А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Что сети «КЛАСС» дали кассы самообслуживания: анализируем долгосрочные результаты


Тренд на внедрение технологий самообслуживания в сфере розничной торговли наметился достаточно давно. Если 5 лет назад приобретение товаров в продуктовых магазинах без кассира/продавца выглядело чем-то необычным или даже странным, то сегодня диковинно выглядит скорее отсутствие касс самообслуживания (сокращенно КСО) или их альтернатив (допустим, сервисов сканирования товаров).

Соответствующий рынок в последние полтора года активно растет, а дополнительным стимулом для этого стала пандемия коронавируса. В новых реалиях присутствие касс самообслуживания позволяет не только сократить очереди в супермаркетах, но и минимизировать социальные контакты на уровне «посетитель-персонал».

Что сети «КЛАСС» дали кассы самообслуживания: анализируем долгосрочные результаты


В преимуществах соответствующих решений убеждаются как клиенты, так и владельцы торговых сетей. И речь не только о всеукраинских, но и успешных региональных продуктовых ритейлерах Украины. Чтобы не быть голословными, мы подробнее рассмотрим кейс харьковской сети супермаркетов «КЛАСС». Внедрять кассы самообслуживания эта компания начала еще в первом квартале 2018 года, а к концу его уже имела КСО в 11 из 12 (на тот момент) своих супермаркетов.

Свыше чем 3 года системного применения этого инструмента самообслуживания — вполне достаточный период для того, чтобы говорить не только про качественно новый уровень взаимодействия ритейлера с покупателями, но и о реальной отдаче для компании, включая скорость обслуживания, изменения посещаемости магазинов и уровня лояльности покупателей.

Внедрять или не внедрять?


Харьковский ритейлер «КЛАСС» отказался от так называемого пилотного запуска КСО в одном или нескольких супермаркетах. Было принято стратегическое решение внедрять соответствующее решение во всей сети. Первыми кассы самообслуживания появились в двенадцатом по счету «КЛАССе» на Павловом Поле, открытом в марте 2018 года. Но практически сразу после этого КСО начали устанавливать и в других магазинах. Сегодня они есть в каждом из 13 супермаркетов сети.

Тогда в топ-менеджменте «КЛАССа» было четкое представление, что с помощью касс самообслуживания ритейлер демонстрирует свое доверительное отношение к покупателям. Практика показала, что за такое доверие харьковчане ответили взаимностью: уже в 2018-м году отмечался прирост лояльности и уровня продаж.

Сегодня на клиентов, которые делают покупку через КСО, приходится свыше 15% всех чеков сети. И соответствующие показатели активно растут. Лишь подстегнул данный тренд на самообслуживание коронавирус. Особенно показательным в этом аспекте был второй и третий квартал 2020 года. Тогда, о вирусе было известно не так много, что порождало самые разные страхи и опасения.

Но в любом случае, говорить о полном отказе от классических касс, конечно же, рано. Во-первых, большие покупки быстрее «пробивает» кассир. Во-вторых, как отмечают представители «КЛАССа», есть солидная группа покупателей-консерваторов и тех, кто не представляет шоппинг без непосредственного общения с кассирами.

Для достаточно крупных супермаркетов, как у харьковской сети, кассы самообслуживания подходят очень хорошо. В целом, их внедрение может быть оправдано и для магазинов у дома и ритейлеров других форматов. Чтобы понять, нужны КСО или нет, нужно проанализировать много факторов, в том числе:

  • общую площадь торгового зала;

  • режим работы;

  • численность покупателей;

  • количество и загруженность традиционных касс (в особенности в часы пик).

Просчитать целесообразность внедрения касс самообслуживания позволяет анализ процессов в каждом конкретном магазине и построение математических моделей, позволяющих оценить отдачу от подобных инвестиций.

Помимо чисто экономических предпосылок эксперты отмечают и полезную репутационную составляющую КСО. Все больше клиентов хотят видеть возможность самостоятельной оплаты товаров и оценивают таким образом уровень доверия ритейлера по отношению к своим клиентам. Пусть даже они не будут пользоваться такой кассой часто или вообще, но сочтут само присутствие КСО за дополнительный плюс.

Что дали кассы самообслуживания покупателям?


Клиенты «КЛАССа» по достоинству оценивают основные преимущества касс самообслуживания. Для них к главным плюсам относится следующее:

  • сокращение времени пребывания у касс. Очереди после внедрения КСО сократились, а это значит, что покупатели не тратят свое драгоценное время бессмысленно;

  • экономия времени при единичных покупках. Если нужно приобрести 1-2 товара, то покупка у кассы самообслуживания занимает меньше минуты. У обычной кассы в аналогичном случае нужно провести больше. Как минимум, что-то уйдет на приветствия, традиционные фразы о пакетах и т.д.;

  • максимум контроля. Самостоятельное сканирование товаров упрощает отслеживание цен, позволяет клиенту не переживать, что кассир «пропикает» что-то дважды. Плюс самообслуживание помогает придерживаться списка покупок и не забыть о чем-то важном;

  • минимизация социальных контактов. КСО исключает прямые контакты с персоналом (кассиром) и косвенные с другими покупателями (в очереди или через ленту, на которой за смену проходят тысячи или не десятки тысяч товарных единиц).

В сети «КЛАСС» не идеализируют кассы самообслуживания для клиентов. Ведь определенные сложности с эксплуатацией КСО также имеются. Во-первых, при покупке алкоголя требуется дополнительное подтверждение. Во-вторых, любая ошибка (двойное сканирование, нечеткий штрих-код и т.д.) также потребует помощи консультанта. В-третьих, опытный кассир при большом количестве покупок просканирует все ощутимо быстрее, чем сам покупатель.

Но даже несмотря на это, популярность КСО среди покупателей будет только повышаться.

Эффект для ритейлера


Использование касс самообслуживания в супермаркетах обеспечило сети «КЛАСС» следующие преимущества:

  1. Повышение посещаемости. В 2018-2019 году КСО сами по себе привлекали харьковчан и воспринимались как инновационное техническое решение. В 2021-м году подобным клиентов уже сложно удивить. Но обеспечиваемое таким образом удобство все равно выливается в прирост трафика. Он вырос за время работы КСО на 10-20% (в зависимости от магазина).

  2. Экономия рабочего пространство. Одна традиционная касса занимает столько же места, сколько остров самообслуживания из 4-6 КСО. Плюс дополнительное пространство выигрывается за счет отсутствия очередей у кассовых зон. Это позволяет более эффективно использовать имеющиеся торговые площади.

  3. Снижение расходов на рабочую силу. Шесть традиционных касс — это 6 кассиров, а один остров самообслуживания с 4-6 КСО — один консультант. Выигрыш в оплате труда очевиден.

  4. Лояльность аудитории. Опросы покупателей сети «КЛАСС» показывают, что им нравятся кассы самообслуживания, и до 30% аудитории предпочитают именно КСО, причем большинство из них вне зависимости от количества покупок в чеке.

Вердикт и дальнейшие прогнозы


Удобство в целом и возможность самообслуживания на кассе является одной из отличительных черт ритейлера «КЛАСС». Наличие КСО делает шоппинг быстрым, комфортным, контролируемым, а в условиях пандемии еще и более безопасным. Опыт запуска касс самообслуживания оценивается исключительно позитивно, более того активное внедрение технологий (теперь уже и мобильного приложения с обновленной системой лояльности) превратился для харьковской сети в одно из конкурентных преимуществ на рынке.

Если рассуждать более глобально, то есть о рынке розничной торговли в целом, то рано или поздно он все равно придет к полному отказу от касс, еще большей скорости и удобству шоппинга. Опыт таких гигантов коммерции, как «Амазон» свидетельствует, что это уже не мечты и фантазии, а реальность. Да, пусть не через 3-5, но через 10 лет следом за пилотными проектами магазинов без персонала можно ожидать их более массового внедрения. И все потому, что подобные технологии дают ощутимые плоды и клиентам, и самим ритейлерам.

32 коментарій

Вероника 11 августа 2021 08:52
Ой обожаю кассы самообслуживания в Класс! Они разгрузили очередь на обычных кассах. Я подхожу и всегда пробиваю товар там. Считаю, что это отличная возможность избежать очереди на остальных кассах. Молодежь вся перешла на кассы самообслуживания.
Света 21 августа 2021 08:21
Кассы самообслуживания значительно облегчили как жизнь покупателей, так и кассиров. Я уже не помню очередей, все покупатели рассредотачиваются по кассам. И получается покупки сделать очень быстро.
Кирилл 24 августа 2021 20:03
Я считаю, что кассы самообслуживания это самое лучшее решение, которое могло быть в период пандемии. Но и помимо этого кассы дают возможность не создавать толпу, а самим спокойно пробивать товары и избегать скопления людей.
Евгений 26 августа 2021 07:23
Я только на этих кассах и делаю покупки. Это удобно, быстро и просто. Главное первый раз попробовать, и всё получится. Потом на обычные кассы даже не захочется идти и в очереди стоять.
Николай 31 августа 2021 10:37
Я сам не сразу понял, что это за кассы и как на них можно пробить товар. Но потом уточнил у кассира и у меня всё получилось. Как минимум эти кассы дали возможность тем, кто торопится не ждать очереди на обычную кассу.
Ира 12 сентября 2021 17:15
Кассы самообслуживания это лучшее нововведение на мой взгляд за последние месяцы. Как это полезно и даже очень в тему коронавируса вышло.
Кристина 14 сентября 2021 09:14
Конечно удобно оплачивать продукты самостоятельно на кассах самообслуживания. Помню первые такие кассы появились в сети Класс. Многие покупатели сначала очень любопытно посматривали и недоумевали что это и зачем кассы нужны. А сейчас они пользуются огромным спросом среди покупателей.
Ольга 15 сентября 2021 09:38
Кассы самообслуживания полезны как самим работникам супермаркетов, так и покупателям. Они разгружают поток покупателей, уменьшают очереди на кассах. Да и самим кассирам легче. В общем, отличное нововведение.
Яна 23 сентября 2021 11:48
Мне нравится эта система, не нужно стоять в очереди, особенно удобно это когда покупок не много. Считаю, что это хорошее и нужное новшество.
Игорь 27 сентября 2021 09:05
Я лично общался с представителем сети Класс и мне сказали, что кассы самообслуживания очень востребованы становятся среди покупателей день за днем. Ведь это реально удобно и помогает людям быстрее завершить покупки, не стоя в очереди.
Ирина 7 октября 2021 19:23
Я, как покупатель, только приветствую такие нововведения со стороны супермаркета Класс, как кассы самообслуживания. Для меня это удобно во всех смыслах! Сама себя спокойно и не спеша обслужила, спокойно оплатила, при этом никто не дышит тебе в затылок, не сопит над ухом. Теперь только так и делаю покупки, спасибо менеджерам супермаркета за такое новшество.
Алексей 14 октября 2021 09:51
Когда делаю покупки в супермаркетах Класс, тоже предпочитаю пользоваться кассами самообслуживания. Для меня так просто проще, плюс меньше контактов с людьми. Также большой плюс, что на таких кассах практически не бывает очередей, так как наши люди не привыкли ими пользоваться.
Илона 25 октября 2021 17:14
Кассы самообслуживания сначала казалось мне очень сложными в использовании. Но стоило только раз попробовать, как у меня всё получилось. Теперь только на кассах самообслуживания и оплачиваю покупки в Класс.
Олег 31 октября 2021 12:00
Кассы самообслуживания для многих покупателей стали просто находкой. Как же удобнее и быстрее с ними стало делать покупки. На них никогда нет очередей. И в период пандемии это огромное преимущество.
Иннокентий 2 ноября 2021 09:10
Ребята, да тут и думать нечего - кассы самообслуживания доказали свою эффективность с самого первого дня, как только они появились. И тут супермаркет Класс утёр нос всем своим конкурентам этим нововведением. А в наше время, когда карантин и множество запретов, такие кассы для меня стали просто спасением - делать покупки можно быстро и ни с кем не взаимодействовать, избегаешь не нужных контактов.
Вероника 26 ноября 2021 18:34
Кассы самообслуживания это самый простой способ разгрузить остальные кассы, дабы не собирать толпы людей. А учитывая настоящую ситуацию, это как раз кстати!
Кристина 28 ноября 2021 17:02
Сейчас я не представляю как мы обходились без касс самообслуживания. Для меня это огромная экономия времени. Я не стою в очередях и способна сама себя обслужить.
Сергей 30 ноября 2021 15:05
Эти кассы по моим личным наблюдениям служат просто как палочка-выручалочка в настоящий момент. В основном на них оплачивают люди среднего возраста и молодёжь. Дети и пожилые люди больше склонны к обычному способу обслуживания и оплаты.
Инна 1 декабря 2021 16:55
Лично мне стало легче с классами самообслуживания. Это такое полезное новшество в сети Класс. И как я посмотрю, многим покупателям оно пришлось по душе. Очередей на этих кассах нет.
Альбина 3 декабря 2021 11:45
Как минимум, кассы самообслуживания дали возможность не стоять в очереди тем, кто может себя сам обслужить. А это большая часто молодёжи и людей средних лет. Соответственно другие кассы стали менее загружены. Я вижу в этом только положительные моменты.
Данил 12 декабря 2021 14:43
Кассы самообслуживания очень оказались полезными в наших супермаркетах! Они пользуются спросом да ещё и каким! Лично я тоже покупки оплачиваю на них. Нет желания толпиться на обычных кассах.
Галя 15 декабря 2021 18:10
На кассах самообслуживания я сначала боялась делать покупки, но стоило хотя бы раз попробовать и всё, теперь покупки в Класс я оплачиваю только на них. Обычные кассы всегда с очередью.
Кира 21 декабря 2021 11:53
Это хорошее новшество, мне нравится, и часто пользуюсь услугами касс самообслуживания, время экономится, и вообще удобно.
Элина 27 декабря 2021 20:31
Мне это новшевство пришлось по вкусу - когда мало товара, а людей много такие кассы очень выручают. Молодцы, всегда первыми внедряют приятные новшества.
Филипп 30 декабря 2021 14:50
Хочу сказать спасибо супермаркету Класс за внедрение касс самообслуживания. Я ими пользуюсь, произвожу оплату через эти кассы. Мне нравится, что Класс развивается и мы вместе с ним пользуемся этими благами и новшествами.
Вера 5 января 2022 14:20
У сети Класс получилось внедрить новую фишку, это здорово выручает. Когда товара не много, я всегда пользуюсь, это хорошо разгружает остальные кассы, мне нравится.
Лина 10 января 2022 11:51
Это очень удобно, и все больше людей пользуются этими кассами, и основные разгрузились, и персоналу стало гораздо легче. Мне новшество нравится.
Алексей 28 января 2022 17:56
Постоянно пользуюсь кассами самообслуживания в супермаркетах Класс. Удобное и практичное решение.
Олег 31 января 2022 16:05
Вообще считаю, что кассы самообслуживания - это максимально классное и эффективное решение, поскольку благодаря им можно не стоят в очереди на обычных кассах в супермаркетах сети Класс.
Иван 10 февраля 2022 15:43
По моему это очень неплохой ход, и основные кассы разгрузились, и удобно. Я часто пользуюсь, когда мало товара беру.
Ольга 29 ноября 2022 11:58
Уже год пользуемся этой фишкой в виде касс самообслуживания (благо, супермаркет сети Класс находится через дорогу от нашего дома). Действительно удобно и позволяет иногда сэкономит время. К сожалению, такие нововведения доступны только здесь и почему-то другие сети пример брать не хотят. Вообще, Класс может спокойно дать фору в плане клиентоориентированности.
Олег 30 ноября 2022 23:24
Данные кассы самообслуживания, конечно, это реально находка сегодняшней торговли и особенно супермаркетов. Класс очень быстро стал тогда развивать это направление и очень угадал. Все положительные стороны, приведенные в статье, полностью соответствуют. Также радует, что супермаркет постоянно развивается, не стоит на месте, количество касс увеличивается, рядом с ними находится персонал, который корректирует и помогает, если нужно.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии