А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Америка и религия


'АмерикаЧасть 2. Начало: США: конец «черной полосы»

Если считать религию в Америке чем-то игровым и внешним, то мы никогда не поймем сущности американского общества.
Америка – это отнюдь не только кока-кола. Это, прежде всего, цивилизация, основанная на Библии и пропитанная ценностями христианского фундаментализма. Такая Америка дважды приходила к власти в конце XX века: сначала в лице Джимми Картера, а затем в лице Джорджа Буша-младшего.

На фундаменте религии

Исследования показали, что евангелисты фундаменталистского направления – ведущая сила в жизни США. Их число уже в 70-е годы XX века достигло 40-50 миллионов.

Сам термин „фундаменталисты” возник в 1920-1925 годах в США. Этим названием создатели движения хотели подчеркнуть, что они стремятся к тому, чтобы Библия стала фундаментом личной и общественной жизни. В политике они борются против легализации абортов, против гомосексуализма и однополых браков, пропагандируют мощную армию, патриотизм и свободу предпринимательства.
Существует целый „библейский пояс” – территории, где фундаментализм, следование нормам христианской морали, пользуется преобладающим влиянием на всю культурную и образовательную политику целых штатов.

Каждое воскресение, даже в либеральном Нью-Йорке, толпы людей идут в церковь. Для них это не только средство общения с Всевышним, но и поиск решения социальных и прочих проблем. В книге „Буш в войне” говорится о случае, когда президент неожиданно прерывает заседание Совета Безопасности, чтобы помолиться и попросить совета у Бога. Все это абсолютно искренне с его стороны и вызывает понимание у окружающих.

При этом в США последним президентом, который заявил: „Мы христианская страна!”, был Гарри Трумэн, и было это в 1947 году. С тех пор ни один президент не заявлял ничего подобного, чтобы не обидеть тех граждан своей страны, которые не являются христианами. Американская свобода исходит от Бога. Поэтому в Америке никогда не будет закрыта ни одна мусульманская мечеть.
Очень важное значение для христиан Америки имеет опыт Германии, которая во время Второй мировой войны впала в варварство. А ведь именно Германия была колыбелью евангелизма. Идеи нацистов смогли так быстро разрушить мораль германского народа, потому что немецкой мыслью давно, еще со времен Гегеля, овладели идеи модернистов и либералов.

Модернисты ставят под сомнение категории греха, ада, вечной жизни. Они видят в Евангелии всего лишь нравственное учение, а Откровение Царства Божьего – просто как гуманную практику в этом мире. Этому противостоят христиане-фундаменталисты, для которых Библия – это абсолютная истина, по которой необходимо сверять всю практику общественной и политической жизни.
На президентских выборах 2004 г. разрыв между традиционной Америкой и оторвавшейся от народа либеральной элитой стал очевиден.

Библия как политическое руководство

Американская политика пропитана религиозным духом. Именно в христианстве очень часто нужно искать мотивы тех или иных действий администрации США, особенно если речь идет о республиканцах.

Еще со времен Рональда Рейгана было известно, что поддержка Америкой Израиля в ближневосточном конфликте объясняется не только прагматическими интересами. Ориентация на союз с Израилем не была бы столь сильна в США, если бы ее не поддержали представители белого протестантского большинства.

Лидеры этого большинства, евангелические проповедники Джерри Фолвел и Пэт Робертсон, люди крайне консервативных взглядов – являются, тем не менее, наиболее преданными соратниками правых израильских политиков в их борьбе за воссоздание государства Израиль в тех границах, в каких оно существовало в эпоху библейских царей Давида и Соломона.

Чем же объясняется поддержка американскими фундаменталистами политики Израиля? Менее всего симпатией к евреям. Наоборот, фундаменталисты убеждены, что евреи понесли заслуженное наказание за отвержение Мессии. Однако, с их точки зрения, это ни в коем случае не означает, что обетование Господа Израилю, данное в Ветхом Завете, о владении Обетованной землей тем самым было нарушено, что древний договор Бога с народом Израиля оказался разорван с наступлением Нового Завета и возникновением христианской церкви. Все, что сказано в книгах библейских пророков об Израиле, должно исполниться к концу времен. Поэтому, чтобы приблизить Второе Пришествие Христа, надо поспособствовать воссозданию израильского государства и его победе над противниками. Американские христиане, в соответствии со словом Библии, на практике делают все, чтобы Христос пришел как можно скорее. Это учение, одно из самых влиятельных в США, называется диспенсациализм – от латинского слова “dispensatio” – “Божий промысел”.

Конечно, политику США определяет вовсе не только религия, но ее влияние – несомненно. События в Ираке, именно в их идеальной, а не чисто экономической стороне, представляли собой определенное послание, в котором был наряду с прочим и важный религиозный компонент – его надо было суметь прочесть и сделать правильные выводы.

Закат Запада?

Закат западной цивилизации – это закат современного атеистического общества, который проявляется в том, что общество само себя уничтожает (разрешение абортов, открытая раздача шприцов и наркотиков наркоманам в Голландии, законные браки гомосексуалистов, запрет детям носить крестики в школе во Франции и т.д.). Закат Запада – это и исключение из Конституции Европы упоминания о христианском наследии западного континента, об историческом фундаменте, без которого Европа никогда и не стала бы Европой.

Политологи утверждают: современной Европе, обладающей мощным экономическим и человеческим потенциалом, никогда не стать ведущей мировой силой без осознания собственной мировой миссии. Необходима идеология, которая вдохновляла и мобилизовала бы европейцев. Так точно, как понимание американцами миссии Соединенных Штатов дает им энергетический заряд, сделавший Америку единственной сверхдержавой современного мира.

Как отмечает Збигнев Бжезинский: «Дело объединения Европы все в большей мере поддерживается бюрократической энергией, порождаемой большим организационным аппаратом, созданным Европейским Союзом. Идея объединения все еще пользуется значительной народной поддержкой, но ее популярность падает; в этой идее отсутствуют энтузиазм и понимание важности цели... Европейское объединение все больше представляет собой процесс, а не цель... процесс объединения Европы может остановиться и постепенно даже пойти вспять».

У большинства европейцев и их политических лидеров не хватает понимания стоящих перед европейской цивилизацией сверхзадач и готовности жертвовать сиюминутными выгодами ради великой цели. Надо помнить, что расширение Евросоюза и НАТО, включение в них стран Восточной Европы в свое время состоялось во многом только благодаря принципиальной позиции США. Активное партнерство с США позволяет нашему соседу Польше быть не просто второсортным членом Евросоюза, но и претендовать на активную роль на континенте.

Алексей Семин
(в статье использован фрагмент публикации журнала
«Мировая экономика и международные отношения»,
Института мировой экономики и международных отношений
Российской Академии Наук)


0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии