А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Тренды визуального мерчандайзинга 2021 года


Грамотная выкладка товара — это важная составляющая работы современных продуктовых ритейлеров (и других представителей розничной торговли). Ошибочно думать, что все сводится к созданию красивой картинки. Сегодня мерчандайзинг затрагивает различные бизнес-процессы, начиная от планирования продаж и формирования ассортимента, заканчивая выбором торгового оборудования и его закупкой.

Понятное дело, что подходы к выкладке для большого супермаркета (как «КЛАСС» в Харькове) и маленького магазина у дома отличаются, но своеобразные фокусные точки, приковывающие внимание посетителя, должны быть и у тех, и у других. Да, и основные тренды визуального мерчандайзинга актуальны для любого ритейлера «от мала до велика».

Визуальный мерчандайзинг: что это и из чего состоит


Под визуальным мерчандайзингом сегодня понимают не просто красивую выкладку товарных позиций, а целый комплекс решений ритейлера (дизайнерских, проектных и даже коммуникационных), направленных на обеспечение комфорта, высокой эмоциональной вовлеченности и готовности клиента делать покупки. Основная цель при этом проста и понятна для любого торгового бизнеса — увеличение сбыта.

Тренды визуального мерчандайзинга 2021 года

Поскольку эмоции при шопинге сегодня становятся все более значимым фактором, роль визуального мерчандайзинга только повышается. По мнению генерального директора успешной харьковской сети супермаркетов «КЛАСС» Александра Лобановского, просто красиво выложить товарные позиции на полках, витринах, стеллажах мало. Визуальный мерчандайзинг — это более сложная система, которая затрагивает:

  • брендинг продукции;

  • проектирование торгового зала, которое способствует комфортному перемещению посетителей и позволяет ему знакомиться с
    товарным ассортиментом;

  • дизайнерских решений по отношению к супермаркету в целом, и его составляющим в частности — фасаду здания, оформлению различных зон и отделов, витрин и т.д.;

  • визуальное информирование покупателя о товарах и выгодных предложениях.

И только с учетом всего вышеперечисленного можно говорить о непосредственной выкладке товаров на полки, чтобы это было красиво и заметно для целевой аудитории.

По мнению экспертов, визуальный мерчандайзинг должен работать по следующей формуле «see it (вижу это) – like it (нравится) – buy it (покупаю)». А вот на используемые приемы влияют разные аспекты, а именно:

  • формат магазина;

  • категории товаров;

  • имеющееся торговое оборудование;

  • маркетинговая стратегия;

  • способы обслуживания клиентов и т.д.

От площади торгового зала к фокусным точкам и растущей требовательности клиентов


Формат магазина и его торговые площади прямо влияют на подходы к визуальному мерчандайзингу. Причем фактор метража является ключевым еще на этапе планировки (разработки проекта, оформления торгового пространства, выбора цветовых гамм, торгового оборудования и т.д.).

В маленьком магазине у дома нет возможности выделить различные отделы, зачастую вся продукция располагается очень компактно, поэтому чуть ли не основным инструментом мерчендайзинга становится работа с ценниками, в том числе выделение цветом акционных предложений.

В супермаркетах возможностей больше. Тут есть разные отделы, позволяющие управлять потоками движения посетителей. Их, понятное дело, продумывают не «по ходу пьесы», а еще на этапе проектирования торгового зала. В свою очередь и специалисты в области мерчандайзинга должны знать все имеющиеся товарные группы в магазине и делать так, чтобы посетителям с одной стороны было удобно, а с другой — им в лучшем свете демонстрировались нужные ритейлеру/производителю товарные позиции.

И в магазине у дома, и в гипермаркете нельзя с помощью выкладки выделить все товары. Все равно нужны фокусные точки. Специалисты рекомендуют располагать их каждые 10-15 метров.

Важно четко знать, какое торговое оборудование имеется в распоряжении, вплоть до понимания высоты и глубины полок и правильного расчета минимальных и максимальный торговых запасов, убежден основатель «КЛАССа», Александр Лобановский. В этом смысле визуальный мерчандайзинг прямо влияет на планы заказа товаров, а если все работает на высшем уровне, то представители магазина не закупят слишком много/мало.

А еще мерчендайзеры должны учитывать потребительские настроения. Сейчас в период эпидемии люди уже устали от стресса и негатива, шопинг для них может быть местом эмоционального отдыха и получения приятных эмоций. Одновременно с этим информационная нагрузка должна быть максимально дозированной, вот почему нужны фокусные точки в выкладке, а не сплошной фон.

Да, и просто красивыми упаковками в заметных местах требовательных покупателей уже не убедить в целесообразности покупки. Работает либо что-то яркое и необычное, либо максимально релевантное ожиданиям (выгода, новизна, реально большие скидки и т.д.).

Актуальные тенденции визуального мерчандайзинга


В период коронакризиса изменениям подверглись различные бизнес-процессы представителей розничной торговли. Трансформации затрагивают и визуальный мерчандайзинг. К актуальным в 2021 году трендам в этой сфере деятельности ритейлеров относится следующее:

  • модульные решения. Речь и о торговом оборудовании, и о маркетинговых материалах (баннерах, вывесках и т.д.). Сейчас актуальны легко перемещаемые, быстро изменяемыми и трансформируемые изделия, позволяющие быстро менять торговый зал, запускать промо акции и т.д.;

  • экологичность. Речь и о применении экологичных материалах, и о ставке на более натуральные цветовые гаммы (хотя яркие и заметные акценты все равно уместны);

  • использование всего пространства магазина и особый акцент на прикассовой зоне. Грамотная выкладка товаров вблизи касс в нынешних условиях хорошо работает и позволяет увеличить число товаров и общую сумму чека;

  • эмоциональная составляющая. Мерчандайзинг все больше нацелен на пробуждение эмоций и чувств посетителей;

  • ставка на реализацию творческих идей. Самый простой способ для ритейлеров — создание инстазон и мест для селфи. Эти элементы дизайна могут быть оригинальным образом интегрированы в торговое оборудование — витрины, полки и т.д.;

  • формирование безопасного пространства (из-за эпидемии) с широкими проходами, доступностью дезинфицирующих средств, внедрением бесконтактных технологий и т.д.;

  • диджитализация мерчандайзинга. Сегодня использование роботов, которые отслеживают выкладку и помогают контролировать заполненность полок уже не фантастика, а реальность;

  • интеграция с онлайн. В оффлайн магазинах все чаще появляются пункты выдачи онлайн-заказов, располагаются склады, на которых сформированные покупки дожидаются своего покупателя. Эти составляющие тоже могут быть частью визуального мерчандайзинга.
  • Показательный пример — создание онлайн-зон с прозрачными складами. Такое решение и внимание привлечет, и покажет, что компания максимально открыта по отношению к своим клиентам.

Современный визуальный мерчандайзинг все больше опирается на цифры, уверен Александр Лобановский. В этой работе нужно анализировать ассортимент, учитывать показатели продаж с одного квадратного метра, обновлять планы, делать все возможное, чтобы они были максимально реалистичными. Если проводить такой анализ, то несложно выявить как слабые, так и сильные места торговой точки и повысить эффективность различных бизнес-процессов.

33 коментарій

Николай 24 июня 2021 14:32
Очень хорошие идеи! Ведь действительно покупатель выбирает товар глазами! И от того как расположены витрины, как выложен товар на полках, как представлен он - зависит количество продаж. Визуальный мерчендайзинг это то, чем нельзя пренебрегать.
Маша 28 июня 2021 14:37
Сейчас по-моему мерчандайзинг очень эффективен, особенно заметно это на примере сети Класс. Постоянно выхожу из магазина с кучей покупок, а потом думаю, зачем я это купила)))
Андрей 29 июня 2021 17:06
С этим уж точно не поспоришь! Чем грамотней выставлен товар на полках, тем выше будут продажи! Ведь покупатели выбирают глазами и покупают не только то, за чем они пришли в магазин. Кроме необходимых товаров они обязательно положат в корзину товары, красиво и правильно расставленные.
Алексей 8 июля 2021 09:31
Да, тоже часто обращаю внимание, что в сети супермаркетов Класс уделяют много внимания тому, как выкладывать товары. Это смотрится эффектно и даже как-то начинаю больше уважать сотрудников супермаркета, которым из простых продуктов удается сделать вот такую красоту на прилавках.
Илья 11 июля 2021 09:43
Я сам несколько лет назад работал мерчандайзером и могу профессионально оценить работу коллег в других магазинах. В одних торговых сетях работают лучше, где-то хуже, но с супермаркетом Класс мало у кого получиться потягаться. Тут отработаны и воплощены все лучшие наработки мерчандайзинга, всё сделано так, что когда заходишь в магазин, то даже настроение улучшается и обязательно купишь чуть больше, чем изначально планировал.
Лара 16 июля 2021 16:16
Да, товар в супермаркетах умеют выставлять, особенно в Классе, удобное расположение полок, без проблем можно найти то, что нужно. Но не советую ходить голодным в магазин, набираю даже то, то не планировала)))
Сергей 19 июля 2021 09:44
Приходя в супермаркет стал частенько замечать, как правильно и красиво выложен товар, а на больших площадях по сезонно предлагают сразу картинку - летнего пикника или дачной посиделки с мангалом. Это здорово! Не бегать по всему залу в поисках, а тут сразу всё взял и сэкономил время на покупку нужного. Очень удобны такие тематические мини выставки товаров
Ирина 25 июля 2021 15:03
Читаю и понимаю, как нас подсознательно заставляют покупать товар))) Интересные идеи, и теперь я понимаю, что лучше всего их использует сеть Класс.
Алексей 30 июля 2021 12:23
За трендами мирового мерчендайзинга следует следить тщательно. Потому что как показывает практика, наиболее рабочие схемы мы заимствуем именно из опыта других стран. Но хоть у нас, хоть за рубежом клиент и покупатель выбирает глазами!
Виктор 11 августа 2021 08:53
Мне всегда нравилось посещать супермаркет Класс, покупать продукты, а вот в других магазинах, если и заходил случайно, уже было не так комфортно делать покупки. А секрет оказывается прост - в супермаркете Класс грамотная, чёткая и сфокусированная по группам выкладка товара, интуитивно понятная и привлекательная. Чувствуется работа профессионалов!
Инна 21 августа 2021 09:54
В этой теме у сети Класс полный порядок, они выкладку делают очень грамотно и красиво) Иногда даже то что не планировалось покупаю)))
Николай 31 августа 2021 10:24
Я считаю, что товар всегда нужно красиво преподнести, подать покупателю таким образом, чтобы он его купил, даже если не собирался этого делать. В этом то и весь смысл. Хоть мирового, хоть местного мерчендайзинга.
Кира 8 сентября 2021 23:09
При грамотной расстановке товаров на полках можно добиться максимальных продаж. Поэтому мерчендайзингу ритейлы уделяют большое значение.
Вячеслав 12 сентября 2021 17:06
Тема визуального мерчендайзинга для обычного человека непонятна и носит собой обычный набор слов. Но мы не знаем того, что это целая наука и в супермаркетах на полках и витринах она применяется очень активно, и что главное - направлена на повышение покупательского спроса.
Анатолий 15 сентября 2021 09:29
Сегодняшний современный мерчензайзинг очень отличается от того, каким он был даже 6 лет назад. я в своё время тоже был мерчендайзером. Сейчас всё по-другому, другая раскладка товара, другие, другие требования. Потому что всё развивается и спрос тоже растёт на товары. А товаров много, нужно выделять свои среди остальных.
Вика 24 сентября 2021 13:03
Тренды визуального мерчендайзинга в Класс знают очень хорошо. Это видно, как на полках разложен и презентован товар, его сразу хочется купить. Это тоже в своём роде техника и искусство продаж.
Егор 27 сентября 2021 09:19
Раньше даже и мыслей не было на этот счет. А потом понял, что визуальный мерчендайзинг это целое искусство, не зря в предкассовых зонах мы видим товар первой необходимости. И берём его. Не зря на полках товар выставлен именно так, а не иначе. Это всё визуальный мерчендайзинг!
Григорий 4 октября 2021 10:19
Всегда меня приятно радовало тот момент, что в супермаркете Класс весь товар расположен настолько интуитивно понятно и удобно, что не делаешь лишних телодвижений, не ходишь по залу, а сразу берёшь и кладёшь в корзину. Продумано всё до мелочей, каждому моменту уделено внимание, что я, как покупатель, только приветствую. Забота о покупателе чувствуется с первого шага.
Инна 14 октября 2021 16:45
Мне кажется, что в Классе выкладкой товара занимаются профессионалы, всегда все аккуратно и красиво выложено, прям хочется купить.
Николай 22 октября 2021 13:43
Визуальный мерчендайзинг играет огромную и решающую роль для продаж. Именно хорошо организованное размещение товара и служит увеличению покупательского спроса на определенные виды товара. Я соглашусь, что это целая схема. И она реально работает!
Дарина 30 октября 2021 11:13
Среди главных трендов я бы назвала грамотную расстановку полок и товара на них - это визуальный, работающий мерчендайзинг. Предкассовые зоны тоже самое - грамотно подобранные категории товаров в правильном месте.
Максим 14 ноября 2021 17:19
По моему сейчас этому уделяют слишком много внимания, и главное, в ущерб покупателю. Потому что на самом выидном месте ставят дорогие товары, а те что подешеле, те обычно ниже, чтобы наклоняться пришлось. Но мне нравится как в Классе делают выкладку продуктов, реально хочется купить.
Анна 25 ноября 2021 11:07
Все что нужно сделать, это сделать продукт привлекательным для клиента, и правильно его разложить, желательно на уровне глаз. В сети Класс с этим дела отлично обстоят.
Виктор 2 декабря 2021 09:13
Правильная расстановка товара это ключ к успеху и большим продажам. Торговля это тоже очень сложная схема. И зная секреты, можно выйти вперёд и стать лучшей сетью. Такой, как сеть супермаркетов Класс.
Игорь 12 декабря 2021 14:42
Визуализация товара, его правильная расстановка это очень важно, так как многие товары, особо не являясь первой необходимостью попросту забывают купить. А за нужным товаром клиент и в конец зала пойдет. Так что на первые полки нужно выставлять товары, которые нужны, но не жизненно необходимы.
Григорий 15 декабря 2021 18:08
Визуальный мерчензайзинг это часть торговли, важнейшая ее составляющая. Опытные мерчендайзеры знают правильную расстановку товара на полках и поэтому эти полки пустеют очень быстро и их пополняют и пополняют. Это только нам, покупателям, кажется всё просто и понятно.
Слава 29 декабря 2021 21:08
Я как покупатель скажу, что выбираю те товары, которые красиво лежат на полках. И в этом и заключается весь секрет визуального мерчендайзинга. Те, кто умело этим пользуются, могу похвастаться большими выручками и продажами.
Олег 29 декабря 2021 22:12
Визуальный мерчендайзинг это очень важный момент в сфере торговли и крупных ритейлов. Именно благодаря ему продать можно то, что могло на полках залежаться надолго. Правильная и главное рациональная расстановка товара это половина успеха.
Ирина 30 декабря 2021 09:27
Я могу сказать, что именно в супермаркете Класс с мерчандазингом всё в порядке. Не один раз замечала, что когда приходила в магазин без списка покупок, то благодаря визуально правильной и интуитивно понятной выкладке и всегда безошибочно находила тот товар, что хотела купить и всегда он был на самом видном месте. Удивительно, но факт! Ребята своё дело знают.
Георгий 5 января 2022 11:56
Я, пока не стал ходить в супермаркет Класс, даже не догадывался, что выкладка товаров в магазине является целой наукой. И только Класс мне раскрыл глаза, что можно прийти в магазин и сразу найти всё, чт о тебе нужно, а не ходить кругами по залу и психовать, как часто у меня было в других магазинах. А тут всё на месте, всё рядышком, как и должно быть. Мне нравится!
Ирина 30 ноября 2022 21:17
Так вот почему я всегда выхожу с супермаркета Класс с огромными пакетами со всевозможными покупками. Заходя сюда, заранее написанный список можно и не брать с собой, он не пригодится. А все потому что грамотные специалисты расставили свои ловушки и сопротивляться этому у меня лично сил и воли нет. С одной стороны траты увеличиваются, а с другой я им даже благодарна, т.к. с помощью подсказок покупаешь все лучшее, выгодное и нужное.
Ольга 5 декабря 2022 22:05
Кстати, по выкладке товара, то ту же сеть Класс, однозначно, стоит похвалить. Так получилось, что бывала в нескольких супермаркетах их сети и всегда нравится, как расположены отделы, товар на полках расставлен красиво и правильно, так что нет необходимость искать нужную позицию долго, спрашивать сотрудников и тратить время. Люди обстоятельно подходят к своей работе.
Алексей 9 декабря 2022 16:12
Я сам работал в этой сфере и скажу, что правильно расставленный товар это плюс десять процентов выручки магазину. В том же Классе, насколько я могу судить по тем супермаркетам их сети, где я бываю, акцент на эту сферу колоссальный. Всё на своих местах, ходовой товар на уровне глаз покупателя, актуальные вывески с информацией про акции и скидки. Делают, одним словом, всё толково.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии