А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Сланцевый газ против Газпрома


'СланцевыйВ мире произошла очередная технологическая революция. Она получила название «тихая революция», однако для некоторых эта тишина оказалась зловещей. Всего два слова – «сланцевый газ» поставили под угрозу идею «энергетической сверхдержавы», которая уже успела крепко завладеть умами жителей Кремля.

Для Украины последние события также будут иметь свои последствия.

Потрясения на газовом рынке

Энергетический рынок Европы претерпел серьезные изменения на протяжении 2009 года. Главным результатом перемен стало существенное падение продаж Газпрома. Европейцы стали покупать российский газ гораздо меньше, чем ранее. Газпром только в Европе потерял в 2009 году 22 миллиарда долларов выручки по сравнению с 2008 годом.

Топ-менеджмент Газпрома долгое время сохранял олимпийское спокойствие, списывая все на мировой экономический кризис. Однако, бесконечно скрывать очевидное стало невозможно. 26 января 2010 года руководитель "Газпром экспорта" Александр Медведев признал – ситуация гораздо более угрожающая. И дело не только в экспортной политике Газпрома, когда цена на газ привязана к цене на нефть на девять месяцев и российский газ оказался гораздо дороже, чем газ конкурентов.

Но здесь и возникает самый главный вопрос – откуда вообще у Газпрома появились такие мощные конкуренты? А конкуренция на рынках Старого Света возникла настолько серьезная, что Газпром был вынужден не только отложить разработку нескольких газовых месторождений – Штокманского и Бованенковского (на полуострове Ямал), но и вовсе законсервировать Ковыктинское месторождение в Иркутской области.

«Свинью» россиянам подложили американцы. Газпром, в лице Александра Медведева, уже не смог отрицать очевидного – европейский рынок завоевывает сжиженный газ из Катара, который оказался гораздо дешевле российского. Но откуда появился этот газ? Ранее он предназначался для США (как и газ из так и не начатого разрабатываться Штокмановского месторождения). Однако именно в США и произошла та «тихая революция», возможность которой так упорно отрицалась в России. Соединенные Штаты в 2009 году резко увеличили газодобычу. Ставший ненужным в Америке газ из Катара хлынул на европейский рынок.

Более того, самые восторженные оптимисты предрекают, что Европа вслед за США также сможет стать энергетически самодостаточной.

Причина – сланцевый газ…

Что такое «сланцевый газ»?

В мире повсюду находится осадочная порода, получившая название «сланец». В этой осадочной породе содержится огромное количество органики, необходимой для возникновения нефти и газа. И газ в этих породах действительно есть. Проблема заключалась в том, что обычные месторождения газа образованы в песчаных породах. Сланец – это грубо говоря, нечто вроде песчаника, но эта порода более плотная, с низкой пористостью и состоит из более мелких и твердых частиц.

Такую твердую породу бурить намного сложнее, а запасы газа в таких месторождениях гораздо меньше. Чтобы добыть его, требуется пробурить большое количество горизонтальных скважин, каждая из которых даст лишь ограниченный объем газа. Поэтому долгое время разрабатывать их было просто нерентабельно, хотя впервые сланцевый газ был добыт в США еще в 1821 году.

Вспомнить о сланце, как источнике энергоресурсов заставил нефтяной кризис 1970-х годов. Американское правительство озаботилось энергетической безопасностью своего государства и начало исследование своих недр. В результате, были открыты колоссальные месторождения, из которых выделялись четыре - Barnett, Haynesville, Fayetteville и Marcellus.

Однако в 80-х годах кризис завершился, а технологии добычи по-прежнему не позволяли сделать процесс добычи экономически рентабельным. Технической революции в газодобыче способствовало то, что в США нет монополии на бурение недр. Отдельные частные фирмы в 1990-х продолжали исследования в этом направлении. Самой большой и успешной из них оказалась компания Chesapeake Energy.

Специалисты компании реанимировали старые методы – прежде всего горизонтальное бурение, когда уже введенный в пласт бур начинали постепенно приводить в наклонное положение, пока оно не становилось полностью горизонтальным. После чего в пробуренных горизонтально скважинах создавался эффект гидроудара за счет закачивания воды, песка и химикатов. Все это должно было позволить обойтись без бурения множества скважин. Старые методы стали успешными во многом благодаря развитию технологий и открытию новых материалов для бурового оборудования.

слева - схема бурения сланцевого газа, справа - традиционного из песчника

'Сланцевый

Все это привело к тому, что в 2008 году произошел технологический прорыв и добыча газа из сланца вышла на промышленный уровень, а США заняли первое место в мире по добыче газа, легко сместив с пьедестала Россию.

Сланцевые перспективы

Говорить о глобальных последствиях случившегося на американском континенте пока рано. Оптимисты предрекают полный переворот в энергетическом бизнесе. Если верить их оценкам, США обладают более чем 2000 триллионов кубических футов сланцевого газа. Этого ресурса Штатам хватит более чем на 100 лет. Для сравнения – запасы обычного газа в России оцениваются в 1529 триллионов кубических футов.

Что касается Европы, то Международное энергетическое агентство оценивает европейские запасы нетрадиционного газа в 35 триллионов кубометров. В целом важно то, что основные запасы газа расположены в развитых странах, которые теперь смогут добывать его на своей территории. В 2009 году европейцы очнулись и обнаружили, что колоссальные месторождения расположены в Голландии, Швеции, Франции и других странах.

Согласно отчетам газовых компаний, цена окупаемости добытого газа по отдельным категориям сланцев снизилась до $2.50 за тысячу кубических футов (менее $90 за тысячу куб.м). Для сравнения – это ниже внутренней цены на газ для промышленных потребителей России запланированной в 4-м квартале 2010 года.

Добыча сланцевого газа готовится в Китае, Индии, Австралии и далее по всему миру. В этот проект уже влито огромные ресурсы – британская BG инвестировала 1,3 млрд. долларов в месторождения Техаса. Норвежская StatoilHydro вложила $3.4 млрд. в совместное предприятие с Chesapeake Energy. Голландцы из Shell уже купили лицензии на разработку недр Польши и Германии.

Более того, уже в мае 2010 года первые скважины сланцевого газа должны быть пробурены в Польше в районе Гданьска.

Голоса скептиков сейчас глохнут во всеобщем ажиотаже. Но они есть и их аргументы вполне уважительны. Одни из них выделяют экономический фактор – по их подсчетам, рентабельность «сланцевых» компаний вовсе не так высока, как они декларируют и делают вывод, что этот ажиотаж раздут во многом искусственно. Реальная рентабельность по-прежнему остается открытым вопросом.

Другие пессимисты обращают внимание на экологический аспект использование в технологии гидроудара воды, смешанной с химическими реактивами может привести к загрязнению подпочвенных вод. Такие факты были зафиксированы в США. Главным барьером для газовых корпораций в Европе может стать не столько финансовые или технические факторы, а суровое экологическое законодательство Евросоюза.

Густонаселенность Европы и насыщенность ее разного рода коммуникациями также могут стать проблемой. С другой стороны именно развитая коммуникация может сделать добычу очень рентабельной. Ведь скважина и потребитель газа будут находиться совсем рядом.

Сланцевая реальность и главные пострадавшие

В любом случае джинн уже выпущен из бутылки, а точнее из скважины. Говорить о том, что цивилизованные страны смогут отказаться от импорта газа из России и арабских стран сегодня еще очень рано. Но одно уже очевидно – сланцевый газ резко увеличивает предложение газа и источники его поступления. Бешеного роста цен, который мы наблюдали в 2007-2008 году, уже не будет. Уже в 2009 годы спотовые цены на газ упали до $120 за 1 тыс. куб. м.

Как отмечают эксперты, фактор сланцевого газа устанавливает максимальный потолок цен на голубое топливо в размере 200-250 долларов за 1 тыс. куб. м. И это даже в случае, если масштабы «революции» не приобретут ожидаемых масштабов.

Наиболее взвешенная экспертная точка зрения заключается в прогнозе, что газ из трубопроводов в ближайшие годы по-прежнему сохранится как важный источник энергии, однако его количество заметно сократится, а цены на него легко будут сбиваться с помощью как сжиженного, так и сланцевого газа. На долгие годы, а может быть и навсегда, цена на газ обрушится. Хотя и не исключается, что в течении ближайших 3-4 лет может произойти некоторый рост цен, пока сланцевое бурение не выйдет в Европе на масштабный уровень из-за необходимости завершить разведку месторождений и освоение технологий.

Главные пострадавшие от «тихой революции» - это Россия и среднеазиатские страны. Кремлевские мечты об «энергетической сверхдержаве» рассыпаются в прах, а затеянные газопроводы в обход Украины сделают российский газ баснословно дорогим и неконкурентноспособным на рынке Европы. Газпром не сумеет «отбить» миллиарды долларов вложенные в «северный» и «южный» потоки. Если же «сланцевая революция» свершится в полном объеме, то даже страшно представить, что случится с российской экономикой, крепко сидящей на «газовой игле».

В Европе и США революция в газовой отрасли вызвала настоящий ажиотаж не только в экономике, но и в политических кругах. С нею связывают огромные надежды как шанс оздоровить экономику и избавиться от газовых шантажистов из стран «третьего мира», которые ранее диктовали свои цены и каждую зиму угрожали заморозить Европу.

«Это похоже на вмешательство свыше, - говорит Обри Мак-Клендон (Aubrey McClendon), глава Chesapeake Energy, основного производителя природного газа в Соединенных Штатах. - Именно в тот момент, когда цены на нефть взлетели вверх, мы боремся с проблемами в экономике, обеспокоены глобальным потеплением, а угрозы национальной безопасности остаются высокими. Но вот однажды мы просыпаемся, и у нас есть это изобилие природного газа вокруг нас».

А что Украина?

Если в России «сланцевую революцию» не замечали умышленно, то в Украине, похоже, ее так и не заметили до сих пор. А ведь это событие способно кардинально изменить не только экономическую структуру нашей экономики, но и возможно всю ее геополитику, как «транзитного» государства.

К негативу можно отнести то, что украинская газотранспортная система резко утратит свое значение. Украинская «труба» станет почти никому ненужной. Хотя если последние события заставят Газпром отказаться от северного и южного «потоков», наша ГТС, как и ранее, останется транзитным монополистом. Другой вопрос – сколько газа будет теперь по ней прокачиваться, а соответственно – какой доход она нам будет приносить?

Позитивом можно считать и то, что упадет цена на газ для украинских предприятий, а политический шантаж, осуществляемый Кремлем против Киева, превратится в фарс.

Есть еще одно обстоятельство. Если верить зарубежным источникам (например, британским и американским), то в Украине находятся внушительные запасы сланцевого газа. Компания Shell заявляет, что только две страны в Европе, где осуществляется бурение сланцевого газа - это Швеция и Украина. Однако, сегодня точные цифры сказать невозможно, так же как и определить геологические и технологические особенности нашего сланцевого газа.

В любом случае ясно как то, что на «манну небесную» нам рассчитывать вряд ли очень разумно, так и то, что Украина должна разработать эффективную многовариантную стратегию, учитывающая как все варианты развития технологической революции, так и возможные геополитические сценарии.

Ну и само собою, мы должны разобраться – что находится у нас под ногами?

По материалам зарубежных СМИ,
Светлана Шахова


64 коментарій

nickname 15 февраля 2010 13:34
Не повезло Газпрому....
Домовой 16 февраля 2010 03:44
Реальные масштабы происходящей "революции" еще мягко говоря не ясны. но если америкосы действительно смогли вывести добычу на промышленный уровень и это дает хоть какую-то прибыль, то дело серьезное.

Нужно готовиться к большим потрясениям.
Miner 17 февраля 2010 09:15
"К негативу можно отнести то, что украинская газотранспортная система резко утратит свое значение. Украинская «труба» станет почти никому ненужной." - Вот это се высказывание. По моему мнению, как раз в таком случае, украинская ГТС станет очень нужна, ну просто стратегически нужна. И не кому иному, как Газпрому РФ! Ведь тогда внутренний украинский газовый рынок станет для Газпрома самым рентабельным, по причине короткого плеча доставки и РАЗВЕТВЛЁННОЙ со времен СССР потребительской сетью. Причём, эта сеть продолжает расширяться хорошими темпами. Логистика отличная, ничего не надо придумывать, и цена рыночная. И в Газпроме, похоже, это тоже прекрасно понимают. Главное - навсегда обеспечить ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ объемы. Впрочем, Украина от этого не потеряет, если использует ближайшие 20 лет как "фору" для технологического и структурного изменения экономики. А вот это - под большим вопросом.
Cossack 18 февраля 2010 03:19
Цитата: Miner
Miner


Согласен. Но это при условии, что цены будут для Украины выгодные.

В любом случае надо начинать начинать добычу своего сланцевого газа, чтобы иметь возможность регулировать цены с помощью собственного газа.
Иван 19 февраля 2010 06:57
зер гут
Крамер 23 февраля 2010 06:54
В любом случае - Штокману конец, как и мечтам о захвате рынка США.

Сланцевой революции, скорее всего не будет, но Газпрому придется сильно ограничить свои аппетиты. Все происходящее в интересах импортеров газа.
Hanss 2 марта 2010 07:51
Вы, господа, Пелевина читали? А Джека Лондона "Смок и Малыш"?
Prosto Ya 2 марта 2010 12:01
Hanss,

Та не... мы тока порнушку в итене изучаем.... Куда нам...
Сука 4 марта 2010 19:24
"Если верить зарубежным источникам (например, британским и американским), то в Украине находятся внушительные запасы сланцевого газа. Компания Shell заявляет, что только две страны в Европе, где осуществляется бурение сланцевого газа - это Швеция и Украина."

Ага, как же! Даже если это и правда, то хрен дождешься от нашей страны разработки добычи no
николай 5 марта 2010 13:02
сланцевый газ - ха-ха-ха.
очередная липа - как и глобальное потепление, парнаковые газы, озоновая дыра.
просто - это кому-то нужно, чтобы оболванить глупых людишек

Петро Схидняк 8 марта 2010 09:32
Сланцевый газ -фигня, вот Юля в свое время додумалась газ добывать из каких-то бактерий/водорослей 8-) и заставила верить в это пол-страны :) НО опять кто-то ей помешал... Бедный ее электорат, сколько еще фигни можно слушать/зомбироваться? Даже наш гарант прозрел, НО поздно (или вам не нравилось когда премьером при Ющенко был Янык - "все было ниже травы - тише воды", чего же вы раньше на дыбки не ставали? Но отвечу цитатой: "Хиба ревуть волы, як ясла повни").
Gutsul 9 марта 2010 09:07
Цитата: Петро Схидняк
Сланцевый газ -фигня, вот Юля в свое время додумалась газ добывать из каких-то бактерий/водорослей 8-) и заставила верить в это пол-страны :)


Юля-дура, но никто не отменял еще "сланцевую революцию" в США, а скоро и во всем мире. Так что будет сосать и Газпром и ЭрЭфия...


Jum 10 марта 2010 08:36
Говорите, сланцевый газ - фигня?
Так США его уже в прошлом году добыли свыше 80 млрд. кубометров.
Себестоимость - около 100 баксов за тыс. кубов.
И, что важно - вся эта себестоимость - деньги получают резиденты - буровые сервисные компании, ни цента внешним поставщикам типа Чавеса.
Да, на Украину бы амерских буровиков!
aratinga 12 марта 2010 07:28
ерунда это все. Грамотная пиар компания. Потому что
1- действительные затраты добычи в несколько раз выше заявленных ( World Oil Magazine)О том, что сланцевый газ обходится гораздо дороже, чем заявляют добывающие компании, косвенно свидетельствуют и их финансовые показатели.
2-обслуживание дорогое, а продуктивность скважины в среднем в 3 раза меньше традиционной
3- экологический аспект
перечислять можно долго и много. По мнению некоторых комментаторов, ажиотаж вокруг сланцевого газа является результатом грамотной пиар-кампании, за которой стоят Chesapeake Energy, Statoil и другие корпорации, уже вложившие в эти проекты немалые суммы и теперь нуждающиеся в притоке дополнительных средств.
Krosser 14 марта 2010 11:44
Цитата: aratinga
ерунда это все.


Ага. Ерунда - 9% от всего добытого газа в США в 2009 году. А вы знаете какие там объемы добычи?

Кстати, Китай тоже уже готовится к разработке своих месторождений сланцевого газа
Росиянин(Москаль) 15 марта 2010 03:48
"сланцевая революция" в США, 80 млрд куб.метров из 620, а в планах 350, ух аж дух захватывает, Америка показала своё технологическое, и рекламное превосходство. Только преждевременна радость. В америке газ добывается в полупустынных местах, а в Европе где такие места? Такая мелочь как эрозия почв и загрязнение артезианских водных источников, небольшие землетрясения 1-2 балла в густонаселённой Европе не в счёт, лишь бы деньги России не достались. Фантастика!!!
Jum 15 марта 2010 05:51
Заявляют себестоимость в 100 баксов на 1000 кубов, но если даже 200 - его все равно выгодно будет добывать, так как все эти деньги останутся внутри страны и увеличат налогооблагаемую базу, а не уйдут в Катар или Россию.
Да, возможно загрязнение артезианских вод и близлежащие поселки (если они снабжаются из аретезианских скважин, что очень редко!) прийдется перевести на обычный водопровод. Других экологических последствий нет.
А аргиллиты, из которых добывается сланцевый газ, в Европе в основном в Швеции и на Украине. Швеция может поставить экологические ограничения, а Украина - очень вряд ли...
Ну а если прийдется в США закупать буровое оборудование - так что ж, да и в Европе неплохие буровые станки производятся.
Просто 10 лет назад, когда нефть стоила 20-30 баксов, никому и в голову не пришло бы сланцы бурить. А сейчас, когда нефть 80?
Kievskiy 15 марта 2010 06:24
В "сланцевую революцию" я не верю по-крайней мере в ближайшие лет 5. Но читаться с этим придется. Пусть даже от импорта газа освободятся только США, но это ведь самый огромный рынок. Ненужный газ Америке с Ближнего востока хлынет в Европу. И все, кранты газовой игле...
Но правильно написано - и труба украинская никому уже будет ненужна...

Jum 15 марта 2010 09:45
19.02.2010 rusenergy.com
Почти все крупнейшие нефтяные компании озаботились поиском в Европе сланцевого газа - нетрадиционного источника энергии, изменившего рынок энергоносителей США. Об этом говорят отраслевые эксперты, собравшиеся на семинар в Осло, передает ИА "Самотлор-Экспресс".
"Не менее 40 компаний ищут сланцевый газ в Европе", - сказала Рейтер сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Флоранс Жени. Royal Dutch Shell ведет поиски в Швеции и на Украине, Exxon Mobil - в Германии, а ConocoPhillips и Chevron - в Польше.

Дело наверно не в 5 годах - может и больше, но как только в европейских странах начнется добыча сланцевого газа - обстановка на газовом рынке изменится кардинально, не согласны?
Muzaffar 16 марта 2010 06:08
Сланцевый газ - это очередная полуфантастическая альтернатива традиционной энергетике. За последние лет десять очень много обсуждалось всяких альтернатив: ветроэнергетика, реакторы токамак работающие на гелии с Луны, фотовольтаика, энергия от бактерий... Однако время идет, а мэйнстрим остается как и был -- природный газ.

Ажиотаж напоминает бум доткомов. Тогда тоже всем казалось, что открыт чудесный рог изобилия и что деньги можно делать прямо из воздуха.
Амамбарах 16 марта 2010 08:01
Рассмотрим весь этот "great national scandal" с точки зрения здравого смысла. Заявленная себестоимость добычи сланцевого газа - в пределах сотни долларов за тысячу кубов. Тогда почему устроен весь этот мировой ПиаР? Пробурили, добыли, продали - все довольны... Или нет?
Вот уж действительно, Смок Белью с Остапом Бендером нервно курят в сторонке.
Вся эта шумиха напоминает работу биржевых мошенников, сейчас раздуют до небес, набьют цену акций, проведут допэмиссию - распродадут бумажки наивным лохам... А потом, ну... не вышло, а деньги давно через Кайманы вложены в старый добрый гассс или вообще в недвижимость...
Jum 16 марта 2010 09:39
2 Muzaffar
Ну что Вы, никакая это не альтернатива традиционной энергетике, по составу газ почти такой же, вы совершенно правы - природный газ - мейнстрим. Просто еще несколько крупных газовых месторождений дополнительно, только и всего. И очень резкий рост объемов добычи в США - в прошлом году они добыли 80 млрд. кубов газа из сланцев! (для сравнения - Германия потребляет в год 100 ярдов кубов, из них 90 - импортирует). Трудно сказать насчет бактерий, но благодаря сланцевому газу США вышли на первое место в мире по добыче природного газа, это признано и нашими газовиками.

2 Амамбарах
Думаю, американцы пиарят сланцевый газ с одной целью - начать продавать буровое оборудование. Например, если в Польше и Венгрии найдут газ в сланцах - бурить будут амерскими станками, своих они не производят. Таким образом, если в нескольких странах Европы начнут добывать сланцевый газ - американцы будут продавать им буровое оборудование на несколько ярдов баксов ежегодно (оно быстро изнашивается), чем же амерским фирмам плохо?
Росиянин(Москаль) 16 марта 2010 10:24
Граждане Украины, вы ветаете в облаках. "Революция" не у вас. Руководство Украины парит вас с 2005г, что откажется от Российского газа в ползу:
- угля Донбаса(в итоге Украина даже импортирует уголь!)
- строительсва терминала по приёму СПГ(Представьте ещё с 2005г "твёрдые планы", а воз и нынче там.)
- Добычи газа на дне Чёрного моря. (Тоже грозили кстати буровиками из Штатов)
Ну а теперь добыча "сланцевого" газа. (Сложнейшие технологии на Украине и конечно, как же без них - Американские буровики.)
Ну наверное теперь то обязательно получится.
Щирый Кум 16 марта 2010 11:41

Росиянин(Москаль),

Как говорится - вскрытие покажет. Ясно одно - сверхприбыли Газпрома заканчиваются и ждет его суровая конкуренция как со сжиженным, так и со сланцевым газом.

В Украине все это было заморожено потому что наши бандюки договаривались с вашими бандюками - подерибанили и все нормально. Сейчас будет либо то же самое в ущерб и России и Украине

Но вы там у себя должны радоваться - возможно удастся начать заниматься модернизацией производства и наукой, раз газовая халява заканчивается.


Jum 17 марта 2010 06:15
Да вскрытие уже началось. Вот:
17.03.2010 12:55, София. Газпром начнет добычу газа в Европе – дочернее предприятие концерна "Овергаз" совместно с "JKX", среди акционеров которой присутствуют структуры украинского олигарха Игоря Коломойского и бизнесмена Александра Жукова, а также Balkan Explorers, получили лицензию на разработку блока Провадия на востоке Болгарии, пишет деловая газета "Маркер". Лицензию консорциум получил от правительства Болгарии еще в Январе текущего года. При этом "Овергаз" будет оператором разработки месторождения.

Правда это еще не сланцевый газ, а обычный, но, как говорится, "процесс пошел" (имеется в виду добыча газа в самих евространах).
Россиянин(Москаль) 17 марта 2010 08:24
Да про Европу нет вопросов, собьют цену до 200-250$, а вот с Украиной Газпром упрётся и заставит заплатить, как полагается, ведь цена по контракту от нефти пляшет, то бишь 300$. А где Украина альтернативный газ найдёт? Строительство СПГ терминалов мощностью минимум 45млрд кубометров скока будет в $? Инвестиции в добычу "сланцевого" газа в США составили 30 млрд. $, а добыли 80млрд куб. метров. (А придётся вбухать ещё больше). Весь вопрос в деньгах и во времени. Украине деньги никто давать не горит желанием. А сколько потребуется времени для осуществления столь грандиозных планов? А всё это время Газпром будет набивать карманы баблом. Вся эта тягомоть будет продолжаться до окончания строительства обходных газопроводов 2015-2017г. Транзит через Украину прекратится. А модернизация России это словоблудие наших чиновников, мы давно уже молимся на бабки от нефти (до 240млрд$ в год) и немножко от газа (до 60млрд$ в год). Вся наша пенсионная и социальная системы впрямую финансируются из этих источников, а также откаты чиновникам и доходы олигархов. Не скидки не будет.
Albert 17 марта 2010 13:50
Если Газпром упрется, то будет как дибил сидеть на своем газе, который Европе будет нужен все меньше и меньше?

кому он будет его продавать? Китаю? так тот и сам уже начинает добычу сланцевого газа, плюс туда уже пошел туркменский газ. Да и цену Китай платит не европейскую.

Украина - крупнейший потребитель российского газа. Так что упрямство Газпрому обойдется дорого. Янукович не Ющенко - за ним стоят промышленники, а им такой дорогой газ не нужен. Так что теперь найдутся деньги и на газовые терминалы для сжиженного газа
Россиянин(Москаль) 18 марта 2010 01:18
На ДВ РФ (Юг Сахалина) уже построен СНГ завод мощностью св. 13млрд кубометров, также идёт строительство газопровода на Владивосток и строительство там СПГ завода на 30млрд кубометров. Покупатели Япония, Юж. Корея, Тайвань, а Китай будет покупать или нет, но по мировой цене. Кстати о Китае: рост потребления газа там св. 20% в год, а доля нетрадиционного газа оценивается самим Китаем не выше 20% от годового их потребления. Так что весь сыр бор с переизбытком газа затянется на 3-4 года. Главный возмутитель спокойствия Катар 2010г достигает максимума отгрузок 105млрд м3. (Больше инвестиций не планируется, пока цена не поднимется хотя бы до 180$ в порту Катара + 55$ доставка + 20$ регазификация = от 255$ для Украины + инвестиции самой Украины.) Да очень выгодное мероприятие. Думаю как раз промышленники Украины на такую мульку не поведутся. Газпром вынужден пойти по пути меньше, но дороже, потому что добывать больше дёшевого газа он не хочет. Штокман, Бованково дорогие игрушки, подождут лучших дней. Да и как объяснить Россиянам постоянный рост тарифов на газ, когда цена экспорта будет, чуть ли не дороже внутренней, где потребляется 440-480 млрд. м3 в год.
Jum 18 марта 2010 02:57
2 Россиянин(Москаль)

Все так, но 255$ для Украины все ж меньше 305 сегодняшних, не так ли? А 20$ регазификация - это в основном амортизация оборудования терминала, т.е. возврат инвестиций в его строительство. И в 2009г. Катар продавал газ не по 180, а по 160 в порту отгрузки...

А вообще конечно для Украины главная задача - дальнейшее снижение потребления газа, любыми средствами - переходом на уголь, на мазут, хоть на пеллеты. Газпром - он сильный, что ж сделаешь. И конечно нужно поставить электродвигатели на газотранспортную трубу, неразумно жечь 7 ярдов кубов газа на перекачку 110 ярдов...
Дай б-г Украине ума правителям, у меня там много родственников!

И вот еще из сегодняшних Ведомостей: "...спотовые цены на газ рухнули в 2,5 раза по сравнению с максимумами 2008 г. (в США — до $158 за 1000 куб. м против $400 в среднем за II квартал 2008 г.). Покупатели газа стали выбивать из продавцов все больше газа по биржевым котировкам. При этом спотовые цены к лету могут снизиться до восьмилетнего минимума ($110), пишет FT, ссылаясь на опрошенных экспертов."
Россиянин(Москаль) 18 марта 2010 09:20
Jum

Не путайте пожалста цену 180$ при которой Катар будет расширять экспорт и текущие котировки. И не забудьте о заторах в проливах Босфор и Дарданеллы, из-за которых Россия не может нарастить экспорт нефти, а тут минимум 200 рейсов гигантов метановозов. Поэтому Газпром себя так и ведёт.
Про США.
На сегодняшний день рынок газа Сев. Америки является самодостаточным, высококонкурентным. Импорт СПГ практически прекратился, желающих нет. А вот Европа и Азия другое дело. До них США и дела нет, лишь бы самим сладко жилось. Так что заявления оптимистов типа: «Заграница нам поможет» как минимум умиляют.
Серый 18 марта 2010 11:08
Цитата: Россиянин(Москаль)
На сегодняшний день рынок газа Сев. Америки является самодостаточным


Уже этих слов достаточно, чтобы понять - газовый рынок поменялся коренным способом.
Эпоха диктата продавца закончилась везде, включая Европу и теперь уже он будет бегать за покупателем. Для Украины есть только одна угроза - ее правители и их тупость...

Кстати, читал недавно, что сланцевый газ в Украине уже добывается - в Луганской что ли области (точно не помню) Какая-то компания филиал европейской корпорации уже получила лицензии и вроде как добывает уже.



Dan 19 марта 2010 02:38
Все равно коррупция непобедима. А там где коррупция непобедима - прогресс не пройдет.

Так что и Россия с иглы не слезет, и Украина энергетическую независимость не получит.
Jum 19 марта 2010 03:23
Да никто не говорит о поставках сжиженного газа на Украину - Вы правы, это не реально.
Зато замена газа в украинской промышленности на уголь и мазут - вполне реальны, как и установка электропривода на нагнетательных станциях газотранспортной системы.
Ну и просто экономия газа тоже много даст.
Если киевскую мэрию заставить заплатить все газовые долги, а Азаров на это ИМХО способен - сразу начнут экономить, не сомневайтесь (я был в Киеве в отпуске три года назад).

2 Dan
Да, Вы правы - вот, нагуглил:

ООО “Еврогаз Украина” приобрело три лицензии на добычу метана угольных месторождений на востоке Украины, увеличив общее количество принадлежащих компании лицензий до пяти.
Лицензии покрывают площадь 512 кв км, при этом крупнейшая — на Полигон Мариевского — выдана на площадь 251 кв км, которая согласно подготовленным в 1998 г. компанией Montan-Consulting GmbH данным может содержать не менее 15.1 млрд куб м метана, а также запасы сланцевого газа.
По информации EuroGas, в настоящее время осуществляется подготовка к бурению, в частности, ведутся переговоры с канадской буровой компанией о начале работ в 2010 г. с использованием современного оборудования горизонтального бурения.
николаевский 19 марта 2010 03:38
Все разговоры, о дешевом газе и "технологических революциях" и вправду умиляют. Только мы абсолютно не учитываем "фактор страны" в которой мы живём. На сегодняшний день, у нас нет руководителей страны с "государственным мышлением". "Голубые воришки", подвластные "жидо-массонским олигархическим кланам", нас, простое население Украины и России, уже давно вынудили оплачивать "льготные энергоносители" за коломойских, боголюбовых, абрамовичей, и прочих жидовичей. Мы уже давно не являемся хозяевами своих стран. Мы у себя на родине - РАБЫ. Даже, если газ в, силу объективных причин будет стоить 50 дол\ тыс .куб, мы будем платить 400-500 дол. И цена эта за нашу "слепоту, подлость и продажность."
Jum 19 марта 2010 07:55
2 николаевский

Так то оно так, но к примеру если бы тот же Коломойский скажем имел фирму, добывающую из сланцев ярдов 30 газа в год плюсом к сегодняшней украинской добыче - наверно, отношенние Газпрома к Украине несколько изменилось бы, я не прав?
Арсен 19 марта 2010 13:51

Какой сланец? Да тут бы с обыкновенным газом разобраться - кто его добывает и куда продает!

Когда Юля была еще в предыдущей оппозиции, она много про это рассказала. Она рассказывала среди прочего - Есть даже газовые скважины в Украине, которые просто по документам вообще не существуют. Нет их просто! А на самом деле они работают и газ качают нужным людям... smile
вус 5 апреля 2010 12:15
Тема актуальна,але в наших інвесторів інші приорітети (реальна
рентабельність від 50% і вище).При використанні сучасних
технологій у промисловості і побуті нашого газу є навіть надлишок.
Max 11 апреля 2010 09:53
Аргументы россиян просто умиляют :) Очень любопытно, почему они не вспоминают про зависимость Украины от российской нефти? По ящику об этом за последние годы ничего не говорили? Неудивительно, кто же так позорится будет.
А дело в том, что уже много лет Украина экспортирует нефтепродукты ... с запада. И немного из Беларуси. Качественный бензин европейской переработки получается дешевле той бодяги, которую может предложить Россия.
Все инициативы по добыче газа на территории Украины, также как и проекты по альтернативным источникам энергии, душаться всеми возможными способами "нашими любимыми северными соседями". Понятно, что для них это вопрос жизни и смерти. Но в случае, если будет экономически оправданная альтернатива по газу, то "российские друзья" очень быстро будут отправлены "в известном направлении". Мало того, что Россия будет вынуждена упрашивать хоть что-то у нее купить, так еще возможен вариант когда украинская ГТС вообще перестанет быть транзитной и будет работать в реверсном режиме, поставляя местным потребителям газ из портов Балтийского и Средиземного морей.
Флор 11 апреля 2010 13:19
Может московские бандиты передумают строить 6 новых авианосцев.
Геннадий 17 апреля 2010 12:53
О иностранцах в Украине. Разговаривал с бывшей коллегой. Она недавно вышла замуж, ее муж работает системщиком в какой-то интернациональной компании. Так те ребята в Полтавской области добывают газ, сжижают его и отправляют на Запад. На Луганщине такое же, получается, будет...
ГречкоЖер 19 апреля 2010 04:15
2 Геннадий.

Вот-вот. В этом вся наша суть, кто бы ни был у власти, подход такой. Свой добыть по 50 и продать на запад по 400. Российский купить по 300 и продать своим по 450. Цены примерные :) но суть та же. Зарабатывать и на чужих и на своих, а по ТВ официально поливать грязью предыдущую власть за цены на газ и рассказывать как загибается промышленность которая от газа зависит.
Егор Борисович 30 мая 2010 13:48
А по-моему это очередная утка америкосов с целью сыграть "на понижение" с помощью пиар-компании. Придавят слегка Россию, заработают на разработках месторождений в Европе, на продаже своего газа и потом скажут что не получилось, ошиблись... Короче от них можно ожидать чего угодно и поспешных выводов делать не следует. На мой взгляд естессссссно...
голос 10 июня 2010 06:21
хорошо-то хорошо, да почему-то умолчали, что 5 (ПЯТЬ) из 6 (ШЕСТИ) компаний США, поднявших тему разработки сланцевого газа еще в начале 70-тых ОБАНКРОТИЛИСЬ!!!
пелагея 18 июня 2010 06:29
главное теперь экология.
я, думаю, сланцевый газ будут добывать только в украине.
западники об украине сильно не заботятся.
и эта технология только для нас, для украйни.
другие страны не позволят травить свои земли химией.
пох 21 июня 2010 05:52
а нам пох, мы из Газпрома))
snayper 22 июня 2010 12:52
В 1963 году Шелест подал в ЦК докладную записку,в которой на основе сейсмо и буровых разведок проведёнными известным "другом" СССР Хаммером утверждалось-к 2000 году главным поставщиком ГСМ в Союзе станет Украина.Сложность-в глубине залегания энэргоносителей на шельфе Чёрного моря.Стали?Так ,подозреваю, будет и со сланцевым газом.Да благодаря нашим безмозглым правителям,Украина пока пасёт задних ине похоже что есть изменения к лучшему.
оп 25 июня 2010 04:16
Тогда русский нород , думающий желудком сметет режим путина
gprizont 9 июля 2010 07:53
Ну если бы это был пиар...

26 января 2010 года руководитель "Газпром экспорта" Александр Медведев признал – ситуация гораздо более угрожающая.
газпром 19 августа 2010 08:13
У газпрома себестоимость газа 5 долл. за 1000 куб. На штокмане 25 долл. за 1000 кубов. Обрушить весь этот сланец за несколько месяцев можно легко.
алексей 9 сентября 2010 17:11
добыча сланцевого газа очень дорогая затея,все это бред,сланец заменит газ и тд и тп,бред,да и только,как был газ так и останется
111 11 сентября 2010 10:47
как бы там ни было , но это создание уверенной альтернативы . а в условиях российской крайней сырьевой зависимости это серьезный козырь в игре. россия может стать ужом на сковороде , учитывая серьезные внутренние проблемы.
Stefan 18 октября 2010 03:44
Сколько можно перемалывать муру? Составляющая бюджета России за счет нефти и газа немногим более 20%. Это означает, что снижение цен на газ не только не катастрофа, а скорее стимул к технологическому прорыву и модернизации. В украине зависимость от газа выше, чем многие думают. Прежде всего потому что технологии построены на чистом природном газе не столько для отопления, сколько для использования газа как составляющей процессов получения химических продуктов (удобрения и т.п.). Газ в Украине нельзя заменить всякими там мазутами, углем, кизяком... А то, что Китай и Европа будут вынуждены увеличить закупки газа - ежу понятно. Снижения производства не будет! Только рост и освоение все новых уровней производства, выход в космом и т.д. Уже в 2011-2012 годах потребление газа Китаем вырастет в 6 раз! Так что все эти горячечные споры - ЛАБУДА! У кого ресурсы да еще и плюс производства всегда НА КОНЕ! Надо вступать в Таможенный союз и радоваться что есть суверенитет и полит независимость. А кто дурак, тот будет бежать за евроморковкой и терять последние штаны...
Трезвый 18 октября 2010 10:47
Цитата: Stefan
Составляющая бюджета России за счет нефти и газа немногим более 20%


Стефан, эта составляющая в России по разным оценкам - от 50 до 70%.

А что касается Таможенного союза, так там нефть и газ исключены из общих правил - спросите белоруссов, которых кремль давит с помощью энергоносителей.
В чем же смысл этого союза, если нефть выведена за рамки соглашений?
Ромка 19 декабря 2010 22:00
Пока в Украине керуют Даунецкие москалики ничего у нас не будет.
АРТ 29 декабря 2010 12:41
А буровые станки в огромных количествах начал делать Китай, посмотрел на станок - песня, правда фарш наполовину американский, но стоят в 2 раза дешевле
Хохол 20 февраля 2011 15:27
Дураки думкою богатеют!
Egen 28 февраля 2011 12:23
В России тоже такой газ начинают пробовать добывать. Однако дело в масштабах. От 1 скважины понятно никакой рентабельности ожидать не приходится, даже от 100 и то вряд ли. Американцы успели настроить тысячи. России зачем заморочки, когда есть простой газ? А для потребителей возникает вопрос логистики. Как довезти газ из центра Сибири до Германии или до простого американского потребителя - это дело простой техники, трубой или цистерной с СПГ, но сколько это будет стоить?
Евгений,Запорожье 8 апреля 2011 16:08
Очередное навешивание лапши на уши народа Украины.Но кто-то хорошо заработает--только не народ.
eksi 24 мая 2011 08:46
Добрый день. Я вообще-то не совсем в тему. С год назад на i.ua мы с вами общались по поводу нашей энергозависимости, не желании перехода на новые технологии в металлургии. Помните - по поводу мартеновского производства, которое было ещё в годы вашего студенчества? Я ещё рассказывал о запуске нового конвертора в Алчевске? Сегодня прочёл приятную новость - На металлургическом комбинате "Азовсталь" 25 мая будет полностью выведено из эксплуатации мартеновское производство. Компания закрывает цех из восьми мартеновских печей общей мощностью около 2 млн т в год. С этого момента сталь будет выплавляться на двух конвертерах мощностью 6 млн т в год. Помимо "Азовстали", в "Метинвесте" также планируют отказаться от производства мартеновской стали на Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича в течение 5 лет.
О желании отказаться от мартенов заявили также на меткомбинате "Запорожсталь" и в группе "Донецксталь". По мнению экспертов, это важный шаг для всего украинского горно-металлургического комплекса, поскольку отказ от устаревших технологий укрепит конкурентоспособность украинского металла на внешних рынках.
LSD 6 октября 2011 11:20
Дайош "сланцеву революцію" в Україні !!!!!!!!!!!
дискуссия 8 февраля 2012 15:20
Господа, вы так ненавидите Газпром? И такая доверчивость к Америке? Или второе вытекает из первого. lol
Цыплят по осени считают - крестьянская мудрость.
Маша 25 октября 2012 19:08
Предположим, что на Украине действительно большое кол-во сланцевого газ, но, что получим мы рядовые жители?
Предположим даже шаровый по цене газ и полную энергетическую независимость от России, но технология добычи же жуткая, мы готовы обменять на это свою землю, готовы остаться без питьевой воды, да, что-там без питьевой, без воды вообще, а если начнут разработку черноморского шельфа? Ведь химикаты, используемые для гидроразрыва используемые буровиками остаются в почве на 2/3, проникают во все водоносные слои на глубину 3-5 км, пропитывают почву и с чем останемся мы, украинцы. В Америке, в Техасе нет такой плотной населенности как у нас, и можно химичить, что и как угодно.
Добыча сланцевого газа уже полным ходом идет на Украине, в очень густо населенном регионе, в 500 метрах от жилых домов.
Наверно нам таки уготована роль сырьевого придатка и уже не важно кого, Америки или России.
P.S. Многие европейские страны отказались полностью от такой добычи.
Андрей 18 февраля 2013 14:37
Все кто агетирует за сланцэвый газ или душевно больные или проплаченые бандитской партией регионов потому как любой адекватный человек плнимает што это катастрофа хуже чернобыльской это просто геноцыд посмотрите што эта ёбаная шел наделала в Африке кароче агитаторы шел вы просто ДИШОВЫЕ ШЛЮХИ вся европа отказалась и гаспром тут непричём
Алекс 14 марта 2013 08:00
какая цена, какие успехи,какая выгода? Люди протрите себе глаза. Газ В украине собираются добывать в местах где плотность населения на 1кв.км совсем не та,что в Сибири или где-нибудь в африке.....гибнут леса, загрязняется вода....что вы пить завтра будете? Воду из бутылки? Как давно вы пили водичку из родника? Я вот пока пью....но осталось не долго.....Нахрена вам скидки, нахрена деньги.. если с водой что-то случиться(а придобычи газа обязательно случиться), тогда поймете.....блин...как маленькие дети....деньги-деньги.....эх......
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии