А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Инфляция как зеркало несовершенств

'Инфляция как зеркало несовершенств' class=img_details Подлинный случай. Его мне напомнили нынешние словесные антиинфляционные баталии. Мой земляк-водитель в начале 1994 года бурно возмущался царствовавшей тогда гиперинфляции. Вдруг остановился в своей критике и рассказал подлинную историю, которая существенно смягчила горесть его повествования. В начале 1993 года с большими трудами, с «откатами» получил кредит на покупку Камаза под сумасшедшие проценты. Кредит на год. Погасил досрочно. За возвращенный кредит вместе с процентами на момент возврата в конце 1993 года можно было купить лишь пару задних мостов того ж самого КамАЗа – так быстро обесценились деньги за полгода. Хозяин КамАЗа был, конечно, счастлив этому обстоятельству. Сегодня мы далеки от тех условий хозяйствования. Не столько во времени, сколько по характеру экономических процессов. А некоторые наши политики фактически призывают к использованию методов оздоровления присущих гиперинфляционной экономике. Грустно.

К счастью для нас, экономика Украины отделила себя от украинской власти. Так (!) говорит наша статистика. Схожего же мнения придерживаются и солидные международные эксперты. И поэтому даже затянувшийся политический бедлам под названием «Досрочные выборы в Верховную Раду» не остановит социально-экономический рост. Хотя, безусловно, замедляет скорость нашего подъема от нищеты до, хотя бы, скромного достатка.

Состоявшееся обособление экономики Украины от украинской власти означает, что забота о хлебе насущном будет устойчиво доминировать над интересами к политическим баталиям, которые уверенно упали до уровня низкопробной «развлекухи». Сообразуясь с толщиной своих кошельков и «пэрэсични та малэньки», и средний класс, и богачи будут внимательно следить за ценами. Под разными углами, но будут. Именно поэтому хорошее понимание украинцами природы инфляции нынешнего этапа перехода от «социализма» к капитализму, к рыночной демократии есть крайне важным.
Ведь к властям-то особенного доверия нет, и не может быть (по крайней мере, в ближайшие месяцы).

Гарант с быстро растущим вдохновением делит еще не заработанные деньги, не утруждая себя познанием источников заработков наших граждан. Если бы де-лил свои.… Кажется, Виктор Ющенко даже не догадывается, что этой дележкой он растлевает трудолюбивую, наиболее продуктивную, часть нашей нации бу-дущими результатами труда которых он так вольно распоряжается. Он так ув-лекся этим занятием, что даже не удосужился всерьез разобраться в причинах ускорения роста цен.

К словам часто сменяющихся премьеров особенного доверия быть не может. Не ответила же «за базар» Юлия Тимошенко после спровоцированного ею рывка цен летом 2005 года. А Виктору Януковичу-2 для полноценной работы отвели только лишь полгода, а после этого, с апреля … «шкэрэберть»… То есть, в защите себя от инфляции украинцам остается надеяться главным образом на себя, на свои знания, умения и волю.

Для обуздания цен в ближайшие годы важно понимать, что в году 2000 природа украинской инфляции претерпела радикальные изменения. Этого не замечают (скорее, не ходят замечать) некоторые известные политики, претендую-щие на управление страной, на контроль над финансово-экономическим блоком. Речь идет о следующем.

1991-2000 гг. Украина училась управлять денежными потоками в соот-ветствии с законами либерального рынка.

Распад СССР вызвал быстрое снижение объемов производства – на десятки процентов ежегодно и чуть ли не полторы пятилетки подряд. Возникла острая нехватка оборотных средств – финансы разорвал кризис долгов (и предприятий, и граждан, и государства). Неопытная украинская власть попыталась смягчить остроту ситуации печатанием пустых денег, которых и так было более чем достаточно – в январе 1992 года освобожденные цены увеличились почти в 4 раза. За один месяц и в четыре раза! Страшно вспомнить.… После запуска печатного станка (май-апрель 1992 г.) цены дружно рванули вверх, разворачи-вая свой рост в классическую инфляционную спираль.

Широко развернулись неденежные формы расчетов – бартер и другие. Тысячи предприятий обеспечивали свое выживание выбиванием из Кабмина исключе-ний из налогооблажения. Острая нехватка денег везде и всюду блокировала подъем экономики. Стремясь как-то компенсировать нехватку денег, прави-тельства нахватались краткосрочных займов за кордоном без надежд на их своевременный возврат. Год 2000 Украина встречала без Госбюджета и с угрозой дефолта в ближайшем марте месяце.

Параллельно шел процесс обучения власти навыкам управления финансами в переходной экономике. Сначала Нацбанк отказал Минфину в кредитовании де-фицита Госбюджета (1994 г.) - честь и слава мужеству Виктора Ющенко, Пред-седателя НБУ. Потом ввели гривну (1996 г.). В конце 1999 года решительно от-казались от бартера и предоставления налоговых исключений отдельно взятым предприятиям. Сформировали реальный Госбюджет-2000, который в первом приближении наводил порядок в государственных финансах. Мир поверил нам и отсрочил платежи по внешним долгам. В году 2000 начался экономический подъем – мы, украинцы, начали зарабатывать все больше, и больше денег. Со-стоялось чудо – экономика Украины начала подниматься без (!) внешних заимствований. «Хахлацкое» государство впервые и всерьез показало всему Миру свою жизнеспособность. Что особенно важно: На рубеже 3-го тысячелетия и правительства, и предприниматели перестали объяснять свои финансовые трудности скаредностью Нацбанка – начали самостоятельно зарабатывать не-обходимые средства.

Оглядываясь назад: Есть, по крайней мере, две важные и очевидные особенности инфляции тех лет. Первая - цены на отдельные группы товаров поднима-лись очень дружно, как бы соревнуясь друг с другом. Вторая – подъем цен со-провождался бегством от денег. Не только предприятия, но и отдельные граж-дане старались как можно скорее избавить от наличных денег, вложить их либо в валюту, либо в материальные ценности. В результате стоимость материаль-ных оборотных средств в балансах предприятий росла существенно быстрее, чем денежных средств.

Сегодня. Ускорение инфляции – результат незавершенности ключевых трансформационных преобразований. Рывок цен в сентябре-ноябре текущего года больно ударил по самым бедным украинцам. Но! Его отличие от бурных 90-х годов прошлого столетия есть принципиальным:

1. Общий рост цен (в отличие от первых лет Независимости) генерируется подъемом цен отдельных групп товаров и услуг, даже отдельных товаров. Например, подсолнечное масло (+68,6% к ноябрю прошлого года), яйца (+49,8%), мука (+36,9%). Почти не выросли цены на одежду и обувь (+1,8%), на бытовую технику, мебель, домашний текстиль, ковры (+2,6%). Услуги, если сопоставлять период с периодом (11 мес. К 11 мес.) подскочили на +37,4%. Напомню – на заре нашей самостоятельности цены поднимались очень дружно.

2. Бегства от денег нет. Украинцы несут и несут денежки в наши банки – депозиты растут высокими темпами. Особенно радует душу рост депозитов физических лиц (десятки процентов ежегодно в реальном исчислении), которые составляют один из главных источников развития кредитования. Украинцы верят в гривну и в наши банки – самый чуткий для всяких потрясений институт любой рыночной экономики.
Таким образом, «горячих денег» в нашей экономике нет. Есть неиспользуемые (пока-что). Есть неэффективно используемые деньги. Но не «горячие».

Напрашивается вывод: Рост цен в сентябре-ноябре не есть следствием ошибок Нацбанка или Правительства в управлении финансами, в контроле над предложением денег. А ведь на этом глупом утверждении основывается позиция некоторых известных политиков (собирающихся возглавить финансово-экономический блок). И меры предлагаются соответствующие…
Дело совершенно в другом: Вполне конкретные виды экономической деятельности (производство подсолнечного масла, предоставление услуг, например) не справились с вызовами текущего года и вынуждено подняли цены. Почему? Ответ на этот вопрос можно получить лишь в результате диалога с теми или иными национальными товаропроизводителями, который, похоже, еще не состоялся.

Некоторые вызовы, впрочем, уже известны. Это общий, глобальный подъем цен на продовольствие - от него мы не спрячемся («железного занавеса» нет). Это засуха. Это цены газа и нефти. Но, более чем уверен, такой диалог с товаро-производителями снова развернет нас к давно наболевшим вопросам нацио-нального значения.
Ведь экономика Украины поднимается на давным-давно устаревших основных активах. Они еще при большевиках были чрезмерно изношены и физически, и морально. И только украинские кудесники умудряются на этом старье через развитие конкурентоспособности (главным образом, ценовой) обеспечивать устойчивый рост экономики.

Но и этому приходит конец. Взрыв дома в Днепропетровске по технически элементарным причинам неисправности газопровода – это взрыв всей системы управления воспроизводственным циклом. Это жирный «неуд» всей системе исполнительной власти, всем трем Президентам Украины. Десятки погибших и сотни пострадавших – на их совести. Типун мне на язык, но – взрывы буду еще, и еще, и еще!

Возвращаясь к контролю над ценами. Мировые цены будут расти, вызывая соответствующее удорожание наших внутренних цен – мы же живем в открытой экономике. Продуктивное противодействие этому процессу может основываться только на существенном повышении производительности труда во вполне оп-ределенных видах экономической деятельности. Оно призвано: (1) сдерживать рост цен; (2) обеспечить быстрый рост заработков, существенно более скорый, чем рост цен.

И тут-то товаропроизводители вправе в 1000-ый раз напомнить властям о неисполненных обещаниях. Например, по (1) стимулированию обновления устаревших основных активов вводом в строй высокотехнологического, самого со-временного оборудования. Об обещаниях убрать (2) бестолковые тяготы от-крытия, ведения и закрытия бизнеса. Напомнить и (3) о невнимании к ускоре-нию развития национальных конкурентных преимуществ (особо эффективных видах деятельности) … о многом другом обещанном и неисполненном.

Инфляция – интегральный показатель здоровья и экономики, и нации. Анализ причин ускорения цен открывает глаза на самые фундаментальные проблемы развития страны, акцентирует внимание на цивилизационных вызовах нашей нации.
Одна из них – проблема развития и укрепления трудового потенциала нации, которая не может успешно разрешена без обновления производства. Очевидный вопрос: А можно ли на устаревшем оборудовании, на старых технологиях воспитать из молодежи высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов? Нельзя! Не будет ли наше подрастающее поколение удирать за кордон в поисках не столько более высоких заработков, сколько в поисках современной, основанной на новых технологиях работы? Будет! И уже удирает! Речь идет о ХайТек-специалистах. Пока что! А смогут ли наши вузы дать современный уровень образования студентам, если большинство производств в Украине базируется на технологических идеях 19-го столетия? Не смогут! А удержит ли Украина свое позорно низкое место в оценках конкурентоспособности (о подъеме речь не идет)? Нет! Что ж тогда достанется нашим внукам? Вос-поминания о Рюриковичах? О Голодоморе? О танках Т-34? О полетах в Космос? Об авианосцах? О Майдане?...
Некоторые данные серьезно усиливают опасения автора.

Официально - только в прошлом году наши гастарбайтеры перевели в Украину 8,4 млрд. дол. США = 42 млрд. грн. На самом деле, с учетом неофициальной части, сумма колеблется в интервале 15-20 млрд. дол. США = 75-100 млрд. грн. И это только прошлый год – в текущем году переводы гастарбайтеров буду существенно больше. Кстати! Приток этих денег не может не ускорять рост обще-го уровня цен (но не цен на отдельные товары, предположим, на подсолнечное масло). Но разве вправе Нацбанк или Кабмин ограничивать этот благодатный приток заработков наших закордонных украинцев? Нет!

Для сравнения – вся денежная масса на конец года 2006 составляла 281 млрд. грн.
Усилится ли, подтверждая результаты социологических опросов, склонность украинцев к поиску работы за кордоном? Обратите внимание, что заработанных денег было достаточно для перевода громадной суммы на Родину. Не только для кормежки за кордоном. Заманчивый пример для молодых, амбициозных, квалифицированных.… Будут уезжать!

В заключение не могу не сказать еще об одном факте весьма значимом для оценки перспектив усмирения инфляции.
Мир продолжает верить в наше близкое экономическое процветание. И не на словах. Внешние заимствования частного сектора (банков и предприятий) растут с небывалой до текущего года быстротой: только за 9 месяцев чистое (!) привлечение средств по средне-, долгосрочным кредитам и еврооблигациям со-ставило 11,3 млрд. дол. США – в 2,6 раза больше, чем год назад. Такой стреми-тельный рост (260%) может быть только результатом быстро возрастающего интереса Запада к нам плюс доверия кредиторов к заемщикам – частному сек-тору экономики Украины. Лидируют, конечно, банки. За этот период они вчистую привлекли 9,6 млрд. дол. США. Львиная доля привлечений - долгосрочные деньги.

Безусловно, такой мощный приток средств в полусоциалистическую экономику Украины несет в себе угрозу ускорения цен. Подчеркиваю – только угрозу. Но! Неужели у кого-либо из украинских политиков появится желание на деле остановить приток этих относительно дешевых и относительно долгих денежных ресурсов, ресурсов возрождения Украины? А ведь такие голоса раздаются.… Иногда…

Виктор Лисицкий,
экономист

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии