А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

«Кто мы?» (часть 3)


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: «Кто мы?» (часть 2)

Такие понятия, как «Родина», «нация» и «национализм» в рамках православия имеют весьма важное значение. Так, под «Родиной» разумеется духовное единство народа, нечто такое, что остается сущим и объективным, несмотря на смерть отдельных людей и смену поколений. Чтобы слиться с Родиной чувствами, волею и жизнью, необходимо жить духом и беречь его в себе. Далее, необходимо патриотически осознать самого себя или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. «В национальной духовной культуре, — писал, например, И.А.Ильин, — где все мы одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) — едино для всех нас и обще всем нам: и творцы духа, и “труженики культуры”, и создания искусства, и жилища, и песни, и храмы, и язык, и лаборатории, и законы, и территория... Каждый из нас живет всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь, огражденный другими и обороняя других, получая и принимая дары во всеобщем взаимном обмене. В жизни и в ткани нашего общества мы все — одно; а в ее духовной сокровищнице объективировано то лучшее, что есть в каждом из нас… Такова идея родной нации» [1].

Под «национализмом» в православии традиционно понимается «национальность», обозначающая, во-первых, совокупность людей одной национальной принадлежности, т.е. этноса, и, во-вторых, сознание принадлежности человека или группы людей к определенному этносу [2]. «Национализм органически связан с защитой... национальных интересов. Настоящий националист тот, кто служит интересам своего народа, своего государства» . Поэтому не случайно национализм выступал раньше в качестве одного из главных укладов жизни русской нации, важнейшим «учебником» в воспитании потомков. Именно поэтому до сих пор в России воспеваются, главным образом, национальные герои, а не подвижники. Родина, государство, царь, Русь святая, православная, богатырская, мать — святорусская земля — таков образ Родины в сознании русского человека;

— уважительное отношение к иностранцам, несмотря на то, что в последнее десятилетие в нашем народе, особенно среди молодежи, произошел заметный рост националистических и расистских настроений. К иностранцам у нас отношение подчас даже лучше, чем к соотечественникам: «Поразительно преклонение у нас перед иностранцами. Казалось — разденься голым, укрась себя перьями или надень пеструю скатерть и начни лопотать бессмыслицу, и перед тобой откроются двери любой гостиницы, музея, бара. Тебя встретят с почетом и поклонами» [4];

— умение замечать лучшее у других народов, если, конечно, оно не переходит в самоохаивание, в злорадство и злопыхательство по поводу своих собственных недостатков, в «чужебесие» (бешеную любовь к импортным вещам и чрезмерное доверие иностранцам), в русофобию;

— даровитость русского народа. «Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею артистичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства» [5]. Русский язык — это великий, могучий, правдивый и свободный язык. Меткость, точность, выразительность и богатство оттенков русского языка также является свидетельством одаренности русского народа. Кроме того, речь русского народа близка к литературному языку;

— изобретательность русской нации в политической и военной областях, которая выразилась, по мнению П.А. Сорокина, в ее способности устанавливать политический режим, наиболее подходящий для защиты своей независимости и национальных ценностей, а также в способности изменять существующий режим (в случае потери им жизнеспособности) на более подходящий, отвечающий изменившимся условиям. Так, с момента своего возникновения русская нация имела в различные периоды своей истории все виды политической организации: монархическую и республиканскую, демократическую и авторитарную;

— русскому духу чужды позитивизм, скептицизм, агностицизм, прагматизм, наоборот, свойственны метафизичность, религиозно-эмоциональное, художественное освоение действительности, стремление выработать целостное мировоззрение;

— реализм и мистицизм, почитание креста, способность к высшим формам опыта, более значительным, чем рациональный и чувственный опыт;

— почитание, культ предков, «всемирный культ всех отцов». В сохранившейся с дохристианских времен в сознании русских людей обращение к предкам, «как бы приобщение умерших к празднествам, — пишет этнограф М.М. Громыко, — входило органично во все календарные обычаи: в единстве жизненных циклов человека и природы участвуют давно и недавно ушедшие из жизни. Народное мировоззрение подключало к естественной смене возрастов, воплощавшейся во многих обрядах, и посмертное существование: циклов внутри жизни одного поколения и циклы “жизнь — смерть — новая жизнь” (новая жизнь, как в смысле смены поколений, так и в смысле участия усопших в жизни живых).

Соблюдение всех принятых обычаев — почитание есть залог благополучия семьи — такое представление, несомненно, влияло на отношение к старым людям, на нормы поведения по отношению к ним»;

— тяга к обсуждению и разрешению мировых проблем. Так, например, в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевский словами одного из персонажей говорит, что русские мальчики, только что познакомившись, сразу же начинают рассуждать о том, есть ли Бог, есть ли бессмертие? Те же, кто не верует в Бога, так они о социализме или анархизме спорят, о переделке всего человечества «по новому штату»;

— ощущение трагичности в истории (М.П. Мусоргский), в современности (Ф.М. Достоевский), в природе (Ф.И. Тютчев), во всем мире (В.С. Соловьев), в восприятии будущего (М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок).

К следующей главе: «Кто мы?» (часть 4)

Примечания:

1. Ильин И.А. Путь духовного обновления / Собрание сочинений. Т.1. С. 200.
2. Необходимо особо подчеркнуть, что в настоящее время в данное понятие вложено совершенно иное содержание — идея национального превосходства и национальной исключительности, противоположная интернационализму.
3. Троицкий Е.С. Национальный интерес русского человека // Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М., 1997. С. 23.
4. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л., 1989. С. 516.
5. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. С. 20.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии