А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Новые реалии украинского продуктового ритейла в условиях отключения света


Атаки россии на энергетическую инфраструктуру Украины начались еще в сентябре 2022 года. Тогда подлость врага ощутил Харьков и другие прифронтовые области. Массовый и системный характер данный террор приобрел уже в октябре, после чего в разных регионах Украины начались аварийные и плановые (стабилизационные) отключения света. В конце ноября после очередного массированного ракетного удара случился первый блэкаут — масштабное и продолжительное отключение света. Негативные последствия энергетики устраняют до сих пор.

Угроза повторения масштабных блэкаутов будет сохраняться всю зиму (а может и дольше). А украинский бизнес, в том числе и продуктовые торговые сети, принялся адаптироваться к новым реалиям. Допустим, в конце ноября из-за аварийных отключений света вынуждено закрылось не менее 80% продуктовых магазинов и супермаркетов Украины. Падение продаж в тот период достигло 30%.

С тех пор прошло чуть больше полмесяца, а о готовность к работе при блэкауте все чаще заявляют как крупные национальные ритейлеры, так и региональные сети, в том числе и харьковский «КЛАСС». Он, кстати, сообщил столь приятные новости для своих клиентов одним из первых на рынке — еще 26 ноября. Но обеспечить автономное электроснабжение в состоянии далеко не все представители розничной торговли. Плюс закупка генераторов накладывает дополнительные трудности. Об этих и других нюансах мы и поговорим детальнее.

Новые реалии украинского продуктового ритейла в условиях отключения света

Вся зима под угрозой блэкаутов и со стабилизационными отключениями


При самых благоприятных сценариях (когда нашей ПВО отработает на отлично, а запасы ракет у врага исчерпаются) масштабных блэкаутов в Украине удастся избежать. Но уже причиненный ущерб энергетической инфраструктуре и традиционно высокое энергопотребление зимой не позволит обойтись без веерных стабилизационных отключений.

Как отмечают в сети супермаркетов «КЛАСС» пусть и плановые (контролируемые) отключения для продуктового ритейла — это тоже проблема. Ритейлеры не отнесены к объектам критической инфраструктуры, а значит магазины будут обесточиваться на общих основаниях, как и жилой фонд. При этом именно продуктовые сети так или иначе должны решать вопрос снабжения людей товарами первой необходимости. В условиях военного времени — это крайне ответственная задача. Поэтому многие профильные компании уже говорят о необходимости перевода food-ритейла в категорию критически значимых объектов инфраструктуры.

Пока соответствующего решения нет, а помощь от государства сводится к возможности частичной компенсации затрат на приобретение генераторов, освобождению от таможенных пошлин и НДС при их закупке за рубежом. Одновременно с этим, компании, которые купили оборудование для резервного электрообеспечения сами, все равно сталкиваются с законодательными коллизиями. Например, они могут быть оштрафованы за то, что хранят топливо без соответствующих разрешений…

Трудности тех, кто пока еще не закупил генераторы


Продуктовые ритейлеры, которые только пытаются адаптироваться к систематическим отключениям света, сталкиваются со следующими проблемами:

  • дефицит генераторов и повышение цен на них. Решение об освобождении от таможенных сборов и НДС для товаров, обеспечивающих энергетическую независимость, было принято с определенным опозданием. Де-факто украинский рынок генераторов столкнулся с явным дефицитом, а серьезное повышение спроса на фоне падения предложения спровоцировало резкий скачок цен. Есть надежды, что в конце 2022 года и начале 2023-го ситуация изменится к лучшему, а стоимость генераторов на фоне снижения налогового бремени откатится;

  • необходимость поиска альтернатив для малых торговых точек. Если крупный супермаркет может обеспечить резервное питание с помощью генераторов, то магазин у дома, а именно точки на первых этажах жилых домов, зачастую должны искать другие решения. Генераторы у них — это источник сильного шума и загрязнения воздуха выхлопами. Конечно же, некоторые жильцы готовы потерпеть, если рядом будет работающий магазин с продуктами, но не все, так что жалоб тоже не избежать. Поэтому малым торговым точкам требуется другое оборудование — источники бесперебойного питания с аккумуляторами. Они обходятся дешевле в эксплуатации (заряжаются от электричества, когда свет есть), но при закупке зачастую ощутимо дороже.

Некоторые небольшие продуктовые ритейлеры не спешат с закупкой генераторов еще и по той причине, что работа на генераторах обходится в 3-5 раз дороже, чем от электроэнергии. В результате иногда экономически целесообразнее закрыть магазин на период планового отключения и слегка потерять в выручке, но сэкономить на затратах.

Но резервные источники питания нужны продуктовым сетям не только для возможности принимать клиентов во время отключений. Им крайне важно сохранить товар (избежать его порчи). Альтернатива генераторам в таком случае — применение автомобилей-рефрижераторов, в которые на время блэкаута переносятся основные скоропортящиеся продукты. Конечно же, в подобных условиях ритейлерам работать сложно и дорого. По подсчетам экспертом, первый блэкаут принес убытки украинской отрасли продуктовой торговли в размере около 700 млн. гривен.

Соответственно, пока нет более доступного способа сохранения продуктов категории fresh, небольшие продуктовые магазины, мини-маркеты и другие игроки попросту сокращают закупки, отмечают в сети «КЛАСС». По приблизительным оценкам, на фоне блэкаутов и стабилизационных отключений предложение скоропортящихся товаров на украинских полках сократилось приблизительно на 15-20%.

Если генераторы закуплены, то все будет прекрасно?


Закупка продуктовыми торговыми сетями оборудования для автономного электроснабжения — это реальная возможность бесперебойной работы при веерных отключениях света и даже непродолжительных масштабных блэкаутах. Но это в любом случае временное решение. Если электричества не будет 4-5 суток, то супермаркеты прекратят работу, а генераторы будут использоваться для питания холодильного оборудования и сохранения продуктов.

Второй важный момент — электроэнергия, обеспечиваемая генераторами, ощутимо дороже обычной. Разница может достигать 3-5 раз, отмечают в харьковской сети «КЛАСС». Конкретные значения зависят от КПД генераторов, их типа (инверторные или нет), мощностных нагрузок и т.д.

Еще один подводный камень, с которым ритейлеры сталкиваются уже постфактум — это логистика и способы хранения горючего. Даже маленькому магазину у дома потребуется на час работы от 1 до 3 литров топлива (чаще всего бензина). Крупный торгово-развлекательный центр на автономное электрообеспечение расходует от 100 до 150 литров каждый час. Даже в условиях мягких плановых отключений 2/4 (два часа без света и 4 с ним), за рабочий день будет «сжигаться» не менее 400 литров.

ТРЦ и крупные супермаркеты с подобными потребностями обычно договариваются с автозаправочными станциями. Причем зачастую сети АЗС не берут деньги за доставку, то есть логистика обходится бесплатно (но не во всех случаях). На крупных объектах чаще всего используются дизельные генераторы с баками свыше 1000 литров. С одной стороны все выходит весьма удобно (пополнять запасы надо не каждый день), представители АЗС привозят солярку сами, платить надо только за само топливо. Обычно достаточно просто подать заявку, а подрядчики сообщают сроки поставки.

Но есть же еще вопрос безопасности. ТЦ или супермаркеты не имеют лицензированных хранилищ, как у специализированных компаний. В результате владельцев торговых центров и ритейлеров могут обкладывать большими штрафами (до 0.5 млн грн). Да, и фактор военного времени только повышает риски: ситуация с ударами по ТЦ в Киеве, Харькове, Кременчуге еще свежи в памяти.

Альтернативный способ обеспечения горючим — подвоз топлива своими силами. Для этого можно задействовать как собственные эксплуатационные службы, так и отдельных сотрудников. Мелкие магазины нередко восполняют запасы топлива, отправляя на АЗС сотрудников с 5-литровыми канистрами. Кстати, именно такая емкость не запрещена законодательно и не требует от бизнеса наличия лицензий.

А что будет с ценами продуктов?


Чем дольше супермаркеты будут работать на генераторах, тем выше будут их расходы. Это может отразиться на стоимости продуктов питания. Аналогично прирост себестоимости имеется и у производителей, которые зачастую работают в тех же непростых условиях.

В сети «КЛАСС» отмечают, перебои с электрообеспечением не должны стать причиной дефицита товаров первой необходимости, но вероятности подорожания исключать не стоит.

А вот чиновники Министерства аграрной политики убеждены, что серьезных скачков цен из-за работы на генераторах, быть не должно. Объясняется это тем, что доля затрат на электроэнергию в себестоимости продуктов питания обычно не превышает 3-5%. При условии сохранения плановых отключений коррекция цен может составлять несколько процентов, не более. Прогнозов для более серьезных форс-мажоров в министерстве пока не дают, в том числе, чтобы избежать ненужного ажиотажа.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии