А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Война миров или война ценностей?

Архив 2005 г.

'ВойнаНовый фильм С. Спилберга "Война миров" интересен нашему постсоветскому зрителю, помнящему с детства соответствующее произведение Г. Уеллса, в частности, тем, что снова, как и в "Спасти рядового Райана", бросает вызов воспитанным еще со школьной скамьи советской пропагандой представлениям о доблести, героизме, ценности человеческой жизни и тому подобным вещам.

Мы четко знали, что настоящей ценностью является государство, а человеческая жизнь важна лишь настолько, насколько она служит этому государству. Даже если это не сопровождалось откровенным "человек – колесико или винтик системы", дело выглядело именно так. Припоминаю, как наш ротный в порыве откровенности поведал нам о том, что мы, бойцы одного из подразделений военно-воздушных сил, нужны лишь для того, чтобы обеспечить взлет самолетов во время ядерного удара, а больше мы никому не нужны. Хоть ложись на взлетную полосу и там умирай. Но ужасно не то, что так к нам относился кто-то "там, на верху", или что в нас формировали такое понимание патриотизма, на самом деле ужасно то, что мы искренне воспринимали это как нормальное состояние вещей. То есть, по большому счету, мы были готовы спасать колхозные поля от пожара ценой собственной жизни, абсолютно не думая о том, а что, собственно, после этого будет с нашими родителями, женами, детьми. Насколько государство, благословившее нас на подвиг, будет готово позаботиться о них в случае нашей гибели, и вообще будет ли считать необходимой такую заботу.

Извините, какой дурак в нашей армии стал бы рисковать жизнью подразделения для того, чтобы спасти единственного еще живого сына неизвестной матери? Живой еще – пусть воюет и приближает победу. В лучшем случае, если бы он погиб, фото его матери разместили бы где-то в музее, опять-таки в контексте патриотизма. Мол, "отдала все для победы".

Поэтому абсолютно непривычно смотреть на другой порядок вещей у этих "буржуинов". Собственно, это не только кино, раскрашенное красками современности. Если советские военнопленные считались предателями, и государство имело к ним интерес лишь в контексте "найти и наказать", наши же союзники через Красный Крест всячески пытались помочь своим, попавшим в плен. Тяжело читать воспоминания тех, кто пережил ад фашистских лагерей, как гибнули там наши и что помощь получали англичане, французы, американцы. Но быть там и видеть эту разницу в отношении в принципе равных людей, равных перед пленом, но не равных в отношении к ним со стороны государств, которые они защищали своей жизнью, было еще труднее.

Речь не идет о ревизии истории или о ревизии отношения к тем, кто совершил подвиг, речь идет о ценности человеческой жизни.

Впервые мы имели возможность задуматься над этим, смотря "Рядового Райана". Думаю, что для многих из нас это был действительно шок, настолько это отличалось от того, что мы привыкли считать действительно ценным. Значит, жизнь отдельного неизвестного человека, сердце матери, у которой остался последний сын, достойны того, чтобы рисковать ради них жизнью других. Не победа над врагом, не светлое будущее государства, а просто жизнь одного человека и сердце его матери. Собственно говоря, Христос пришел и пострадал не ради государств или народов, а ради спасения каждого в отдельности взятого человека, каким бы маленьким он ни был. Жизнь одного человека, не государства, народа или каких-либо других больших категорий, а именно человека является ценностью в глазах Божьих.

Эту же линию продолжает и "Война миров". Отметим, что фильм довольно показателен с точки зрения пронизанности американской культуры и мышления христианством. Казалось бы, что может быть общего с христианством фильма, сюжет которого, по большому счету, построен на отстранении от Библии. Но нет: в фильме как минимум трижды так или иначе упоминается христианство. Один раз архитектурно, через показ церкви рядом с тем местом, где из-под земли вылезает зловещий треножник. Во второй раз – через предположение одного из знакомых главного героя, что то, что происходит, является карой Божьей. А последние слова фильма – это просто гимн Божьей заботе о людях, ведь это именно Он послал людям микробы, которые стали защитниками человечества в борьбе с пришельцами. Я не говорю уже об идее Божьего предопределения, ведь, по Спилбергу, "люди не живут и не умирают просто так. В идею предопределения вкладывается и то, что пришельцы были обречены с самого начала своего вторжения на Землю, как только вдохнули нашего воздуха, попробовали нашей пищи и выпили нашей воды. То есть вся эта экология, на которую мы привычно сетуем, на самом деле является нашей защитой – немного непривычная интерпретация "тем, кто любит Бога, все помогает во благо".

Единственное, что я на месте Спилберга для большего убеждения поместил бы эти слова не на фоне разрушенного города, а на фоне дымящих труб, какого-то из наших гигантов черной металлургии, скажем, "Запорожстали". Может, оно и хорошо, что США не подписывают Киотский протокол, а то чем защищаться будем? Ну-ка, припомните анекдоты о запорожцах, каким никакие газовые камеры не страшны. Но это так, отступление от темы.

И конечно, тема приоритета ценностей. Во-первых, семья, дети, а уж потом все остальное, даже такое святое для нас понятие, как Родина. Настоящий патриотизм начинается с отношения к своей семье и детям, а не как-то по-иному. В самом деле, главный герой не прыгает в наших традициях на танк, едущий по полю брани, не становится он и партизаном, даже если для этого возникает вполне реальная возможность, он просто спасает своих детей, даже натыкаясь на непонимание более героически настроенных граждан. "Если же кто о своих, в частности о домашних, не заботится, тот отрекся веры, и он хуже неверного". А с другой стороны, это совмещается с идеей разделения труда в цивилизованном обществе, в соответствии с которым именно военные (напомним, что в Штатах профессиональная армия) должны защищать государство, а остальные обычные граждане – заботиться о себе и своих ближних.

Хотя, ради справедливости, Спилберг показывает и другие настроения. Сын главного героя Рея в наилучших наших традициях пытается примкнуть к первой попавшейся воинской колонне, стать "сыном полка" и ринуться то ли на защиту страны, то ли просто на бойню с пришельцами. И все равно, что там будет с сестрой, не говоря уже о матери, отчиме или отце. Или такой себе народный мститель, при всем понимании, насколько это можно понять, чувств человека, утратившего всю свою семью. И у них там не все одинаковы.

Но на самом деле все это не просто. И готовность броситься под кучмовские или российские танки в ноябре прошлого года была скорее "постсоветской". Ведь хотя это и мотивировалось мыслью о будущем своих детей, но скорее в отдаленной перспективе, чем раздумья об их судьбе в случае, если танки все-таки пойдут на вас. Все мы "родом из детства" или наши миры в самом деле разные?

Юрий Решетников

Архив 2005 года,
газета "Христианский Демократ"


Украиноязычная версия статьи: Війна світів чи війна цінностей?

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии