Считается, что главные борцы за экологию — это США и Канада, а также страны западной Европы (допустим, Скандинавия). Но в Азии, в особенности в ее Юго-Восточной части, тренд на бережливое отношение в природе и устойчивое потребление также весьма актуален. Более того, как показывает практика, экологические аспекты в таких странах, как Южная Корея, Япония и даже Китай, учитываются почти на всех этапах цепочки реализации товарной продукции — от материалов упаковки до учета покупательских предпочтений всех клиентов.
Эко-тенденции в Азии уже насколько сильны, убежден основатель харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», Александр Лобановский, что они переплетаются с другими трендами, в том числе с элементами геймификации торговли. В отдельных розничных сетях Китая за экологически чистый шопинг начисляются специальные баллы лояльности, а при накоплении определенной суммы ритейлер… высаживает деревья в засушливых регионах страны.
К чему мы об этом заговорили? Все очень просто, представителям розничной торговли Украины стоит смотреть на «зеленые» инициативы не только своих западных коллег, а интересоваться эко-концепциями в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Там сегодня тоже можно почерпнуть немало интересных идей. Конечно же, кто-то скажет, что во время большой войны экология «не самая актуальная проблема», но и списывать ее со счетов полностью тоже будет абсолютно не верно.
Органические продукты уже все ближе к Украине
Термин «органические продукты» прежде всего ассоциируется с США, Германией и другими развитыми странами. Но спрос на них повышается не только там, но и в том же Китае.
Органические продукты — это продукты питания, которые производятся без использования химических веществ, добавок и потенциально вредных методов изготовления для экосистемы и здоровья человека. Они не содержат пестицидов, гормонов, антибиотиков, искусственных консервантов и усилителей вкуса, генетически модифицированных организмов. Органические продукты считаются экологически чистыми, поскольку производятся без использования химических удобрений и пестицидов, которые могут загрязнять почву и воду. Но и ценники на них могут быть выше, ведь выращивание (изготовление) обходится дороже и зачастую требует больше времени (усилий).
Численность магазинов, которые предлагает своим клиентам такую органическую продукцию, в Китае за последние несколько лет увеличилось в несколько раз. Причем речь идет не только про продукты питания, но и про бытовую химию и косметические товары.
В списки наиболее популярных органических позиций Поднебесной, как рассказывает Александр Лобановский, входит следующее:
● органические снеки и различные закуски. Как правило, это еда, состоящая из цельных соевых бобов, булочек растительного происхождения, травяных желе — относительно полезных десертов;
● специи натурального происхождения. Сюда, например, входят приправы с перцем, состоящая из пяти специй фирменная китайская приправа Усяньмянь и т.д.;
● соевые пасты, относящиеся к одним из базовых ингредиентов традиционной азиатской кухни.
В Южной Корее также отмечается повышенный спрос на органическую продукцию. Тут интерес к ней еще обширнее, ведь речь идет не про отдельные популярные позиции, а соответствующий подход к сельскому хозяйству в целом. По данным аналитиков, рынок органических продуктов питания в этой азиатской стране будет расти быстрыми темпами, в связи с чем эти тенденции можно переносить и на украинские реалии. Вряд ли произойдет так, что только мы и останемся той страной, где органика будет вне сферы интереса покупателей.
Какие органические продукты популярны в Южной Корее? Вот самые интересные позиции, которые можно считать перспективными и для украинского рынка (как ритейлеров, так и покупателей):
● детское питание без сахара и других добавок. При этом органические позиции, как правило, отличаются и визуально — по упаковке;
● снеки без подсластителей и только из органических продуктов, включая рис, батат, орехи, сухофрукты;
● коллаген в виде желе. Данная позиция в Южной Корее пользуется повышенным спросом. Одна из фишек желейного коллагена — это удобство употребления «на ходу». Обычно данный продукт предлагается в широком ассортименте вкусов, при этом, понятное дело, используются натуральные добавки, включая фруктовые соки и экстракты;
● растительные масла;
● яблочный уксус (и аналоги из других фруктов).
Рынок органической продукции Кореи и других азиатских стран в настоящее время действительно весьма разнообразен. Одна из фишек — это изобилие традиционных компонентов именно для своей страны. Соответственно, слепо копировать ассортимент украинским ритейлерам, конечно же, нельзя, убежден Александр Лобановский. Совершенно незнакомые продукты, пусть и с пометкой «органика», не будут соответствовать предпочтениям украинского покупателя. То есть азиатский опыт надо перенимать, внося корректировки. Например, стоит отказаться от совсем незнакомых компонентов, подобрать привычные аналоги, пользующиеся спросом в Украине.
Есть и еще одна потенциальная сложность для украинских ритейлеров, которые хотят перенять успешный азиатский опыт. Так помимо совершенно непривычных товаров есть и казалось бы понятные и знакомые, но со специфическим составом, обработкой или технологией приготовления. Допустим, в Азии пользуются спросом чипсы, которые состоят не из картошки, а из листьев капусты или предполагают добавление яйца. Плюс вместо арахисовой пасты высоким спросом пользуется тыквенная.
В общем, ритейлерам (и производителям органической продукции) в Украине надо адаптировать ассортимент под наши реалии. Вероятно, именно в связи с этими трудностями, азиатский опыт перенимать сложнее, чем западноевропейский.
В любом случае эксперты убеждены, что азиатский тренд на экологически чистую продукцию — это не кратковременное явление. Сам рынок и спрос на соответствующие товары продолжит расти. Иными словами перспективы у этого направления действительно хорошие. Однозначно правильный шаг — это выделять органические продукты с помощью упаковок, а также расширять ассортиментный ряд за счет многообразия вкусов.
Эко-упаковка
«Зеленые» технологии в Азии внедряются не только при изготовлении (выращивании) продуктов питания, но и при создании упаковки. К типичным тенденциям eco-friendly в местных магазинах относится многоразовая пищевая пленка. Она, как правило, содержит пчелиный воск, органический хлопок и другие натуральные компоненты. Кстати, после нескольких циклов применения она может применяться в качестве компоста (без вреда для экологии).
Азиатские ритейлеры также стараются сокращать объемы отходов. Допустим, в Юго-Восточной регионе активно внедряется упаковка, которая разлагается и может перерабатываться вместе с обычной бумагой. Она называется water-based dispersion paper. Из данного материала можно делать стаканчики, а не только упаковку для пищи.
Еще одна тенденция, которая уже знакома в Украине, это использование более экологичной одноразовой тары. В качестве примера Александр Лобановский приводит стаканчики оригинальной формы, которые по умолчанию не предполагают использования соломинок и крышек (эти компоненты чаще всего пластиковые).
Еще несколько важных аспектов эко-тренда в упаковке, которые актуальны сегодня и для стран Азии, и для Украины тоже — это сбор и переработка вторсырья, а также постепенный отказ от пакетов с пластиком в составе. С одной стороны тара, которая уже выполнила свою основную задачу, может быть использована повторно. Самый простой и понятный пример — сбор пластиковых бутылок, из которых в дальнейшем делаются самые разные изделия, включая рюкзаки или одежду.
Применение своих боксов, сумок и других упаковок покупателями магазинов и супермаркетов — это один из способов ограничения оборота пластиковой тары. Это уже давно практикуется на Западе, в странах Юго-Восточной Азии, а в последние годы становится нормой и для Украины.
Сотрудничество с агробизнесом
Сельское хозяйство азиатских стран в последние годы существенно меняется и переживает этап модернизации. Речь не только про органическое земледелие без химикатов и пестицидов, но и другие эко-тренды, а именно:
● грамотную утилизацию отходов, включая изготовление биотоплива;
● внедрение технологий терморегулирования. Они позволяют сократить выбросы и экономить энергию;
● применение возобновляемых источников энергии.
Эта тройка eco-friendly тенденций больше касается именно агропредприятий и напрямую с ритейлерами не связана. Но эксперты выделяют и еще одно важное изменение. Многие торговые сети налаживают связи с местными фермерскими хозяйствами и создают полную цепочку создания и реализации экологически чистых товаров. Особенно ярко такой тренд прослеживается в Южной Корее, считает Александр Лобановский. Тут есть сразу несколько интересных особенностей:
● ставка на развитие малых агрофирм — частных фермеров и садоводов;
● продвижение локальных торговых марок, в том числе тех, что производят свою сельскохозяйственную продукцию, чаи, крафтовые продукты. В программу поддержки входят не только контракты с провинциальными фермерскими хозяйствами, но и брендирование, выделение отдельных полок в торговом зале и т.д.
● создание посреднических сервисов и платформ. Это компании, которые помогают наладить сотрудничество между ритейлерами и малыми производителями. Они нередко также берут на себя функцию логистики, то есть не торговая сеть доставляет товары от фермерского хозяйства или сада, а посредник за дополнительную плату осуществляет доставку.
То, что экологические тенденции становятся все более значимыми в ритейле разных стран мира, — это важный сигнал для украинских торговых сетей, убежден Александр Лобановский. «Зеленые» товары, эко-упаковка, ставка на органическую продукцию — все это находит отклик у непосредственных потребителей в Азии. Продолжать думать, что украинский покупатель — не такой и ему это точно не нужно — ошибочный подход.
12 коментарів