А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

За какими форматами ритейла в Украине будущее?


Во многих странах представители розничной торговли, которые делают ставку на крупные форматы (гипермаркеты и их разновидности, вроде Cash & Carry), становятся убыточными и закрывают свои точки. Их вытесняют магазины у дома и менее крупные супермаркеты. В Украине тенденции если не идентичные, то близкие. По крайне мере, средний и малый формат чувствует себя, как правило, намного увереннее, тогда как крупноформатные ритейлеры постепенно сдают завоеванные ранее позиции. Вместе с тем, в мировой практике появляются и новые концепты, в том числе автоматизированные магазины и Phygital store. Со временем они появятся и на украинской земле.

Какие форматы ритейла существуют?


Форматы магазинов розничной торговли зачастую размыты, что не позволяет дать четкого ответа в отношении тех или иных компаний и их точек продаж. Кроме того, рынок не стоит на месте, так что возникают новые концепции, а значит в ранее существовавшие классификаторы нужно вносить правки.

За какими форматами ритейла в Украине будущее?

Традиционно формат представителя ритейла определяют следующие параметры:

  • глубина и ширина ассортимента;

  • размеры торговых площадей;

  • форма обслуживания;

  • позиционирование.

В классическом понимании принято выделять следующие форматы:

  • дискаунтер. Это магазин с относительно небольшой площадью (от 0.3 до 1.5 тысяч м2) с доступными товарами (в среднем цена ниже, чем по рынку) с узким ассортиментным рядом и без каких-либо дополнительных предоставляемых услуг. Также принято выделять жестких и мягких дискаунтеров. Последние могут серьезнее отклоняться от классической трактовки по любому из основных параметров;

  • магазины у дома. Это небольшие представители ритейла, которые находятся вблизи клиента, в том числе на цокольном или первом этаже жилого дома. Они предлагают небольшой ассортимент (до 4.5 тысяч единиц), включая продукты первой необходимости, чуть более высокий уровень цен. В современных условиях такие магазины могут предполагать самые разные вариации, включая кофейни + food to go, магазины-пекарни, кулинарные магазины, специализированные торговые точки (рыбные, мясные и прочие лавки);

  • супермаркеты. В классическом представлении это объект площадью до 2.5 тыс. м2 с обширным ассортиментом (в среднем от 10-15 тысяч единиц и более). Он находится в месте с большим трафиком людей, предоставляет дополнительные услуги, располагает собственной парковкой (в большинстве случаев). На фоне аналогов предлагает более высокий уровень сервиса, различные премиальные товары по адекватной цене. К частным видам супермаркета можно отнести современные универсамы, которые отличаются от первых прежде всего увеличенной долей прилавочной торговли;

  • гипермаркеты. В соответствии с международными стандартами, данный формат розничной торговли предусматривает большую площадь (4-20 тыс. м2), огромный ассортимент (50-150 тысяч наименований), наличие различных зон общественного питания, включая пекарню, кофейню, кулинарию. Нередко находятся гипермаркеты на удалении от жилых массивов или даже за городом, что предполагает выезды сюда, к примеру, раз в неделю, а также большие средние чеки;

  • Cash & Carry. Это уже не в чистом виде ритейл, а формат мелкооптовой торговли. Эти сети ориентированы на малый бизнес, то есть тут могут закупаться владельцы кафе, магазинов у дома, киосков и т.д. Находятся такие магазины вдали от жилых массивов, они имеют большие торговые площади и собственные склады. Раньше подобные компании вообще не были ориентированы на частных клиентов, но сегодня, как правило, все изменилось.

У большого формата проблемы


Во всем мире крупноформатные розничные точки не выходят из череды убытков по несколько лет, стагнируют или вовсе закрываются. Насыщенность гипермаркетами в Западной и Центральной Европе достигла пределов, новые заведения подобного формата уже не нужны, более того, вероятно, и многие существующие в ближайшие 1-3 года прекратят свое существование, если не предпримут кардинальных мер, вроде изменения концепции и/или расширения спектра предоставляемых услуг.

Подобная участь гипермаркетов и Cash & Carry связана с тем, что современный потребитель не готовит тратить свое время на длительные поездки и последующие продолжительные хождения по огромным торговым залам. Да, рядом с домом в магазине нет такого простора, да и цена, вероятно, чуть выше, но время большинства клиентов стоит дороже, и как раз его люди и хотят сэкономить.

В Украине отмечаются схожие, пусть и пока мягко выраженные тенденции. Так, активного закрытия многочисленных крупноформатных точек розничной торговли пока нет: насыщение еще не произошло. Но закупать полуфабрикаты и продукты питания длительного хранения впрок украинцы хотят все реже. С учетом тренда на здоровый образ жизни, покупателям нужны свежие продукты, которые можно приобрести недалеко от дома. Плюс онлайн-торговля если и ударила по оффлайну в ритейле, то именно по гипермаркетам и Cash & Carry.

Супермаркеты и магазины у дома чувствуют себя хорошо


Мелкие форматы розничной торговли лидируют в Украине по количеству и показателям роста. Но чистого доминирования небольших магазинов у дома все же не случилось. Виной всему супермаркеты, то есть такой себе промежуточный игрок на фоне самых больших форматов, который предлагает большой ассортимент и разнообразие, расположен более удобно, чем гипермаркеты, привлекает комфортным шопингом (сервисом, отсутствие толкотни на кассе, дополнительными услугами).

Супермаркетам пришлось перестраиваться и адаптироваться к новым правилам игры. Тем, кто смог это сделать, как, допустим, харьковская сеть «КЛАСС», модернизировавшая многие свои магазины, начавшие работу еще в «нулевых» и начале «десятых» годов. Именно из-за грамотной адаптации прогнозируемой несколько лет назад смерти супермаркетов (вместе с гипермаркетами) не случилось. Те, крупные и средние магазины розничной торговли, которые грамотно используют имеющиеся пространства, меняются, чтобы соответствовать потребностям своей целевой аудитории, и не боятся перемен, остаются конкурентными и не уступают магазинам у дома.

К примеру, в «КЛАССах» быстрее, чем в любых других харьковских супермаркетах, повсеместно внедрили кассы самообслуживания. В некоторых магазинах произошла смена концепции и переформатирование, а в результате обновления традиционные отделы преобразились, стали современнее и актуальнее, появились новые зоны, в том числе острова с пиццей, тестовые и дегустационные точки.

А вот если вести речь о новых розничных продуктовых магазинах, то в приоритете, конечно же, малый формат — точки до 200 м2. Подобные объекты активнее всего появляются в стране. Во-первых, магазины у дома действительно востребованы. Во-вторых, величина вложений для открытия объектов такого формата ниже, чем у супермаркетов. Последние открывают преимущественно именитые национальные или же успешные в своем регионе местные игроки.

Торговые форматы будущего


Ни супермаркеты, ни магазины у дома — не должны почивать на лаврах. На Западе уже появляются новые форматы, которым прогнозируют успех. Речь о магазинах самообслуживания вообще без продавцов и Phygital store. Первые точки уже имеются в США и Китае, на стадии пилота проверяются и в других странах. Основой развития формата без продавцов и касс являются цифровые платформы и экосистемы.

Что касается Phygital store, то это магазины, которые находятся на стыке физического и цифрового пространства. Суть сводится к тому, чтобы обеспечив все онлайн-преимущества дать клиенту также интересующий его, эмоциональный потребительский опыт, в том числе через так называемый «вау» эффект с виртуальной или дополненной реальностью, игровой составляющей и т.д.

Конечно же, в 2020 или даже 2022 году эти новые форматы не выбьются в лидеры, но недооценивать их, как и растущую скорость перемен, тоже не стоит.

40 коментарів

Алина 13 марта 2020 21:07
Мне кажется, что будущее за супермаркетами вроде "Класс", они очень чутко чувствуют настроение потребителя и постоянно меняются под новые потребности.
Антон 19 марта 2020 21:08
Я тоже склоняюсь к мысли, что супермаркеты - это оптимальный вариант. Гипер - меня немного пугают, я там теряюсь) А вот когда нужно купить продукты и необходимые мелочи домой, то супермаркет как раз то, что нужно.
Алексей 21 марта 2020 12:49
Кстати, так же заметил, что в харьковских супермаркетах "Класс" достаточно новое оборудование, свеженький ремонт и много места. Это говорит о том, что владельцы сети супермаркетов вкладывают деньги в то, чтобы покупателям было удобнее делать покупки, а сотрудникам работать. Мне лично такой подход очень нравится.
Нелли Уварова 23 марта 2020 16:01
Последнее время стали постоянными клиентами сети супермаркетов Класс. И не удивительно, потому что у них можно полностью всю потребительскую корзину собрать. Это же хорошо что все в одном магазине есть
Татьяна 2 апреля 2020 20:41
По моему мнению - самый лучший формат, это супермаркеты. Все необходимое из продуктов и домашних мелочей можно купить, а гипермаркеты слишком большие.
Евгений 3 апреля 2020 11:19
Трудно сказать, какая форма ритейла получит развитие в будущем, но мне вполне импонирует супермаркет - все необходимое из продуктов и бытовых мелочей можно купить, и не потеряешься во всем многоообразии товаров. Одежда, обувь, электроника и стройматериалы, должны продаваться в специализированных магазинах, чтобы не распыляться на все остальное.
Алексей 9 апреля 2020 08:10
Да, такой формат, как у супермаркетов "Класс" определенно должен стать более популярным в ближайшем будущем. Тут и комфортное разделение магазина на зоны, и адекватный персонал, и постоянно обновляющийся ассортимент, что для меня имеет определяющее значение. Так что считаю, что супермаркетам нужно развиваться так, как это делает "Класс".
Ангелина 14 апреля 2020 19:16
Мне кажется, что магазин у дома и супермаркеты - это самый лучший вариант. Хорошо выйти в магазин у дома, когда забыл купит хлебушка или кусок колбасы. но затариваться на неделю конечно лучше в супермаркетах. Гипермаркеты слишком большие для меня, когда заходишь, покупаешь еще много не нужных вещей)
Олег 15 апреля 2020 08:32
Поддержу всех, кто склоняется к мысли, что формат супермаркетов "Класс" должны взять за основу другие супермаркеты. Действительно здесь всегда комфортно делать покупки, а удобство и комфорт покупателей, на мой взгляд, это основное достоинство сети супермаркетов.
Артем 2 мая 2020 18:05
Лично я считаю, что сеть Класс самая развивающаяся и самая популярная у нас в Харькове. Другие сети уже давно позади. Никто так не старается привлечь клиентов, как делает это руководство Класса. И это касается не только акций и выгодных предложений (хотя это тоже важно для меня). В общем, для меня лучшего магазина не существует.
Антон 8 мая 2020 18:04
По моему мнению - оптимальный вариант это все таки cупермаркет, в одном месте можно найти все необходимое для дома и холодильника, и не нужно бороздить бескрайние просторы гипермаркета.
Наталья 11 мая 2020 20:34
Мне кажется, что магазины небольшого формата имеют больше шансов на выживание. По типу "Класса" - у них можно найти и продукты, и бытовые мелочи, и не нужно невероятные километры ходить по огромному помещению.
Марина 14 мая 2020 13:30
Сложно сказать, за какими именно формами, но то что магазины у дома нужны. И супермаркеты нравятся, мы обычно здесь сразу на неделю закупаемся, все есть. Наверное эти формы наиболее удачны.
Сергей 17 мая 2020 23:34
Согласен с тем утверждением, что у большого формата большие проблемы, лучше выбирать поменьше, такие форматы как супермаркет, чтобы при смене потребительских настроений можно было быстро изменить ассортимент.
Ярослав 24 мая 2020 09:16
Действительно, я заметил что последние несколько лет очень большие супермаркеты просто не вытягивают и становятся обузой, убыточными, нет запланированного количества посетителей. А вот супермаркеты КЛАСС очень даже хорошо подстроились под современные реалии. Как не зайдешь тут всегда есть покупатели, но и конечно цены нормальные, за просрочкой следят. Многое от руководства зависит.
Вадим 31 мая 2020 11:34
Я последнее время хожу только в сеть Класс. Так как продукты свежие, не разбросано по всему отделу а находится по своим местам. Адекватные кассиры, вполне приемлемые цены и на некоторые виды продуктов и химии даже дешевле. Так что я вполне согласен с автором то что удобно когда возле дома да ещё и выбор огромный. В целом вполне солидарен. И конечно хочу посоветовать.
Влад 6 июня 2020 17:16
Только в этих магазинах и покупаем продукты, бытовую химию и прочите товары для дома. Это удобно. Заехал в магазин и купил сразу все. И еще один плюс - это выгодные цены
Виктор М. 17 июня 2020 13:51
На примере супермаркетов Класс можно сделать вывод, что сети продовольственных магазинов не только не терпят убытков, но даже развиваются. Во многом это заслуга руководства, которые способны адаптироваться под новые веяния рынка. Это и позволяет им держаться на плаву и чувствовать себя уверенно. Я как покупатель считаю магазины Класс одними из лучших.
Андрей Герасименко 25 июня 2020 10:35
Я думаю, что за всеми новыми тенденциями Класс следит и идет в ногу со временем. Они постоянно что-то усовершенствуют, добавляют, меняют. Одним словом, не стоят на месте. Я вот даже не могу привести пример такой же развивающейся сети продуктовых магазинов. Они однозначно лидеры и именно в Классах приятно совершать покупки домой. Нет просрочки и выбор широкий.
Екатерина 25 июня 2020 22:08
Могу с уверенностью сказать, что некоторые супермаркеты уже давно шагают впереди. Мне очень нравится как всё выстроено в супермаркете Класс, руководство и сотрудники которого, даже в условиях кризиса способны поддерживать репутацию, не завышать цены, держать стабильный ассортимент и следить за качеством. Вот за этим будущее, казалось бы всё так просто, а понимают не многие.
Светлана 30 июня 2020 17:01
Будущее за теми, кто не стоит на месте, теми, кто движется вперед и постоянно совершенствуется, становится лучше, учится чему-то новому и мне кажется, что именно супермаркет Класс будет шагать впереди всех, по крайней мере, все задатки этого есть налицо. Мне нравится этот супермаркет. В основном только здесь продукты закупаем. Есть все что нужно и даже больше.
Алексей 3 июля 2020 09:29
Действительно, за форматом сети супермаркетов "Класс" может быть будущее. Все дело в том, что в этих супермаркетах используют прогрессивные технологии в работе с клиентами, что позволяет сделать процесс покупки более простых и быстрым. Лично мне это определенно нравится.
Руслан 7 июля 2020 20:37
Я уверен, что в меняющемся мире смогут выжить только самые сильные энергичные и умные магазины, такие как Класс, которые всегда чётко понимают потребности покупателей, готовы работать в новых условиях и не бояться вводить различные новшества, экспериментировать с разными форматами продаж. На примере того же карантина - Класс сразу и лучше других организовал он-лайн продажи с доставкой товара на дом.
Мирослав 15 июля 2020 00:55
Если говорить про направления ритейла, как формы развития торговых сетей, то всем торговым сетям нужно ещё поучиться ведению бизнеса у торговой сети Класс. Да, взять и поучиться, поскольку именно здесь умеют удачно сочетать интересы бизнеса и заботу о своих покупателях. И мне, как покупателю, именно в Класс больше всего хочется приходить за покупками.
Кира 15 июля 2020 18:51
Я просто на 100 процентов уверена, что за супермаркетами Класс будущее. Они не только тщательно следят за расширением ассортимента, но и всячески усовершенствуют условия продаж. Мне как клиенту приятно находится в Классе. Здесь все товары рассредоточены так, что ты находишь всё, что нужно.
Алексей 21 июля 2020 10:58
Да, могу только согласиться с тем, что формат супермаркетов "Класс" реально выделяется из общей массы, соотвественно думаю, что за подобным форматом действительно будущее ритейла.
Николай 28 июля 2020 00:21
Сеть супермаркетов Класс имеет все шансы выйти в ведущие магазины. Магазины постоянно развиваются, быстро реагируя на рынок и запросы потребителей.
Алла 6 августа 2020 00:27
Класс находится прямо возле моего дома и с этим мне крупно повезло. Я ежедневно делаю в нем покупки домой и других альтернатив не ищу. Ассортимент, цены и обслуживание устраивают меня на все 100%. Касательно ассортимента хочу сказать то, что он постоянно расширяется и пополняется. Все, что я ищу, всегда есть. И со свежестью продукции здесь всегда все в порядке.
Денис 6 августа 2020 10:16
Класс лучший на мой взгляд продуктовый супермаркет. Если взять в сравнение другие магазины, то этот всегда развивается, расширяет ассортимент и делает все для удобства своих клиентов. Мне кажется, у руководства никогда не иссякнет фантазия и энтузиазм, с которым они подходят к своей работе. Мне лично больше никуда идти за покупками и не хочется даже.
Валерия 6 августа 2020 23:09
Я считаю, что сеть магазинов Класс идет в ногу с прогрессом и они знают как никто другой, за какими ритейлами стоит будущее. Эта сеть единственная на мой взгляд, которая развивается и смотрит как же там, на западе и старается делать также. В то время, как другие сети не то, что развиваются, я бы сказала деградируют в условиях реалий. А это плохо. Класс лучшая продуктовая сеть.
Максим 11 декабря 2020 09:22
Я твёрдо уверен, что в будущее супермаркет Класс войдёт уверенно и дальше будет своих покупателей радовать не только обширным ассортиментом продуктов по приятным ценам, но и разнообразием форм покупки. Возможность покупки в онлайне, наряду с традиционным посещением самого супермаркета Класс, это отличное, продуманное и прекрасно организованное решение.
Света Семёнова 14 декабря 2020 19:42
Самые лучшие и самые продуманные по удобствам для покупателей супермаркеты. Тот случай, когда название "Класс" подтверждает высокий класс обслуживания, на уровне лучших европейских супермаркетов, а сравнить мне есть с чем - наши по многим показателям ещё и фору дадут иностранным. Ассортимент, выкладка, расположение товара, обслуживание - отличные, поэтому и супермаркет Класс уверенно смотрит в будущее, здесь умело сочетают все способы продажи. И делают это хорошо!
Тимур 14 декабря 2020 21:13
Не скажу, что я специалист в ритейле, но мне лично кажется, что оптимальный вариант это супермаркеты типа Класса. Нет той усталости как от гипермаркета и можно купить все необходимое.
Анатолий 25 декабря 2020 11:44
Сеть супермаркетов Класс придерживаются правильного маркетинга, за ними будущее
Денис 25 декабря 2020 21:52
Ну здесь однозначно! Конечно же за онлайн форматами будущее! Но это лишь мое скромное мнение. Как только появилась возможность осуществлять заказы онлайн, я этим воспользовался и очень удачно. Заказ собрали и доставили по моему адресу. Мне как постоянному покупателю хочется лишь одного - чтобы как можно скорее выполняли заказы, сделанные через интернет.
Лариса 27 декабря 2020 09:44
Здесь нет на мой взгляд однозначного ответа. Чтобы на него ответить, нужно проводить опросы и анализ рынка. Но если логически рассуждать, то будущее за передовыми тенденциями и онлайн продажами. Будущее за молодёжью и ее выбором. В общем за всякими нововведениями в торговле.
Артем 30 декабря 2020 13:46
Я думаю, что будущее по по-любому за передовыми и развивающимся технологиями. Это конечно интернет. Сейчас каждый второй житель после 45 лет отлично умеет пользоваться компьютером и интернетом. Поэтому ритейлеры направят свои возможности на развитие онлайн торговли. Как по мне, делать покупки через интернет интереснее. Сидишь себе и неспешно выбираешь.
Маша Романова 8 января 2021 19:29
Не знаю как кому, а мне больше всего нравятся супермаркеты типа Класс, нет огромных помещений, все компактно, и не устаешь, когда ходишь ищешь нужные вещи или продукты. Самый оптимальный вариант.
Саша 11 января 2021 20:55
Не знаю кому-как а мне огромные гипермаркеты не по душе. Бродишь там целый день в поисках того, что нужно, хотя приехал к примеру только за продуктами. Супермаркеты - самый лучший формат - продукты и разные бытовые мелочи, как в Классе.
Ваня 17 января 2021 10:28
Я следил за развитием сети Класс с того момкнта, как переехал жить в Харьков. Мне нравится, что эта сеть, несмотря на сложные экономические времена никогда не прекращала проводить акции. Вспомнить даже прошлый год, начиная с марта месяца. Ни полок пустых не было. И гречка присутствовала. Паники не было вовсе. И мне как потребителю важно было отсутствие подорожания на фоне пандемии. За это благодарю.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии