«Все, что не запрещено законом, – разрешено»
Удобный лозунг, которым восторгались со времен «перестройки»: вот искореним бюрократию застоя, инициатива забьет ключом и расцветет общество всеобщего благополучия. Но вместо него почему-то явилось общество вседозволенности, мошенничества и хамства.
Виной тому наши грамотные юристы, которые на тот момент почему-то не удосужились нас предупредить, что закон никогда не способен описать все жизненные ситуации. Поэтому даже на официальном уровне источниками права считают не только нормативные правовые акты, но и санкционированные государством обычаи, а в ряде стран - и судебные (административные) прецеденты (ранее обоснованные аналогичные решения), а любой судья «принимает решение, руководствуясь законом и собственными убеждениями", - так записано даже в нашей Конституции.
Считается, что чем больше детализация законодательства, тем труднее несправедливо осудить за отдельные правонарушения, если они подробно и правильно прописаны. Однако если вы совершаете нечто социально опасное, «отличающееся тем, что…», это еще не повод признавать вас гениальным безнаказанным злодеем. Потому что в тех случаях, когда ситуация не прописана, в действие вступают правила морали и нравственные устои. Даже более - правила общежития, терпимости, уважения, доброй воли. Ведь закон, как и мораль, объединяют нас ровно до тех пор, пока мы следуем этим общественным договоренностям. Во всех остальных случаях «лакомые пробелы» заполняет самоуправство и самосуд. Неужели мы этого хотели?
«Любой гражданин вправе всеми доступными ему законными способами избегать налогов»
Старое американское изречение. Очень хорошо звучит и совершенно ничем не грозит в будущем. Можно даже получать моральное удовлетворение, что ты такой умный и отказался сдавать деньги на общие нужды. Проблема в том, что через некоторое время ты будешь такой не один. А еще через короткий период множество аналогичных грамотеев начнут консультировать остальное «непросвещенное большинство» о методах избегать своих обязанностей. Замечаете, в нашем обществе за подобной платной процедурой «налоговой оптимизации» закрепился даже статус весьма полезного «интеллектуального» занятия, позволяющего «каждому» обмануть «всех». Причем после того, как мы путем обналичивания и конвертации достигли абсолютного «налогового рая» в отношениях с собственным абстрактным «государством», высвободившиеся ресурсы «оптимизаторов» немедленно переключились на попрание уже вполне конкретных кредиторов, поставщиков и инвесторов. В чем проблема? Ведь принцип тот же - «любыми доступными законными способами…»
На сегодня круг замкнулся: люди не платят налоги государству, потому что ничего от него не получают, а государство не обеспечивает соответствующие социальные программы, потому что почти ничего не собирает. В результате, государство начинает изобретать собственные «подзаконные» способы налогообложения – инфляция, долговые обязательства за счет будущих поколений, отказ от выполнения социальных обязательств и т.д. и т.п. Соревноваться и дальше в изобретении «законных и подзаконных способов» - не выход. Необходимо возвращаться к старой доброй истине: налоги не собирают, а добровольно платят, будучи уверенными в том, что эти деньги пойдут на праведное дело и не будут разворованы.
«Зависть – вредное чувство»
Самая характерная фраза периода становления рыночной экономики: «не заглядывай в чужой огород». Действительно, «зависть – вредное чувство», но лишь сверх некоторой меры. А до этого предела она является не менее эффективной движущей силой свободного рынка, чем лень или жадность. Массовая зависть – движущая сила конкуренции. Индивидуальная зависть – стимул развития потребительского общества. Даже основоположники «социального государства» вынуждены были отметить, что коллективный (классовый) конфликт неизбежно дестабилизирует систему. Личная зависть, напротив, ее стимулирует и поддерживает.
На сегодня зависть – чувство сугубо капиталистическое и демократическое. Психологический механизм зависти основан на сравнении: я ничем не хуже его. Еще Пушкин отмечал: «Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошого роду». Подобная «рациональная зависть» проявляется там, где общество провозглашает формальное равенство и одновременно поощряет конкуренцию. В частном случае Пушкина – «благотворная дворянская потребительская конкуренция за женскую красоту».
«Доносительство – пережиток тоталитаризма»
Подобной точки зрения обычно придерживаются ветераны периода «развитого социализма»: пусть каждый из нас живет сам по себе, а государство (город, район, улица) – само по себе, и никто не вмешивается в чужие дела. Справедливо, но лишь отчасти. Ровно до той поры, пока не начинаешь понимать, что государство, город, район, улица – это все, и никто конкретно. Когда же, наконец, сам берешься за решение проблем, удивительным образом появляется дело до того, кто и как ведет себя рядом.
В тех же США люди воспитаны так, что если ваш сосед получает 6 тыс. долларов, а ездит на "Мерседесе" за 600 тыс., то об этом сразу позвонят и сообщат. И не потому что по украинским мерками они "стукачи", а потому что они не хотят считать себя идиотами, которые платят налоги вместо кого-то.
«Важно не меньше тратить, а больше зарабатывать»
Можно встретить и более философски-продвинутые модификации данного высказывания: «Богатство – оно от Бога, его не надо стыдиться», «Настоящий бизнес могут делать лишь несколько процентов людей», «Кто на что учился» (приземленный коммерческий вариант философского «Каждому - свое»). Иногда длительные проповеди подобного рода вынужденно заканчивается философскими выводами «Талант не пропьешь» или «Как пришло – так и ушло», но это является лишь следствием.
Истинный мотив подобной философии заключаются в том, кто и как достиг своего социального «статуса». К сожалению, большая часть сегодняшней управленческой элиты должна благодарить за свой успех случайное стечение обстоятельств: удачное воровство, доступ к материальным активам государства, монопольное положение на рынке. Отсюда – столь высокие амбиции и желание «закрепить статус» - чтобы у других не возникло желания разбираться в реальных заслугах. Ибо для большинства тех, кто достиг всего своим трудом, «опыт – это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость».
Сергей Бочкарев
0 коментарів