А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Вызовы информационной эпохи


Вызовы информационной эпохи

Автор: Леонид ЮРЧЕНКО (Краматорск)
Глава 6.
Предыдущая глава:
Дыхание новой эпохи

По данным компаний International Data Corporation (IDC) и Seagate Technology в 2020 году общий объём сгенерированных человечеством данных составил 64,2 зеттабайта (1 зеттабайт - это миллиард терабайтов). Сравнительно недавно, в 2010 году, было преодолено значение в 2 зеттабайта, а к 2025 году аналитики ожидают роста до 180 зеттабайт. Для сравнения, информационный объем распечатанной библиотеки конгресса США умещается всего в 10 терабайт. Большая часть генерируемых данных имеет временный характер, поэтому для дальнейшего использования сохраняется всего от двух до пяти процентов информации, но даже эта малая доля представляет собой немыслимое количество сведений.

Ежегодный отчёт о состоянии цифровой сферы Global Digital свидетельствует, что на начало 2021 года уровень проникновения интернет составил 59,5%. В социальные сети вовлечены 53,6% людей. За один год в соцсетях появилось почти полмиллиарда новых пользователей. Мобильным телефоном пользуются 66.6% мирового населения. В 2020 году люди провели в интернете почти полтора миллиарда лет. В онлайн-магазинах тратятся триллионы долларов. Почти 77 % пользователей интернета со всего мира в возрасте от 16 до 64 лет совершают онлайн покупки каждый месяц. За один год делается фотографий и снимается видеосюжетов во много раз больше, чем за всю предыдущую историю человечества.

Заметные изменения происходят в экономике. Капитал приобрел аморфную структуру и постоянно трансформируется. Сложно определиться точно, но некоторые аналитики полагают, что в текущий момент до 95% капитала находятся в информационной форме, другие говорят о 80% информационной составляющей и только 20% производственной. Для капитала сегодня информация важнее товара.

Информационный кризис мировоззрения


В ряду основополагающих составляющих функционирования человеческой цивилизации: мировоззренческой, организационной и экономической, первая (мировоззренческая) часть определяет все остальные. Однако, в силу некоторых причин, именно она отстает в развитии. Российский драматург Эдвард Радзинский по этому поводу заметил: «нынче выстроена гигантская башня технологий, и рядом с ней притулился жалкий холмик человеческой нравственности, и в этом обещание будущих трагедий». Похожее беспокойство прослеживалось в словах советского писателя Ивана Ефремова: «поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах».

Причина отставания в развитии мировоззренческой (нравственной) сферы кроется в определенных различиях качества и достоверности информационных потоков, обслуживающих составляющие человеческого существования. В экономической или организационной сфере информация в значительной мере находятся под влиянием науки и чаще проверяются практикой.

К сожалению, в мировоззренческом плане информационный поток не ограничивается чистой водой правды. Вместе с достоверной информацией на общество изрыгается мощная струя лжи, грязи и даже нечистот. В какой-то мере это понимают даже «хозяева жизни». В рамках всемирного экономического форума в Давосе председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости «беречь демократию, защищать собственные ценности от дезинформации, призывов к насилию и фальшивых новостей».

С другой стороны, французский философ Жиль Делез утверждал, что средства массовой информации «забивают текущее время избыточными сведениями не просто так, но чтобы отвлечь людей от мыслей о будущем и снизить социальный градус протестных настроений». По мнению ученого, постоянное «наполнение информационного пространства пустыми мнениями и идеями - один из факторов манипуляции обществом». В результате подобных действий, у каждого разумного обитателя планеты возникает проблема отделения «зерна от плевел». Неадекватное решение этой задачи, которая для многих заведомо неразрешима, особенно остро отражается на результатах всеобщего демократического голосования, донельзя искажая оптимальный для общественной пользы результат выборов.

В 2016 году вышла книга профессора Джорджтаунского университета (США) Джейсона Бреннана с необычным для представителя западной цивилизации названием - «Против демократии». В кратком изложении смысл этой работы сводится к идее повышения эффективности избирательной системы путем замены всеобщей демократии голосованием компетентных граждан, которые должны пройти особый экзаменационный отбор.

Бреннан считает, что основной проблемой действующей системы является некомпетентность большинства избирателей. С другой стороны, по мнению американских политологов А.Сомита и С.Питерсона главная угроза демократии - это «биологически обусловленное стремление охлоса вернуться к отношениям стайной иерархии - к отношениям доминирования и подчиненности, где каждый субъект знает свое место».

Каждый из ученых по-своему прав. Сомит и Питерсон говорят об угрозе, которую иерархия представляет для демократии, но не предлагают механизмов ее преодоления. Бреннан хочет повысить эффективность выборов, устраивая избирателю экзамен на компетентность. Возникает резонный вопрос, как совместить эти позиции, т.е. каким должен быть экзамен по Бреннану, чтобы параллельно решить проблему Сомита-Питерсона? Для ответа рассмотрим основные особенности механизмов восприятия информации у животных и людей.

Информация. Особенности восприятия


Информация - важнейшая составляющая бытия, которая занимает место в ряду с такими основополагающими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Особую важность информации отмечает, например, Библия. Первый стих Евангелия от Иоанна открывается фразой: «В начале было Слово», что позволяет незамедлительно сделать два важных вывода:

  • во-первых, начало миру, согласно библии, положила именно информация,

  • во-вторых, эта первичная информация была облачена в некое Слово, т.е. закодирована.

Известный французский философ Мишель Фуко определял информацию, как «знание без смысла». За тысячелетия своей истории человечество научилось придавать даже неявной информации определенные смыслы, используя во многом заимствованные у природы механизмы кодирования и декодирования.

Для кодирования времени люди придумали календарь, часы, минуты, секунды и т.д. К примеру, фраза «1 января 2022 года» для большинства жителей Земли имеет одинаковый и вполне конкретный смысл.

На планете существуют сотни языков, которые люди используют для общения. Невозможно понять иностранца, не владея его языком-декодером. Без такого декодера слова чужой речи будут казаться не имеющими смысла.

Информация практически всегда поступает для обработки в неявном, закодированном виде. В животном мире, когда хищник выслеживает жертву, он всеми возможными способами скрывает (кодирует) информацию о своих намерениях - маскируется на местности, бесшумно крадется и т.д. Потенциальная жертва охоты через органы чувств получает минимальную информацию об опасности, но зачастую правильно декодирует ее. Это помогает животному спастись.

Соловей, привлекая самочку, красиво кодирует свое пение, вызывая восхищение не только у пичуг противоположного пола, но и у людей. Однако у человека и птицы декодеры разные. У людей пение соловья вызывает лишь приятную эмоцию. Те же звуки побуждают самку виртуозного исполнителя на конкретные, определенные действия по продолжению рода.

В самом общем виде процесс получения и обработки информации, как в животном мире, так и у людей, можно описать следующим образом…

Фотоны света, звуковые волны, молекулы ароматических веществ, тактильные ощущения воспринимаются организмом через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и преобразуются этими органами в определенные электрические или химические сигналы, которые воспринимаются и обрабатываются мозгом. Мозг первично декодирует поступающую информацию, наделяя ее реальным смыслом. Далее, через систему эмоций, рефлексов, врожденных и приобретенных инстинктов мозг завершает декодирование, запуская в действие тот или иной алгоритм поведения.

Что касается человека, природа наделила его уникальными практически безграничными возможностями по точному декодированию неявной информации. Масштаб и глубину этой уникальности можно уяснить, рассматривая примеры выживания и развития индивидуумов, лишенных основных органов чувств, т.е. слепо-глухо-немых людей. В это трудно поверить, но существует реальная история американки Хелен Адамс Келлер, которая в полуторагодовалом возрасте в результате заболевания полностью лишилась слуха и зрения. В результате, эта мужественная женщина не только прожила долгую, насыщенную событиями жизнь, но и стала известной в США писательницей, лектором и политической активисткой! На этом примере мы имеем дело с абсолютным и беспрецедентным качеством индивидуального декодирования человеческим организмом мизерных и максимально искаженных информационных потоков.

Социальное декодирование


Механизм декодирования через эмоции, рефлексы, инстинкты предназначен, в первую очередь, для индивидуальной обработки информации. У социальных животных в качестве дополнительного алгоритма, помогающего в стае избежать агрессии со стороны доминирующей особи, в процессе эволюции выработался механизм иерархии. Отношения иерархии у животных являются важнейшей составляющей правильного декодера социальной информации.

Из животного мира иерархия по наследству перешла к людям, которые получили этот механизм на уровне стаи, но затем постепенно превратили его в глобальное явление. Задача «умной» обезьяны быстро и точно определить свое место в иерархической цепочке стаи. Это позволяет животному выжить. В человеческой «стае» все сложней. Иерархия, как механизм снижения внутривидовой агрессии, потеряла свою актуальность и зачастую имеет обратное действие, однако, как социальный декодер, она продолжает существенно влиять. В результате, вместо осознанного поведения, люди склонны, образно говоря, плясать под чужую иерархическую дудку. По этой причине социальное декодирование в человеческом сообществе никогда не отличалось особой эффективностью. В условиях информационного взрыва ситуация еще более усугубилась. Избыточная информация, обильно приправленная иерархическим кодом, существенно снижает возможности осознанного поведения людей. Социальный декодер регулярно дает сбой.

Налицо ситуация, когда уникальная эффективность индивидуального декодирования информации сочетается с беспрецедентно низкой эффективностью социального декодирования. Жизненный пример о жизни слепо-глухо-немой писательницы убедительно показывает, до каких немыслимых высот могла бы подняться цивилизация, если бы люди сумели повысить эффективность социального декодирования информации до уровня индивидуального.

В среде ученых часто говорят о неких информационных потоках социального кодирования, которые в обществе играют детерминирующую, организующую роль. Такие информационные потоки с разной степенью влияния создаются органами власти, бизнесом, политиками, средствами массовой информации, деятелями науки и искусства, специально организованными ботофермами в интернет, даже старушками у подъезда. Важное кодирующее влияние в последнее время (как бы по Ленинскому завету) приобрели образцы кино и теле продукции, которые распространяются всеми доступными методами, в том числе через интернет. Сознание массового зрителя разрывает имперски-закодированный турецкий сериал «Великолепный век». Реального, воплощенного в жизнь, результата добился политически кодированный украинский сериал «Слуга народа». Кодом безысходности и страха пропитаны популярные фильм «Джокер» и сериал «Игра в кальмара». Подобных примеров можно привести множество.

На социальное кодирование информации тратятся немерянные деньги. Украинский философ Виктор Савинов утверждает, что в настоящее время от 40 до 60 процентов капитала расходуется не на потребление, а на обеспечение системы социального управления (т.е. на детерминирующее социальное кодирование).

В рамках демократической системы важнейшим временным отрезком, требующим от человека максимальных усилий для обеспечения правильного социального декодирования информации, являются выборы органов власти. Способен ли простой обыватель в избирательном процессе реально противостоять мощным детерминирующим потокам специально кодированной информации, которые далеко не всегда направлены ему на пользу, но при этом используют все доступные, в том числе научно-обоснованные методы эмоционального и психологического воздействия? Теоретически такая возможность есть.

Среди работ, посвященных влиянию информационных потоков на целевую аудиторию нужно выделить исследование британского социолога Стюарта Холла «Кодирование и декодирование в телевизионном дискурсе». В отличие от устаревших теорий, в которых роль потребителя информации сводилась к нулю, ученый выдвинул идею, что аудитория может играть активную роль в расшифровке (декодировании) сообщений. Согласно модели Холла, «сведения получаемые аудиторией интерпретируются ею по-разному в зависимости от бэкграунда конкретных людей», т.е. от накопленных этими людьми мировоззренческих знаний и жизненного опыта.

Новая этика


В очередной раз напомним, что, кроме заимствованной в животном мире иерархии, человечество выработало другие системы подавления внутривидовой агрессии, которые на разных этапах развития цивилизации стали важной составной частью процесса социального декодирования информации, а именно религиозную этику и законодательные механизмы.

Вдумчивый читатель может задаться вопросом о возможности использования для социального декодирования других мировоззренческих инструментов, например, культуры или науки. Если говорить о культуре, то именно этика является той ее составляющей, которая в значительной мере обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие у людей. Что касается науки, то здесь целесообразно исходить из задач социального декодирования в демократическом процессе, например, в вопросах организации и проведения выборов. Понятно, что знания в области математики, физики, химии и других естественных наук избирателю не помогут. Остаются юридические и общественные науки. К сожалению, при современном состоянии общества все законодательные механизмы социального декодирования из рассмотрения приходится исключать, так как законы пишут богатые для богатых, то есть иерархи для иерархов. В результате, проблема Сомита-Питерсона законодательно неразрешима.

Что касается общественных наук, то они могли бы способствовать решению цивилизационных задач, однако в мире существуют десятки и даже сотни противоречащих друг другу течений, которые в доказательствах своей правоты запутались сами и благополучно запутали всех. С другой стороны, проверенные временем и поддержанные обществом выводы общественных наук наряду с положениями традиционной этики (в том числе религиозной) могли бы составить основу бэкграунда, обеспечивающего эффективность социального декодера.

О роли религии в общественном развитии написаны горы книг. Можно с уверенностью сказать, что на всех исторических этапах от качества применяемого религиозного декодера напрямую зависел уровень жизни людей. Для примера можно рассмотреть историю развития относительно успешной европейской цивилизации…

Два тысячелетия назад судьбу Европы определил социальный декодер в виде десяти заповедей Моисея, касающихся отношения людей друг к другу, а также интегрирующий завет Иисуса Христа: «Люби ближнего, как самого себя».

В 1563г. священник Мартин Лютер, выражая недовольство погрязшим в роскоши и коррупции официальным католицизмом, явил миру «Гейдельбергский катехизис» - документ, который положил начало реформированию церкви. Реформация породила ряд протестантских конфессий и способствовала созданию протестантской этики, с которой неразрывно связано становление новой экономической системы - рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка - буржуазной демократии. Деятельность Мартина Лютера обычно оценивают положительно. Он сделал человека независимым от церкви в его вере в Бога, освободил веру от мертвых догм. Идея Лютера о том, что ответственность за судьбу и спасение в вере лежит на самом человеке, а не на власти и церкви, стала основой политики и идеологии Западной Европы. В результате сформировался новый, относительно эффективный в то время, социальный декодер.

Через полтора столетия профессор Гейдельбергского университета Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» исследовал феномен Реформации. Ученый объяснил проявившиеся к этому времени пороки капитализма тем, что «буржуа изменили протестантской этике и Богу». Фактически Вебер констатировал, что уже к началу XX века протестантский социальный декодер начал терять свою эффективность.

В наше время в условиях информационного взрыва интенсивность потока низвергаемых на население мировоззренческих сведений превышает все разумные рамки. Старые методы социального декодирования со своими задачами справляются все хуже, что не может не влиять на качество жизни абсолютного большинства людей. О негативном воздействии избыточного объема мировоззренческого кодирования на судьбы населения свидетельствует, например, тот факт, что по оценкам профессора Виктора Савинова, жители благополучной Бельгии получают политической информации в несколько раз меньше, чем в проблемной Украине, где 90% воздействующей на человека информация носит заведомо политический характер. Этот факт свидетельствует о неумеренном искажении и перекосе в подаче мировоззренческой информации, прежде всего, в отстающих странах. Эффективный социальный декодер должен нивелировать подобные искажения, в том числе значительные.

Декодирование информации и теория мемов


С позиции современной науки каждая конкретная религия в целом и религиозная этика в частности являются сложными, комплексными мемами (т.е. мемами, состоящими из мемов). На этом вопросе следует остановиться подробнее…

В 1859 году великий натуралист Чарлз Дарвин в своей знаменитой работе «Происхождение видов» обратил внимание на очевидные параллели в эволюции языков человеческого общения и живых организмов. В 1898 году русский ученый Владимир Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»

В 1979 году английский эволюционный биолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» высказал предположение о том, что вся значимая для мировоззрения информация состоит из базовых единиц - мемов, подобно тому, как биологическая информация состоит из генов. При этом, так же как и гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Термин «Мем» Докинз предложил, взяв за основу греческое слово «подобие». В оксфордский словаре «мем» определяется, как «элемент культуры, передаваемый не-генетическим путём».

Современная наука считает, что применительно к человеку подобие в эволюционном развитии генов и мемов нельзя воспринимать слишком буквально. С позиций эволюционной биологии среди всех живых существ человек является единственным видом, для которого генетическая приспособленность к продолжению рода не является высшей целью. Американский учёный Дэниел Деннет в книге «Разум: от начала до конца» по этому поводу пишет… «Птицы строят гнёзда, бобры возводят плотины с целью родить потомство; киты ради этого мигрируют на десятки тысяч миль, некоторые пауки находят смерть в объятиях самок. Ни одному лососю, упорно лезущему против течения на нерест, не придёт в голову плюнуть и решить вместо этого научиться играть на скрипке. человеку - запросто». Гомо сапиенс - «единственный вид, который обнаружил, что кроме размножения, есть другие вещи, во имя которых можно умереть (или убить)». Например, справедливость, правда, свобода, а с другой стороны - власть, собственность, деньги и так до бесконечности. Люди предполагают, что в жизни есть множество более важных вещей, чем выживание и воспроизводство. Все это многообразие насущных интересов находится под влиянием определенных мемов. Многие из них уводят человечество от основных целей развития, препятствуя эффективному социальному декодированию информации.

Анализ окружающих нас мемов позволяет достаточно просто и качественно препарировать мировоззренческий информационный поток. Чтобы получить искомый результат целесообразно провести разделение всех мемов по определенным признакам…

Во-первых, нас будут интересовать исключительно текстовые мемы, читаемые или воспринимаемые на слух. (Это упрощение нельзя считать вполне корректным, но оно сильно облегчает восприятие материала).

Во-вторых, из массы всех возможных мемов нужно выделить несколько групп:

  • мемы этические,

  • мемы иерархические,

  • мемы юридические (законодательные),

  • прочие мемы.

В-третьих, в каждой из этих групп следует выделить кодирующие и декодирующие мемы. Кодирующие обслуживают интересы кодировщика. Декодирующие способствуют целям развития, взаимодействия, взаимопонимания и т.д.

Существуют два способа передачи мемов. Вертикальная передача - это получение мемов человеком «в наследство» от предыдущих поколений. Горизонтальная передача происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.

Человек находится под постоянным воздействием огромного количества иерархических мемов: «Я начальник - ты дурак», «Хозяин - барин» - это самые простые варианты. Примером более завуалированного иерархического мема может служить расхожая фраза: «Политика - это искусство возможного». Формулировка красивая, но если вдуматься, ее задача сводится к оправданию бездеятельности или непрофессионализма власти. Практически все иерархические мемы относятся к разряду кодирующих. Этот факт сомнений не вызывает. Каждый такой мем, как укус альфа-самца.

Юридические (законодательные) мемы распространяются, как вертикально (например, положения Римского права), так и горизонтально - парламентами разных государств мира. На современном этапе развития сообщества людей кодирующая, иерархическая сущность юридических мемов легко просматривается. Когда говорят: «Закон суров» или «Незнание закона не освобождает от ответственности» в сознании мгновенно всплывает образ альфа-самца в прокурорском мундире.

Иерархические и юридические кодирующие мемы - это лишь «цветочки». Человечество обитает в океане прочих мемов, создаваемых и распространяемыми многочисленными структурами средств массовой информации, маркетинга, политических технологий, рекламы (товарной, объектной, личностной и т.д.). Эти мемы тоже кодирующие. Их задача заставить человека купить тот или иной товар, положить деньги в тот или иной банк, полюбить того или иного политика и т.д. Дэниел Деннет, рассуждая о влиянии культуры на эволюцию человека, заметил, что как только в результате взаимодействия культурной и генетической эволюций была создана и внедрена некая культурная инфраструктура, сразу же возникла и высокая вероятность использования этой инфраструктуры паразитическими мемами. Американские ученые Питер Ричерсон и Роберт Бойд назвали эти мемы «культурные изгои». Большая часть прочих (по нашей классификации) мемов относится именно к этой категории.

Настало время для рассмотрения самой интересной и важной для целей социального декодирования группы - этических (мировоззренческих) мемов. Источниками распространения таких мемов являются религиозные тексты («Ищите и обрящете»), пословицы и поговорки («Не плюй в колодец»), народная мудрость («Не верь, не бойся, не проси»). Современные этические мемы создаются талантом деятелей науки, культуры и искусства. К сожалению, количество и качество подобных мемов постоянно снижается и тонет в непрерывном потоке кодирующего материала. Можно уверенно утверждать, что эффективность всех чисто этических мемов, созданных деятелями науки и искусства за последние годы, меньше одного Козьмы Пруткова.

К разряду этических мемов принято относить также продукцию, так называемой, социальной рекламы, однако нужно понимать, что если с огромного бигборда депутат или мэр поздравляет людей с каким-то праздником, то дело здесь не в социуме. Просто очередной альфа-самец напоминает населению о своем существовании. Гораздо полезнее было бы разместить на плакате библейский мем «Не сотвори себе кумира».

Интенсивность воздействия декодирующих и кодирующих образов на сознание человека можно оценить, сравнивая два мема. Первый: «Возлюби ближнего, как самого себя», за который распяли Иисуса Христа. Второй, из рекламы шоколада Рошен: «Кусь, кусь, кусь», авторам которого похоже заплатили немалые деньги. Первый из этих мемов мы можем услышать только в Церкви, в которую почти не ходим.

Второй, десятки раз за день звучит из каждого «утюга»


Остается дать ответ на непростой вопрос, как с точки зрения науки, существенно увеличить в сообществе людей количество, качество и эффективность воздействия декодирующих (этических) мемов? Ответ кроется в аналогиях развития и селекции генов и мемов. Чтобы ускорить процесс горизонтальной передачи генов, получить и закрепить положительные мутации, ученые помещают микроорганизмы в особую питательную среду - «чашку Петри». Насущная задача человеческого сообщества сводится к созданию технологии воспроизводства декодирующих этических мемов. Механизма, способного осуществлять для мемов ту же функцию, которую чашка Петри выполняет для генов. Успешное решение такой задачи позволит решительным образом повысить эффективность социального декодирования мировоззренческой информации в сообществе людей.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии