Можно не сомневаться – никто не сможет забрать у Мороза вслед за креслом парламентского спикера, еще и кресло главного социалиста. Однако смена портрета – это вопрос жизни или смерти СПУ, иначе социалистов будет бесконечно преследовать призрак этого самого спикерского кресла. Вопрос лишь в том, решится ли Мороз на роль «почетного аксакала» и теневого лидера? А еще в том, кто именно станет формальным первым номером?
На самом деле выбор невелик. Ведь не рассматривать же всерьез самовыдвижную кандидатуру Василия Волги или какого-нибудь Рудьковского? В обойме социалистов есть только две кандидатуры способные на этом этапе стать лицом партии, без потери в политическом весе – это два министра нынешнего правительства: Станислав Николаенко и Василий Цушко. Это две сильные фигуры, а выбор в пользу того или иного был бы действительно знаковым – в какую сторону будет двигаться Соцпартия?
Назад в Европу
Станислав Николаенко – это была бы неплохая попытка вернуть утраченный имидж европейских левых. Социалисты долгие годы шли к Социнтерну и европейской социал-демократии и все это для того, чтобы результаты долгого пути были обесценены в один момент. Действующий министр образования по всем параметрам подходит для такого возвращения к истокам. Он подходит на эту роль даже внешне - что ни говори, а избиратель любит глазами и ушами.
Никаких звезд с неба Николаенко, конечно не хватает и ожидать от него какого-то качественного прорыва нельзя. Сегодня достаточно просто сохранить обрывки старого имиджа. Николаенко – это такой себе аналог Мороза в его лучшие времена: честное лицо, благородные седины и пока что не засвеченность в каких-либо скандалах.
Если отбросить эмоции, то именно социалисты максимально приблизились к тому, чтобы первыми в Украине построить настоящую современную партию европейского типа. За последние десять лет Соцпартия прошла сложную качественную трансформацию. Из осколка КПСС, партии «красных директоров колхозов», Соцпартия успешно превращалась в социал-демократическую структуру европейского типа. И эта успешность имела два очевидных подтверждения:
- вступление в Социнтерн. Социнтерн не принимает в свои ряды просто так любого желающего. И вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что СПУ действительно проводила четкую и последовательную линию по многим принципиальным вопросам.
- технологическую успешность СПУ подтвердили и выборы 2006-го года. Конкуренты злорадствовали по поводу потери социалистами почти 3 % голосов по сравнению с 2002-м годом. Однако это было не поражение, а серьезный успех
– социалисты за эти годы качественно поменяли свою идейную и электоральную базу. Это стало результатом процессов, которые начались не в 2002 году, а гораздо ранее – через идейное размежевание с коммунистами и Витренко, «Украина без Кучмы», а Майдан стал последним тестом на «европеизацию» и качественное размежевание с наследием «осколка КПСС».
Новый электорат СПУ формировался не один год, он выкристаллизовывался частично из социал-демократической интеллигенции, частично из мелкого и среднего бизнеса, частично сохранялся слой поддержки из сельского населения. Соответственно, набранные социалистами 5,69% были не поражением, а новым качественным фундаментом, на котором обновленная СПУ, член Социнтерна могла развиваться и уверенно смотреть в будущее.
Вернуть утраченные позиции еще реально. Но только не с Морозом во главе. А других подходящих социалистических «тяжеловесов», кроме Николаенко, у социалистов нет. Следует отметить, что дурную услугу Николаенко оказал Василий Волга, в своих скандальных выступлениях против Мороза активно выставляющего министра образования как альтернативу нынешнему главе СПУ.
Дорогой Наталии Витренко
Василий Цушко – фигура весьма колоритная. Он вполне может продолжать исполнять роль «крутого мужика», которая имеет своих поклонников среди избирателей. И не исключено, что некоторое время исполнять вполне успешно. Но это станет настоящим отказом от достижений прошлого. Восприятие социалистов в обществе окончательно поменяется.
Социал-демократия в нашей стране имеет только одну дорогу. Ее начало и конец всегда одни и те же. Этот путь первыми прошли «неправильные» социал-демократы Медведчука, закончившие в маргинальном блоке «Не так!», украшением которого вполне могла бы стать сама госпожа Витренко. А теперь на очереди и каноничные социалисты Мороза. В начале - Социнтерн с его алой розой, портреты отцов-основателей, передовой опыт европейцев, идущих к счатью и процветанию под чутким руководством социал-демократов. А в конце пути – багровый Вася Цушко, ломающий двери Генеральной прокуратуры.
Для социалистов еще ничего не потеряно даже сегодня. Соцпартия – это вполне устоявшаяся крепкая структура. Показательно, что после событий с «предательством Мороза», в партии не произошло никакого конфликта или раскола. Единственный кто сжег свой партбилет был брат Юрия Луценко - Сергей. Но и Луценко, и Винский – это результат неудовлетворенных личных амбиций, не более того. В целом, общий корпоративный интерес удержал партию от потрясений по всей ее вертикали – от руководства до низовых организаций.
Потенциал социалистов далеко не исчерпан. Просто в какой-то момент, из-под благородных седин Александра Мороза отчетливо проступила физиономия Николая Рудьковского. Концентрация в СПУ людей типа Рудьковского или Мендуся превзошла все нормы приличия и отравила партийный организм. Поэтому вопрос: «А ты кто такой?» становится для социалистов архиважнейшим.
Кроме того, СПУ действительно опиралась на партийные традиции и четкую идеологию. В развитии партии четко прослеживалась системность и проводилась постоянная теоретическая работа. Куда-то исчезнувший в последнее время журнал «Выбор», издававшийся СПУ был несколько лет назад чуть ли не единственным в Украине образцом партийной мысли, излагавшим разнообразные и иногда интересные теоретические материалы.
На пользу социалистам играет и отсутствие реальной конкуренции на левом политическом фланге. Например, тот же Юрий Луценко сегодня очень хочет занять левый сектор своей партией «Вперед, Украина!», однако его штаб откровенно не знает - с какой стороны браться за левую идею. У социалистов еще есть фора во времени и накопленном идеологическом багаже. Но время стремительно исчезает.
Сергей Берко,
Агентство Стратегічних Досліджень
1 коментарі