А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Современные технологии нужны не только онлайн, но и традиционным супермаркетам и магазинам


В связи с популяризацией интернет-шопинга (в том числе в сфере продуктовой торговли) и активным развитием сервисов доставки, традиционные ритейлеры, работающие офлайн, сталкиваются с новыми вызовами в борьбе за клиента. По данным статистики, в 2021 году отток из офлайн в онлайн только увеличится на 10-14 на фоне 2020-го. В связи с этим логичным решением для дальновидного бизнеса становится выход в интернет (если это еще не сделано) и максимальная активность в этом направлении (расширение функционала, повышение удобства онлайн-клиентов, внедрение различных новшеств).

Но новые технологии необходимы и офлайн-ритейлу, о чем некоторые представители розничной торговли почему-то забывают. Спектр востребованных технических решений, доступных для классических продуктовых магазинов и супермаркетов, порой даже более внушителен, чем для интернет-магазинов. Немаловажно, что большинство из таких новшеств — это не просто дань моде или способ заявить о себе, как о продвинутом ритейлере, а действительно полезные решения, улучшающие клиентский опыт. В результате внедрения увеличивается посещаемость магазина, растет величина среднего чека, повышается лояльность целевой аудитории. А ведь это и нужно бизнесу.

Современные технологии нужны не только онлайн, но и традиционным супермаркетам и магазинам

Что уже можно встретить в нашем продуктовом ритейле?


Технологии активно развиваются и самые успешные из них так быстро встраиваются в нашу повседневную реальность, что кажутся нам чем-то обыденным и само собой разумеющимся. Если так происходит, то это лучшее подтверждение эффективности инноваций, уверен основатель крупной харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», Александр Лобановский. И в качестве примера он приводит кассы самообслуживания (КСО). Они в нашей стране очень быстро стали нормой и той полезной фишкой, без которых многим клиентам супермаркетов и магазинов уже не обойтись.

Некоторые считают, что кассы самообслуживания стали «палочкой-выручалочкой» именно в период разгара коронавирусной пандемии. Отчасти с этим можно согласится, ведь за последний год с лишним с помощью этого технического новшества действительно можно было минимизировать нежелательные социальные контакты. Но во многих продуктовых сетях кассы самообслуживания начали внедряться намного раньше. И это было характерно не только для ведущих западных ритейлеров, которые в техническом плане традиционно на шаг впереди. Так, та же сеть «КЛАСС» (а это региональный украинский игрок) внедрила кассы самообслуживания в большинстве своих супермаркетов еще в 2019 году.

В целом не столь важно, когда сформировалась привычка пользоваться КСО: кто-то приобщился к ним еще до COVID-19, а кто-то — в самый разгар пандемии. Важно что тренд на такую самостоятельность, как правило, сохраняется. Это удобно не только интровертам, но и всем тем, кто не любит очереди, привык планировать свое время или по максимуму контролировать все процессы вокруг.

Кассы самообслуживания обеспечивают преимущества не только покупателям. Они полезны и ритейлу. Хватает исследований, которые показывают тенденцию не только к росту общего числа операций через КСО, но и увеличению среднего чека по ним на 15-20%. И это при том, что кассы самообслуживания часто называют оптимальным выбором для мелких покупок. Получается, что на практике это более универсальное техническое решение, говорит Александр Лобановский.

Пока КСО не позволяют быстро купить табачную и алкогольную продукцию (требуется подтверждение факта совершеннолетия, для чего нужны сотрудники). Но в перспективе и этот нюанс будет устранен, когда будут внедрены цифровые системы верификации или те или иные технологии распознавания лиц. Кстати, думать, что подобное — это лишь отдаленная перспектива, не стоит.

К другим новшествам, которые уже часто можно встретить в торговых залах продуктовых супермаркетов и магазинов, относится следующее:

  • видеоаналитика для отслеживания запасов на товарных полках. Эту технологию также называют компьютерным зрением. Традиционно для поддержания достаточных запасов товарной продукции на полках используется обход сотрудниками залов. Их труд все также необходим для непосредственной раскладки, но мониторинг уже сегодня может быть автоматизирован. Для этого используется видеонаблюдение и специальное программное обеспечение, которое анализирует полученные с камер данные. Если программа «видит» нехватку товаров, то отсылает уведомление ответственному специалисту, а он уже работает со складскими остатками и выкладкой в торговом ряду;

  • интерактивные панели оценки качества обслуживания. От привычных касс с кассирами ритейлеры полностью откажутся не скоро. Но анализировать отношение этого персонала к клиентам становится все проще и легче. Показательный пример — это интерактивные панели оценки работы продавца/кассира. Простейший вариант реализации предполагает возможность поставить один из трех смайликов: позитивный, нейтральный или злой. Обратная связь мотивирует сотрудников ритейлера и помогает руководству выявлять хамов и грубиянов в своих рядах, в отношении которых нужно принимать меры;

  • ручные сканеры. Подобные устройства в торговых залах прежде всего необходимы для того, чтобы покупатель мог избежать неприятных сюрпризов с ценами при оплате товаров. Они же решают проблему отсутствия ценников, которая также иногда встречается. А некоторые современные сканеры могут не только предоставлять справочную информацию, но и упрощать (ускорять) процедуру оплаты: они формируют список покупок, который фактически и надо предъявить на кассе. Пользоваться такими техническими устройствами покупателям нравится, что зачастую позитивно сказывается и на уровне выручки ритейлера.

Есть и еще одно все чаще используемое техническое решение в офлайн-ритейле, но оно в большей мере касается именно бизнес-процессов, а не клиентов супермаркетов. Речь о программном обеспечении для исполнителей, работающих неполный рабочий день (part-time). С помощью автоматизированных программ можно варьировать численность рабочих рук в магазине (на кассе или в торговом зале) в рамках естественных дневных колебаний спроса. Раньше с подобным нередко были проблемы, отмечают в сети супермаркетов «КЛАСС». В связи с изменением наплыва покупателей в магазинах могли либо возникать очереди на кассах (если был дефицит работников в часы-пик), либо неоправданно увеличиваться затраты ритейлеров (рос фонд оплаты труда).

Что пока кажется фантастическим, но появится в скором будущем?


В сфере розничной торговли также хватает и различных перспективных технологий, которые уже активно тестируются и/или будут внедрены в работу в недалеком будущем. Без массового применения у ритейлеров меньше информации о реальной пользе и эффективности таких инноваций. Но и без этого бизнес может оказаться в выигрыше, а именно повышая свою узнаваемость и привлекая гиков — ценителей новейших технологий.

К подобного рода решениям относится следующее:

  • навигация с дополненной реальностью в торговом зале. Эти технологии не исключают традиционные вывески или таблички, а скорее дополняют их. В результате посетитель магазина сможет без труда ориентироваться в отделах, буквально не отводя взора от своего смартфона. Наряду с такими новшествами могут стать популярны и более сложные навигационные системы с подсветками-подсказками, но они требуют соответствующего переоборудования торговых залов;

  • умные тележки. Фактически это следующий виток развития ручных сканеров и касс самообслуживания. Пока подобные новшества лишь тестируются в некоторых продуктовых сетях. Суть умных тележек сводится к тому, что они считывают ценники товаров, которые в них размещаются, а также дают возможность быстро оплатить покупку. Двигателем дальнейшего прогресса в данном направлении должно стать совершенствование технологий сканирования, иначе пользоваться умными тележками покупателю будет не так удобно, как их классическими аналогами;

  • роботы. Они могут участвовать в самых разных процессах, будь то сбор заказов, уборка, приготовление пищи (выпечки и другие блюда), документооборот и многое другое. Постепенная роботизация поможет ритейлерам сокращать затраты на фонд оплаты труда, исключать так называемый «человеческий фактор» и оптимизировать бизнес-процессы, уверен Александр Лобановский. Но пока приобретение роботов и их последующее обслуживание — очень дорогостоящее удовольствие.

Не забывая о классике


Новые технологии для улучшения клиентского опыта нужны магазинам и супермаркетам. Но это не исключает и базовых вещей, таких как комфортная обстановка, отсутствие беспорядка, вежливость персонала и т.д.

Да, тренд на инновации и диджитализацию в ритейле есть и он ярко выражен. Но жалуются украинцы не на отсутствие ручных сканеров или приложений для навигации с дополненной реальностью. Ключевые проблемы — грубость персонала, продукция с истекшим сроком годности, не актуальные ценники, сломанные корзины или тележки, грязные торговые залы. Именно эти факторы входят в десятку самых раздражающих факторов для покупателей. Поэтому до или вместе с внедрением различных «ноу-хау» стоит обязательно разобраться с базовыми аспектами клиентского комфорта.

32 коментарій

Лариса 21 июня 2021 16:41
Новые технологии обязательно нужно внедрять, сейчас народ продвинутый, заказы продуктов в основном через мобильные делают. Сеть Класс очень успешно развивается в этом направлении.

Новые технологии обязательно нужно внедрять, сейчас народ продвинутый, заказы продуктов в основном через мобильные делают. Сеть Класс очень успешно развивается в этом направлении.
Виктория 24 июня 2021 09:03
Полностью согласна! Ведь если обычные супермаркеты не будут в свою очередь бороться за клиента, то в скором времени они потеряют большую часть прибыли. Отток клиентов, которым все больше нравятся онлайн покупки растёт с каждым днём. И новое поколение будет смотреть в сторону онлайна. Поэтому, здесь важно также не пускать все на самотёк. И работать над акциями, привлечением покупателей в магазин.
Сергей 28 июня 2021 09:02
Я считаю, что неправильно было бы делать акцент только на онлайн продажах. Несмотря на пандемию и ситуацию, которая сложилась в мире и в стране. Нужно работать над всеми формами и видами торговли и не пускать на самотек торговлю в магазинах. Она по прежнему лидирует и пользуется спросом.
Виктор 16 июля 2021 20:40
Не знаю что лучше традиционная торговля или онлайн. Наверно каждый вид торговли по своему хорош и имеет своих собственных клиентов. Поэтому делать акцент на чем-то одном было бы неверно. Класс как и традиционный способ продаж развивает, так и онлайн не забывает.
Григорий 25 июля 2021 13:16
Приятно осознавать, что никто другой у нас в Харькове не применяет столько новинок в торговле, как это делают в супермаркетах Класс. И я скажу, что каждое такое нововведение только способствует желанию покупать продукты именно здесь, когда можно спокойно в кассе самообслуживания оплатить покупки, а не стоять в душной очереди где-то в другом захудалом магазине. Я только за все нововведения, которые в Класс внедряют, и это хорошо!
Инна 2 августа 2021 15:42
Автомтизация это хорошо, но это означает сокращение рабочих мест. Но в плане удобства, это конечно лучше.
Александра 7 августа 2021 08:28
Современные технологии нужно применять и внедрять сегодня везде. Потому что это двигатель прогресса и торговли. И чем ты продвинутей, тем больше способов у покупателя купить твой товар. В Класс с этим точно все отлично. Они на шаг всегда впереди.
Инна 11 августа 2021 21:24
Безусловно, высокие технологии нужны в нашей жизни, и их нужно внедрять. Но не стоит совсем отказываться от людей. Я была свидетелем, как в одной из сети пропал свет, и все - картой рассчитаться невозможно) Но все равно - это хорошо, когда новые технологии внедряют, хочу отметить сеть Класс, они молодцы в этом направлении.
Валя 12 августа 2021 20:32
Да я тоже заметила, что в последнее время торговля все больше уходит онлайн, вижу это и на примере сети Класс, у них очень удобное приложение, уже несколько раз делала заказ с доставкой.
Евгений 26 августа 2021 07:22
Современные технологии должны касаться всех видов торговли. Ведь какая бы не была популярна онлайн торговля, все равно в магазинах больше продаж в разы. И нужно везде успеть, чтобы продать больше, не делая акцент на одном из нескольких видов торговли.
Сергей 1 сентября 2021 18:37
Если брать онлайн торговлю сейчас и лет 5 назад, то это просто несравнимые вещи! Сейчас большая часть продаж приходится именно на онлайн покупки и это тренд только начинает развитие. Поэтому нужно этот вид торговли развивать и всячески его продвигать. Но и обычные продажи в физических магазинах тоже никуда не делись, про них не стоит забывать.
Диана 7 сентября 2021 22:07
Наша жизнь постоянно радует новыми возможностями, о которых десять лет назад мы даже мечтать не думали. И мне приятно на душе, что и здесь мой любимый супермаркет Класс находится на лидирующих позициях, часто первыми в Харькове вводит технологии, которые только появились. Вот те же кассы самообслуживания, к примеру, да только ради них уже можно в супермаркет ходить - удобно, практично и безопасно.
Иван 12 сентября 2021 17:17
Я и не заметил как онлайн торговля внедрилась в нашу жизнь и стала если не номером 1, то номером 2 точно среди методов продаж. Класс быстро среагировал и разработал приложение, которое и позволяет делать онлайн закупки продуктов в супермаркетах.
Анатолий 15 сентября 2021 09:33
Полностью согласен. Современные технологии нужны в каждой сфере, в каждом виде торговли. Иначе продаж больших не жди. Сейчас всё настолько стремительно развивается, что все стараются сделать больше, преуспеть. Конкурентов на рынке много и это требует того, чтобы идти в ногу со временем.
Роман 21 сентября 2021 17:58
Все эти новшевства успешно внедряются в сети Класс, они вообще стараются все самые передовые идеи сразу внедрять на практике.
Полина 24 сентября 2021 20:33
Мне тоже нравятся новшевства, особенно кассы самообслуживания, теперь не нужно стоять в километровых очередях. Ждем когда-то что-то из перечисленного появится и в наших супермаркетах.
Егор 27 сентября 2021 09:18
Современные технологии нужны везде и всегда. Если конечно вы хотите прогресса в торговле и в своём бизнесе. Нужно всегда быть готовым к тому, что вам нужно будет менять правила, адаптироваться к новым условиям и правилам. Из новых современных технологий я выделяю онлайн приложения, торговлю через интернет.
Виктор 28 сентября 2021 17:43
Заметил, что без современных технологий сейчас никуда. И только успевай за ними угнаться. А тем, кто не осуществляет продажи через интернет вообще не стоит рассчитывать на большие суммы.
Никита 1 октября 2021 09:23
Сейчас технологии, что появляются практически каждый год и причём в разных областях нашей жизни, не просто улучшают жизнь, но и делают её качественнее и удобнее. И приятно осознавать, что у нас в городе супермаркеты Класс демонстрируют как можно эти технологии быстро внедрять и делать процесс покупки не только лучше, быстрее, но и безопаснее. И это круто!
Юлия 7 октября 2021 10:37
Я вообще уважаю супермаркет Класс и очень рада, что у нас в Харькове есть такой хороший и большой магазин, где можно купить буквально все, что нужно. А по поводу торговли, традиционной или же онлайн, то я, как современный человек, предпочитаю, конечно, все покупать в онлайн режиме. Заказ делаю по телефону и в тот же день мне все доставляют курьером. Но в целом, меня очень радует то, что супермаркет Класс развивает оба вида торговли и никогда не стоит на месте.
Вадик 18 октября 2021 13:25
Абсолютно согласен с этим. Многие торговые точки и ритейлы с появлением онлайн продаж и мобильных приложений бросили все свои силы на развитие именно этого вида торговли. А это ошибка. Люди все также несмотря на пандемию, ходят в магазины и совершают покупки.
Евгений 25 октября 2021 17:21
Ну конечно не только онлайн торговле следует уделять особое внимание. Если она стала популярной, это не значит, что физически люди перестали посещать магазины. Нет конечно. Это просто невозможно. Люди как ходили сами за покупками, так и продолжают.
Алексей 30 октября 2021 09:54
Согласен с тем, что активное использование современных технологий в супермаркетах - это необходимость. Также хочу отметить, что сеть супермаркетов Класс действительно в этом плане отличается от других супермаркетов.
Олег 31 октября 2021 11:57
Думаю, что в этом нет никаких сомнений. Современные технологии нужны везде и в любом виде торговли. Для онлайн торговли нужны приложения и сайты, хорошо продуманные до мелочей. Для торговли в магазинах тоже нужны современные технологии. К ним я отнесу кассы самообслуживания. Это ведь комфорт для покупателей.
Инесса 7 ноября 2021 11:58
Все магазины и супермаркеты должны следовать современным технологиям и развиваться с такой же скоростью, как и онлайн торговля. Ведь ещё долго традиционные магазины будут оставаться #1 среди покупателей, несмотря на популярность онлайн продаж и онлайн шоппинга.
Света 15 ноября 2021 15:03
Современные технологии, без них не достичь высот и максимальной выручки. Если ты не хочешь развиваться, то останешься позади. Это такие правила диктует нам сегодняшняя торговля. Тот кто не побеспокоися о создании собственного онлайн приложения, тот потерял много клиентов. Сейчас у Класса удобное приложение работает. Я пользуюсь.
Геннадий 28 ноября 2021 16:59
Современные технологии просто врываются в нашу жизнь и диктуют нам свои правила. Так взять QR-код. Тут ещё не разобрался что это такое, а уже повсеместно его применяют. Тоже самое и в торговле, нужно идти в ногу со временем.
Вадим 2 декабря 2021 09:14
Современные технологии необходимы конечно. Но за ними попробуй угнаться! Но по-другому никак. Если будешь впереди, то и от клиентов не будет отбоя. Это ритейлы знают как никто другой. Вот Класс яркий пример ритейла, следующего за всеми передовыми технологиями.
Инна 5 декабря 2021 18:17
Конечно современные технологии ритейл внедояет по полной, чтобы получить максимум клиентов и их лояльность. Мы уже настолько к этому привыкаем, сканерам, умным тележкам, кассам самообслуживания, что я теперь не знаю, как мы раньше обходились без этого. На примере сети Класс, могу сказать, что внедрение проходит успешно.
Инна 8 декабря 2021 19:48
Это точно, сейчас все сети стараются максимально полно внедрить все новшества, в сети Класс с каждым месяцем заметно все больше изменений.
Ярослав 1 декабря 2022 19:51
Кстати, как человек, который в командировках объездил всю Украину и большую часть ЕС, то сеть Класс здорово ушла вперёд по сравнению со многими своими конкурентами. Кассы самообслуживания, ценовая политика, даже расстановка товаров по полкам и обустройство торговых залов..У многих других распиаренных брендов этого нет и в помине. И это я ещё не вспомнил про акции и скидки.
Роман 26 июня 2023 09:46
Я сам работаю маркетологом и скажу, что руководство сети Класс молодцы в том плане, что они стараются постоянно что-то добавлять новое в работу своей сети. То акции, то кассы самообслуживания, то освещения поменяют на оптимальное. Это всё очень здорово и заслуживает похвалы, ведь многие их конкурентов остановились в развитии лет семь назад и ничего больше не делают.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии