиане, было отмечено особой чистотой. Дома должны быть покрашены в приятные цвета, чтобы на стенах были орнаменты со стихами из Священного Писания.
8) Браки между христианами должны совершаться как принято было у первых христиан.
9) Постоянное воздержание от всяких деяний, которые вредят здоровью. Алкоголь в любой форме не должен употребляться. Молодое поколение должно знать о пагубных последствиях алкоголя на организм.
10) Великой заботой должна быть благотворительность, чтобы никто не имел материального недостатка.

Проханов отдавал себе отчет в том, что воплотить данный образ жизни будет достаточно сложно, ибо это предполагает необходимость перенесения евангельских принципов из сердец в практическую повседневную жизнь. Он понимал, что такой образ жизни не приживется в старых городах, весьма испорченных и консервативных. «Мне казалось, — писал он, — проще реализовать наш идеал жизни не в старых городах и деревнях, не в привычных условиях обычного сельского или городского быта, а в новой форме. Я надеялся, что мы сможем найти такое удобное место для реализации наших планов в Алтайских горах. Город, где должны быть осуществлены новые принципы, должен называться «город Солнца» или «город Евангелия». Мы нашли такое место на стыке двух рек — Бия и Катунь...»[3.]

Но и этим планам не суждено было сбыться. Хотя в течение 1923—1929 гг., по словам Проханова, евангельское движение трансформировалось в национальную евангельскую реформацию, но принятие совместного постановление ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. радикальным образом изменило ситуацию в стране, положив начало массовым репрессиям по отношению к верующим, положение которых улучшилось лишь в ходе Великой Отечественной войны.

К следующей главе: Русское самосознание и теория международного Христианско-демократического движения: история проблемы (часть 8)

Примечания:

1. Проханов И.С. В котле России. Автобиография. С. 205—206.

2. Там же. С. 258.

3. Проханов И.С. В котле России. Автобиография. С. 225.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии