2020 год прошел для всех отраслей экономики Украины под аккомпанемент COVID-19 и связанных с пандемией карантинных ограничений. Бытует мнение, что сферу продуктовой торговли коронавирус обошел стороной. Это справедливо лишь отчасти. Да, глубокий кризис из-за закрытий и простоев сети супермаркетов не настиг. Но, во-первых, сложные времена скорее всего еще впереди, ведь снижение покупательной способности украинцев всегда отражается на ритейлерах.
Во-вторых, почти все игроки отрасли продуктовой торговли были вынуждены перестраиваться под «новую реальность». И как раз COVID-19 обусловил не только основные тренды, но и главные результаты 2020 года для сферы украинского ритейла. Подробнее об итогах и осторожных планах на 2021-й мы и расскажем в этом материале.
Главные результаты 2020 года для продуктовой торговли одной строкой
В связи с пандемией коронавирусной инфекции и теми обстоятельствами, которые она привнесла в нашу жизнь, ключевые итоги для ритейла кратко можно охарактеризовать следующими тезисами:
- Пересмотр планов по развитию направления электронной коммерции. COVID-19 заставил действовать в этом направлении активнее и быстрее.
- Повышение роли доставки для продуктовой торговли и размытие граней между ней и непродуктовым ритейлом, давно работавшим в этом направлении.
- Тренд на безопасность, который вовсе не ограничивается территорией торгового зала и вряд ли утратит актуальность в скором будущем.
- Активное развитие собственных торговых марок (СТМ), а также запрос потребителей на повышение их качества, вплоть до дебюта в премиум-сегменте.
- Стабильно высокий спрос на товары категории Здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Повышение величины среднего чека в продуктовом ритейле при одновременном снижении посещаемости: украинцы предпочитают реже посещать магазины и закупать продукты на более длительный срок.
Опытные, успешные игроки сохраняют интерес к экспансии рынка и/или качественному развитию своих сетей (включая их модернизацию, обновление магазинов и т.д.).
На главных итогах 2020-го мы остановимся более подробно.
Не просто выход в онлайн, но и качественный сервис доставки
Коронавирусная пандемия ускорила тренд, который ранее неспешно вклинивался в рабочую повестку и касался планов продуктовых ритейлеров по развитию онлайн-сегмента торговли. В начале весны 2020-го из-за жесткого карантина и возрастающего уровня неопределенности почти все были вынуждены действовать в этом вопросе активнее.
Одни, как допустим сеть супермаркетов «КЛАСС» в Харькове, решили пойти по пути создания интернет-магазина с нуля. Другие в экстренном порядке начали искать партнеров в лице онлайн-агрегаторов, специализирующихся на доставке.
По большому счету именно процесс организации оперативной транспортировки заказанных продуктов питания от магазина/склада до конечного потребителя (его дома/офиса) и стал главным вызовом для продуктового ритейла в разгар карантина. Помимо развития собственных сервисов украинские ритейлеры начали сотрудничать как со специализированными агрегаторами, так и с многопрофильными службами доставки.
Некоторые игроки, казалось, долгое время не могли даже сами окончательно определиться, какую модель работы выбрать, «набивая шишки» и учась исключительно на своих ошибках.
Пока еще рано делать окончательные выводы, но стратегия построения собственного сервиса доставки для продуктовых ритейлеров выглядит в какой-то мере более ответственным и системным подходом. Как минимум, переложить всю ответственность за какие-либо неудачи (срывы или задержки поставок, проблемы некачественного обслуживания и т.д.) на сторонние компании в этом случае не удастся, а значит и проработать все бизнес-процессы нужно досконально.
В целом, по итогам 2020 года можно отметить, что грань между продуктовыми и непродуктовыми ритейлерами начала размываться: ведь есть агрегаторы и службы, которые сегодня доставляют по Украине самые разные товарные категории.
Для покупателей пик интереса к доставке продуктов питания пришелся на весну, но он не исчез после этого полностью. Сейчас спрос остается намного выше, чем в 2019-м. Учитывая вторую волну эпидемии и все еще туманные планы по массовой вакцинации в нашей стране, в 2021 году высокая актуальность онлайн-покупок с доставкой из продуктовых супермаркетов сохранится.
Стремление к экономии, а также забота о своем здоровье
По данным Deloitte, покупательная способность в 2021 году снизится минимум у каждого третьего украинца. По пессимистичным прогнозам — больше, чем у половины населения. А тенденция к экономии средств при покупках в магазинах и супермаркетах начала прослеживаться уже с середины 2020-го и четко проявилась осенью. По данным аналитиков, средний чек в октябре был почти на 40% меньше, чем в апреле. Конечно же, концовка года несколько сгладила ситуацию, но общих позитивных предпосылок пока крайне мало.
Как ощутили тренд на экономию продуктовые сети? Как отмечают в «КЛАССе», прежде всего повысился спрос на акционные товары и интерес к различным промо, возросла доля продаж продуктов эконом-сегмента, а также продукции собственных торговых марок (СТМ). Последние, по разным оценкам, стали покупать на 25-30% активнее. Такие цифры роста продаж подтверждают и в популярной харьковской сети супермаркетов.
Интересно, что касаемо самих СТМ отмечается не тенденция к удешевлению, а наоборот повышению качества. Украинцы в 2020 году были готовы при покупке продукции собственных торговых марок ритейлеров тратить больше. Из-за этого некоторые эксперты заговорили даже о необходимости создания СТМ премиального класса. Хотя о долгосрочных перспективах собственных брендов ритейлеров специалисты предпочитают говорить сдержанно, хотя бы из-за того, что до 2020-го спрос на них неизменно снижался.
Общее желание клиентов супермаркетов «потуже затянуть пояса» не отменяет тренда на ЗОЖ, то есть продукты здорового питания и товары для занятий спортом. Отчасти это связывают с тем, что в период самоизоляции и локдауна, затронувшего фитнес-клубы и тренажерные залы, украинцы стали больше думать о поддержании формы и нормальной массы тела.
Не обошлось в этом сегменте и без маркетинговых хитростей, ведь число производителей, которые сделали на своей продукции популярные маркировки, вроде «био», «эко», «веган», «органик», в 2020-м ощутимо возросло. В то же время далеко не все покупатели разбираются в разных тонкостях соответствующей продукции: для многих это скорее дань моде, чем осознанный выбор. Но и тех, кто действительно заботится о здоровье и внимательнее относится к продуктам питания, стало больше: и среди покупателей, и среди производителей.
Что ждать продуктовому ритейлу в 2021 году?
Эксперты и представители отрасли продуктовой торговли пока не спешат с далеко идущими прогнозами. Во многом это связано с высоким уровнем неопределенности, который сохраняется из-за COVID-19. Сходятся во мнении и первые, и вторые (к примеру, представители консалтинговой компании Accenture и топ-менеджмента харьковской сети «КЛАСС») лишь в том, что как минимум в первой половине 2021 года безопасность останется ключевым глобальным трендом для ритейла. Это значит следующее:
- покупатели будут стараться сокращать число визитов в магазины;
- онлайн-торговля продолжит рост;
- в фаворе клиентов будут как магазины у дома, так и крупные супермаркеты (с просторными торговыми залами и возможностью закупить различные продукты впрок);
- помимо e-commerce еще больше активизируется тренд бесконтактной оплаты.
На этом фоне опытные игроки рынка продуктовой торговли будут стремиться к планомерному развитию, модернизации уже действующих магазинов и аккуратной экспансии рынка, когда появлению любой новой точки продаж предшествует серьезная аналитическая работа и еще более тщательное взвешивание всех «за» и «против».
31 коментарі