Архив 2005 г.Миллионы украинцев ждут от новой власти конкретных дел, ждут, что это действительно новая власть. Что новое правительство – это действительно новые лица, с новым мышлением и новой моралью. Насколько это соответствует действительности? Почему еще не всегда эти надежды оправдываются?
Именно об этом сегодняшний разговор с лидером ХДС, Председателем Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Владимиром Стретовичем.
– Как вы оцениваете состав нового правительства? – Я бы назвал его правительством ожиданий. Пока что нереализованных. Впрочем, упорство, с которым были засучены рукава для урегулирования системного кризиса, послужившего причиной Оранжевой революции, обнадеживает.
Что касается персонального состава, то опасение вызывает не столько министерский, сколько губернаторский корпус. На руководящие должности в областях проникло немало людей, которым бы не в высоких креслах сидеть, а... Особенно, если вспомнить их деятельность во время президентской кампании. Впрочем, сегодня они имеют реальный шанс проявить себя с лучшей стороны, достигнув ощутимого улучшения жизни региона уже за сто дней – первого срока отчетности. Немало зависит от того, смогут ли они сплотить вокруг себя коллектив, который значительно в большей, чем отдельно взятый руководитель мере влияют на состояние дел в регионе.
– Проявлялась ли ваша озабоченность относительно губернаторов еще на этапе консультаций? – Конечно! Я пытался всячески достучаться до тех, кто распределял квоты, растолковать рискованность таких шагов... Однако руководители решили по-своему.
Назначения стали предметом масштабного компромисса. Не буду называть фамилии тех, чье руководство регионами считаю недопустимым, поскольку на сегодня я являюсь членом команды, и высказываться подобным образом означало бы высказывать недоверие лидерам, которого я не имею. Мы плывем в одной лодке, не допускаю, что упомянутые господа будут грести в другую сторону, однако те, о ком говорится, пришли в политику из бизнеса, где себя определенным образом запятнали. Соблазн применить в новых условиях старые методы работы, в частности, выгоды региона превращать в личные, может оказаться большим.
– Как вы оцените новые назначения власти? И относительно других назначений, бывших?– Президент, ставя своей задачей консолидировать народ, Украину, пошел на определенный компромисс со старыми силами, которые, соответственно, воспользовались этим и «застолбили» свои претензии и права на власть.
Я, участник Оранжевой революции, спрашиваю: каким образом Народная аграрная партия была участником революции? За что с барского плеча им дарятся высокие должности в областях? Это не понятно, ответа нет. Говорят, что с целью консолидации, так как лидер партии – спикер, а с ним надо будет решать проблемы. Но это уже не из открытой политической плоскости, а закрытой. Мы же говорили об открытом обществе, что все будет прозрачно и понятно.
Многие спрашивают, как вчерашний организатор просвещения в Украине Кремень стал первым заместителем Госсекретаря и будет проводить такую же политику, которую он проводил ранее, по принципу "чего изволите?" Аргументы, будто на протяжении последних месяцев вопросов к нему не было, немного натянуты. А что до того делалось? А кто был главным промоутером, особенно в сельской местности, подавления оппозиции? Кто ходил по селам? – Учителя. Кто брал взятки по тысяче гривен? – Директора школ. Где ответ на это? Ответа нет.
"Не у одного меня – у миллионов сейчас сердце болит. Если вижу тех, кто вчера еще давил нас, вставлял палки в колеса, а сегодня уже в первых шеренгах, уверяют, что никакой оппозицией они не будут и все нормально – что это? "Ба! Знакомые все лица?"
Дал себе слово, не буду молчать. Если мы боролись за то, чтобы изменились подходы во всем, в государственной политике, то давайте изменять. Если нет – давайте признаем, что мы только переставили "слагаемые" во власти, а сумма не изменилась.
И я уже нажил себе врагов. Не могу сдержать эмоции, когда вижу, как мои коллеги обнимаются с теми, кто вчера руководил министерствами, действовал противозаконно, криминально, чтобы Ющенко не победил.
Когда я им говорю, что вы целуетесь с бандитами, то на меня обижаются оба. Один – за то, что я его обвинил, что он целуется с бандитом, а другой – за то, что я его назвал бандитом. Через третьих лиц мне передают: „Володя, надо свои эмоции сдерживать, ты ведь юрист”. Вот потому что юрист и знаю криминально-правовую квалификацию действий, совершенных ими – не могу сдержаться. А сегодня этим людям что-то уже предлагают, куда-то их подсовывают, чтобы найти им тепленькое местечко...»
Мы не должны дать угаснуть тому, что началось 22 ноября. Иначе нас убаюкают, залижут – и поминай, как звали.
– Получив большинство в парламенте-2006, новая власть рискует создать "путинскую" вертикаль власти... – Не забывайте, что по результатам кампании также окончательно сформируется оппозиция. Учитывая упомянутый уже уровень социальных ожиданий, мы не можем сегодня спрогнозировать, какие оценки даст народ через год. К тому же нельзя нивелировать вероятность поражения правительственной политики. Это может произойти по объективным, независимым от самих политиков причин. Так, накануне посевной прогнозируется повышение цен на энергоносители. Юлии Владимировне и ее команде будет нелегко...
– Какова ваша позиция на будущие выборы? Есть информация, что местные организации ХДС категорически против слияния в единую партию?
– Эта позиция соответствует действительности. Местные организации не хотят растворяться в единой партии и становиться безликими. Мы убеждены, что в новой партии будет очень много "перекати-поля", которые натянули оранжевые шарфики и будут лезть ради должностей в новую партию. Наши регионы заявляют, что "мы никуда не пойдем". ХДС имеет достаточный потенциал для самостоятельного движения вперед.
– Год назад в интервью донецкой газете "Остров" вы сказали, что Ющенко знает, что вы будете к нему в оппозиции. Теперь вы довольно критически оцениваете действия новой власти. Вы уже собираетесь в оппозицию?
– Сегодня не идет речь об оппозиции к власти. Наоборот, я хочу поддержать своими словами действующую власть. В случае если кто-то захочет отступить от задекларированных принципов, я просто как сторожевой пес демократии, будучи депутатом, не дам этого сделать. Иначе зачем было провозглашать? Надо было молчать и не выходить на выборы, не будить души людские.
Поскольку это произошло, давайте действовать адекватно. Если это не делается, то меня тоже спрашивают, поскольку я это говорил, ездил по регионам: "Почему вы так делаете?" Я тоже отвечаю за то, что состоялось после Оранжевой революции. Меня спрашивают, а я, соответственно, не даю дремать тем, от кого это зависит. Неудобный человек, имею свое мнение, хочу высказать свою позицию. Я считаю, что имею на это право.
Нас, ХДС, там, во власти, нет. Мы не получили ни единой должности ни на одном уровне. Нигде. Наверно, мы не удобны для многих в новой власти. Хотим, чтобы делалось, как в святом письме, ведь ХДС – христианская партия. Очевидно, нынешняя власть не имеет желания так действовать.
Архив 2005 года,
газета "Христианский Демократ"Украиноязычная версия статьи: " Не можу стримати емоції, коли бачу, як деякі мої колеги цілуються з бандитами"
0 коментарів