Выборы-2010 окончательно оформили полное крушение как левых демократов, так и правых. С политического поля Украины окончательно исчезло как национал-демократическое движение пост-Руховской эпохи, так любой намек на социал-демократию. Да и вообще – на любое левое движение далекое от сходства с Наталией Витренко.
О наших национал-демократах, веселой сворой мечущихся от Ющенко к Тимошенко, а от Тимошенко – к очередному кормильцу, мы вспомним чуть позже. Сегодня поговорим про «старческую болезнь левизны» в Украине.
То что, левые партии уверенно и непреклонно движутся в маразм ни для кого не секрет. Причины также всем известны. Упитанные коммунисты и толстощекие комсомольцы, напоминающие Мальчишей-Плохишей из известной сказки Аркадия Гайдара уже сами по себе ответ на вопрос – почему «левое» движение сегодня уверенно стремится к цифре «ноль».
Итоги создания вокруг Петра Симоненко «Левого блока» оказались весьма плачевными. Вряд ли после этого эксперимента боссы Компартии захотят объединяться на парламентских выборах с друзьями-конкурентами по левой идее». Как выяснилось, если к цифре 1 прибавить три нуля в виде СДПУ(о), Василия Волги и социалистического обломка в виде партии «Справедливость», то в итоге вырисовывается вовсе не 1000 или хотя бы 10, а остается все та же одна-единственная более-менее боеспособная единица в лице КПУ. Протягивать на своих плечах в Верховную Раду потенциальных конкурентов, коммунисты не будут. Разве что, вожди партий этих трех карликов, войдут в Компартию как модно сейчас говорить – «тушками», на личной основе в обмен на официальный роспуск своих партий и вливание их низовых структур в КПУ. Ведь одно дело участвовать в президентских выборах без шансов на успех и совсем другое – делиться с кем попало реальными депутатскими мандатами в Верховной Раде.
При этом, «Левый блок» уже похоронил очередную надежду украинской социал-демократии. Многим казалось, что партия «Справедливость» возглавленная Станиславом Николаенко вполне может стать заменой обанкротившейся Соцпартии. Социалисты продолжили процесс собственной деградации, сначала получив мизерное количество голосов на президентских выборах за Александра Мороза, а позже избрав своим 1-м секретарем партии Николая Рудьковского.
Неизвестно по каким причинам, бывший директор сельского ПТУ Николаенко приобрел имидж интеллектуала. Впрочем, на фоне какого-нибудь Цушко и ли того же Рудьковского он действительно выглядел умно и интеллигентно. Немало людей как внутри самой Соцпартии, так и вокруг нее связывали с Николаенко надежды сначала на сохранение европейского социал-демократического имиджа СПУ, а позже возглавленной им партии «Справедливости».
В ответ на эти надежды, едва ли первым что сделал Николаенко со своей сельскохозяйственной командой в лице еще одного экс-министра Баранивского начало контакты с Наталией Витренко, а партия «Справедливость» начала участвовать с Витренко в совместных акциях. Аромат левоцентризма развеялся в течении одного 2009-го года. Жажда депутатских мандатов пересилила перспективу занять пустующую нишу социал-демократии. Не будет ничего удивительного, если в итоге «Справедливость» будет похоронена в «Левом блоке» и в итоге распущена в обмена на два-три депутатских мандата в списке Коммунистической партии.
Впору говорить уже о «трагической и многострадальной доле» украинской социал-демократии, как, впрочем, и всего левого движения. В стране, где социальная несправедливость буквально уничтожает общество и государство, и в стране, где социалистические идеи в той или иной степени были частью любого заметного явления новой истории, социализм влачит жалкое существование. Причем, он выглядит жалко в любом своем проявлении и под любой вывеской – и как коммунизм, и как социализм, и как социал-демократия.
Социал-демократию европейского типа можно отпеть и оплакать. Если правоцентристская демократия может оправдывать свой крах отсутствием традиций и кадрового потенциала, то социал-демократия имела отличные стартовые возможности. Чтобы там ни говорилось – украинские социалисты действительно подошли вплотную к созданию настоящей социал-демократии – см. подробнее: «О Соцпартии без эмоций». В итоге – даже не сгорели, а просто сгнили…
В итоге, украинские левые действительно близки к объединению. Только это объединение будет на самом деле обыкновенным поглощением – Коммунистическая партия съест своих мелких прилипал в обмен на 3-4 депутатских значка. Причем, вполне возможно съест и окончательно деградировавших ПСПУ и Соцпартию, если конечно на социалистов не найдет солидный покупатель.
Съест, если захочет, конечно, ведь присутствие коммунистов в Верховной Раде и так сокращается как известная шагреневая кожа. Момент, когда объединение могло дать свежее дыхание украинским левым уже давно упущен. Союз нескольких полутрупов будет органичен только на кладбище...
Андрей Семакин
0 коментарів