Кондитерские изделия для супермаркета и любого продуктового магазина — важная товарная категория. Она относится к классу высоко импульсной продукции, поскольку «вкусняшки» 8 из 10 покупателей берут спонтанно, не планируя этого заранее. Соответственно именно в торговом зале ритейлера происходит основная борьба за покупателя, но роль производителя (кондитерской фабрики), его рекламные кампании и другие действия зачастую тоже очень важны.
В условиях новой постковидной реальности частота визитов в супермаркеты сократилась. По некоторым аналитическим данным, украинцы ходят в продуктовые магазины в период пандемии на треть реже. В таких условиях импульсных покупок, понятное дело, становится меньше. Но это не значит, что динамика продаж «кондитерки» падает. Например, в харьковской сети супермаркетов «КЛАСС» отмечают обратную статистику. Хотя хватает и обратных примеров. Поэтому ритейлерам (и производителям) крайне важно учитывать новые тренды и постоянно думать о том, как заинтересовывать клиентов приобретать кондитерские изделия.<
Продажи «кондитерки» растут по различным статистическим срезам
В уходящем году показатели розничных продаж кондитерских изделий увеличились в стоимостном выражении в среднем на 4% на фоне 2020-го. Во многом это объясняется темпами инфляции и повышением среднего чека в сфере продуктового ритейла в целом. Такую динамику сложно назвать очень удачной для данной категории товаров, но эксперты не ожидали даже этого. В свете снижения частоты посещений супермаркетов и справедливого статуса «вкусняшек» как импульсного товара, эти цифры вполне приемлемы и для продавцов, и для производителей.
Самыми популярными и востребованными среди украинцев являются следующие кондитерские позиции:<
- шоколадные батончики (около 20% от общей доли продаж сладкого у розничных ритейлеров);
- крекер и печенье (приблизительно 17%);
- конфеты (15%);
- пирожные и торты (14%).
С одной стороны украинцы беспокоятся из-за роста цен, а с другой — рассматривают сладости и другие кондитерские изделия, как простой способ поднятия настроения. Соответственно отказываться от «вкусняшек» они не хотят.
Чтобы экономить многие покупатели стали приобретать кондитерские изделия в дискаунтерах и/или обращать повышенное внимание на товары данной категории, предлагаемые по акции, отмечают в торговой сети «КЛАСС».
Еще одним активно растущим каналом сбыта «кондитерки» становятся магазины, специализирующиеся на продаже алкоголя. К вину, ликерам и многим другим спиртным напиткам сладости идут отличным дополнением. Соответственно и алкомаркеты понимают этот тренд, поэтому расширяют соответствующий ассортимент и всячески наращивают покупательскую аудиторию.
Кроме того неплохим подспорьем для «сладкого» рынка становится и интернет. Как и любые другие товары, кондитерские изделия украинцы приобретают онлайн все чаще. Соответствующий опыт (как минимум однократный за 2021 год) имеется у каждого второго покупателя в нашей стране. В интернет-магазинах, как показывает практика, «кондитерку» заказывают все чаще, соответственно и лояльность к этому каналу продаж только повышается.
Тренд на здоровый образ жизни вносит свои коррективы
«Сладкий» рынок сегодня не может не учитывать тренд на здоровое питание. Продукты категории ЗОЖ ежегодно прибавляют по 8-10% в объемах продаж. И зачастую они являются не дополнением, а заменой сахаросодержащим товарам. Соответствуют этим тенденциям и настроения покупателей. Так, уже 9 из 10 украинцев собираются приобретать продукцию с низким содержанием сахара, а каждый четвертый — хочет покупать ЗОЖ-товары. И где-то 40% покупателей в нашей стране даже готовы платить за здоровые продукты более высокую цену, чем за привычные сладости.
Все это говорит о том, что из тренда здоровый образ жизни уже превращается в реальность. При этом потребность в соответствующих товарах удовлетворена точно не на 100%. А это возможность для роста не только для специализированных ЗОЖ-производителей, но и для представителей традиционной кондитерской индустрии.
Все чаще бренды наряду с классическими батончиками, конфетами и печеньем предлагают более ЗОЖ-ные альтернативы: с фруктозой вместо сахара, натуральными начинками, сухофруктами, применением злаков, орехов и т.д. И позиционируются такие сладости зачастую в качестве лучшего выбора для детей. А все потому, что родители, приветствующие здоровый образ жизни, конечно же, прививают свои привычки и младшему поколению. Чтобы не потерять эту аудиторию клиентов, кондитерские фабрики и мини-цеха должны изменять свой ассортимент и добавлять в него «ЗОЖ-вкусняшки».
Максимум внимания составу, но упаковка остается важным фактором выбора
Рынок кондитерских изделий в свете роста спроса на ЗОЖ-товары так или иначе вынужден двигаться в сторону большей прозрачности и изменения состава продукции к оздоровлению (или хотя бы к минимизации вреда для здоровья). Подтверждают это и основные критерии выбора «сладостей» среди покупателей. Если соответствие стандартам и соблюдение норм — это уже основа основ для любого продукта питания, то повышенное внимание ингредиентному составу, наверное, первый критерий для «кондитерки».
Но помимо этого важную роль для покупателей играет упаковка и разнообразие вкусов. Сегодня уже нормой стало расширение ассортимента не только вширь, но и вглубь. А для сладостей это прежде всего различные начинки и/или вкусы. Сейчас уже не удивить такими неочевидными вариантами, как мята и лайм, попкорн, жвачка, черника и т.д. И если производители кондитерских изделий не знают, где искать вдохновение, то представители сети «КЛАСС» дают простой совет: зайдите в торговом зале в категорию соков, сладких напитков или чая. Там можно позаимствовать интересные вкусовые варианты для сладостей.
Что касается упаковки, то она остается ключевым моментом заочных коммуникаций между продавцом/производителем и покупателем. Она притягивает взоры и, как и ранее, безотказно действует на маленьких детей. Если предложить вкусняшки в форме игрушек или просто с этикеткой с героем из любимого мультфильма, то родителям будет нелегко отказать чаду в покупке.
Также могут применяться и другие ходы, к примеру, дополнение упаковки кроссвордами или играми (а-ля морской бой), добавлением к товару раскраски или дополнительных возможностей при установке фирменных мобильных приложений. Понятно дело, что качеству, составу и вкусу при этом тоже нужно уделить внимание, иначе следом за одной импульсной покупкой продолжения не последует.
Еще несколько «кондитерских» трендов на перспективу
В ближайший год-два описанные выше особенности будут наиболее актуальными для «сладкого» рынка украинского ритейла. Но дальновидным производителям и продавцам нужно задумываться и о том, что будет еще позже. Такие тренды, как отмечают эксперты, в большей мере носят скорее прогнозный характер и нет гарантий, что они сбудутся. Но все же оставлять их без внимания мы не будем. Итак, три перспективных тенденции для сегмента кондитерских изделий:
- Ставка на более высокие ценовые сегменты. По прогнозам аналитических агентств, к 2025 году темпы роста стоимости 1 кг сладостей будут опережать показатели инфляции. Это позволяет предполагать, что производители постепенно станут двигаться в более дорогие сегменты. Соответственно через 3-4 года более востребованными, вероятно, будут вкусняшки среднего + и премиального класса. И если доля последнего будет оставаться не самой внушительной, то первого — навяжет конкуренцию более низким ценовым сегментам. Для производителей это позитивный сигнал для инвестиций в разработку и изготовление новых продуктов, вкусов и т.д.
- Сладости на развес никуда не исчезнут. В последние годы доля продаж развесной «кондитерки» в целом по рынку снижалась. Но исключений из правил все равно хватало. Хорошие показатели демонстрировали мини-маркеты (магазины у дома) и отдельные розничные сети регионального уровня. Оставаться на плаву кондитерским изделиям на развес в долгосрочной перспективе должно помочь прежде всего расширение ассортимента продукции (надо дать покупателям действительно большой выбор). При этом традиционные плюсы развесных товаров тоже никуда не пропадут: они считаются продукцией пониженной ценовой чувствительности (востребованы даже при подорожании) и представляют категорию «расширяемого» потребления (иными словами, если будет куплено больше, то и съедено тоже).
- Замороженная продукция будет востребована и на «сладком» рынке. Очень перспективно выглядят кондитерские изделия, сделанные по технологии шокового охлаждения. Это товары со сроком хранения до 60 дней, достойными вкусовыми качествами и отсутствием проблемы ухудшения товарного вида при разморозке. Для ритейлеров и производителей подобная продукция всегда привлекательна прежде всего максимально простой логистикой.
241 коментарі