А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Год работы на победу: как помогали и помогают украинские ритейлеры стране


Для победы в войне необходимы не только боевые успехи, но и крепкий тыл, удовлетворяющий потребности Вооруженных сил Украины. Наш ритейл является одним из опорных секторов экономики и вот уже 12 месяцев в режиме нон-стоп работает на нашу главную цель. Например, продуктовые торговые сети даже в самых сложных условиях удовлетворяют потребности населения в продуктах питания и товарах первой необходимости, а другие представители розничной торговли — создают рабочие места, исправно выплачивают налоги, собирают и передают внушительные объемы военной и гуманитарной помощи.

В этом материале пойдет речь о том, как украинский ритейл уже целый год укрепляет тыл и работает на победу. Мы расскажем и про общие достижения отрасли, в плане налоговых отчислений в бюджет, обеспеченных рабочих мест и переданной гуманитарной помощи, и про конкретные примеры из Харькова, а именно работу в первый месяц полномасштабной войны и текущие благотворительные инициативы популярной местной сети «КЛАСС».

Налоговые поступления от ритейлеров


До начала полномасштабной войны, украинский ритейл был одной из пяти самых прибыльных отраслей нашей экономики. Однако после 24 февраля ситуация кардинально изменилась. За короткий период времени около трети торговых объектов и магазинов закрылись или приостановили деятельность. С конца весны прошлого года ритейл постепенно восстанавливается, но до показателей прибыли довоенного периода, конечно же, очень далеко.

Год работы на победу: как помогали и помогают украинские ритейлеры стране


Несмотря на все сложности предприятия розничной торговли Украины продолжают оставаться одними из главных игроков, которые исправно пополняют доходную часть бюджета страны. Это связано с тем, что большая часть их налоговых поступлений в казну всех уровней — это НДС, НДФЛ (налогом с доходов физических лиц) и акцизный сбор, которые прямо обусловлены потреблением и/или оплатой труда. По данным от Ассоциации ритейлеров Украины (RAU), 57 крупнейших профильных компаний, которые на начало боевых действий объединяли 10 016 торговых точек и 9 разных отраслей торговли, в 2022 году выплатили в бюджеты всех уровней 56,6 млрд грн.

Наибольший вклад из этой суммы сделали продуктовые ритейлеры, что совсем не удивительно, ведь потребление товаров первой необходимости остается приоритетом для населения даже в самые суровые военные времена. Именно продуктовые сети, как считает основатель харьковского ритейлера «КЛАСС», Александр Лобановский, стали ярким примером устойчивого социально ориентированного бизнеса, который де-факто превратился в важнейший форпост продовольственной безопасности Украины.

Интересно, что суммарные выплаты налогов и сборов как национальными, так и региональными торговыми компаниями за 2022 год даже выросли на фоне 2021-го. Во многом это обусловлено, конечно же, инфляционными процессами и валютными колебаниями. Но в любом случае средний рост налоговых выплат составляет около 20%.

На втором месте после продуктовых ритейлеров идут компании, продающие топливо, — сети автозаправочных станций. А уже за ними аптеки, непродовольственные магазины, продавцы электроники, одежды, обуви и т.д.

Рабочие места, обеспечиваемые украинскими торговыми сетями


Розничная торговля в стране продолжает удерживать статус одного из главных работодателей, обеспечивая доходы сотням тысяч своих сотрудников и их семьям. Костяк из 57 компаний, входящих в Ассоциацию ритейлеров Украины, суммарно на конец 2022 года имел штат из 304.5 тысяч сотрудников. В целом по стране эта цифра еще выше.

В сложных экономических условиях нужно стремиться максимально задействовать людей в экономике страны. Украинские ритейлеры пытаются сохранить персонал там, где это возможно, поскольку в дальнейшем будет труднее искать им замену или с нуля подготовить нужного специалиста. По разным данным, на середину 2022 года представители торговых сетей страны вынуждено сократили около 9% своего штата (на фоне показателей на конец 2021-го). А это относительно небольшой показатель, если учесть, что в результате военных действий, оккупации территорий, ракетных ударов около 25% торговых точек ритейлеров прекратили работу.

В начале 2023 года четко прослеживается тенденция на возобновление работы торговых сетей, открываются новые магазины в центральных и западных областях Украины. Аналогичные процессы запускаются и на деоккупированных территориях. В результате количество рабочих мест продолжит увеличиваться, а это повысит занятость и приведет к росту налоговых поступлений по НДФЛ.

Военная и гуманитарная помощь ритейлеров


Создание рабочих мест и выплата налогов — это основополагающая задача любого бизнеса. В условиях войны зачастую даже это хороший результат, но украинский ритейл не ограничивается планом минимум. В течение всего года полномасштабных боевых действий торговые сети организовывали и реализовывали поставки внушительных объемов военной и гуманитарной помощи.

Только за период с февраля по декабрь 2022-го в стоимостном выражении ритейлерами было передано свыше 2.7 миллиарда гривен, а именно:

На потребности армии и сил территориальной обороны было предоставлено:

● непродовольственных товаров на сумму 517 млн. грн;
● продовольственной продукции на сумму 717 млн. грн.

На гуманитарные нужды населения передано:

● продуктов питания на 430 млн. гривен;
● непродовольственной продукции на 623 млн. грн;
● медикаментов на сумму 130 млн. грн;
● финансовых средств для закупки транспортных средств на 255.5 млн. грн.

К помощи ВСУ и мирному населению присоединились буквально все торговые сети, включая представителей продуктового сегмента, электроники и техники, моды, фармацевтики и т.д. Практика предоставления продуктовых наборов и других товаров имеет очень широкую географию охвата, начиная от наиболее пострадавших небольших городов Киевской области и заканчивая всеми прифронтовыми регионами — Запорожской, Харьковской, Николаевской, Херсонской, Луганской, Донецкой областями и т.д.

Работа на местах


Не только национальные ритейлеры с сотнями и тысячами торговых точек укрепляют украинский тыл сегодня. Показательна также и работа многих региональных торговых сетей, таких как, например, харьковский «КЛАСС».

Этот представитель ритейла не останавливал работу в Харькове даже в самые опасные февральские и мартовские дни 2022 года, организовывал раздачу продуктовых наборов и продуктов питания весной и летом, а также инициировал сразу несколько благотворительных акций, в том числе «Кошик Добра» и «Рука Допомоги». В рамках первого проекта каждый желающий клиент может приобрести товары и оставить их для нуждающихся, а затем представители ритейлера адресно доставляют эти продуктовые наборы пожилым харьковчанам, многодетным семьям, в медицинские учреждения, «Хоспис» и т.д.

Инициатива «Рука Допомоги» от «КЛАСС» нацелена на сбор средств для закупки всего необходимого как для армии и территориальной обороны, так и для различных незащищенных и пострадавших от войны категорий населения, включая детей-переселенцев. Каждый покупатель на кассе супермаркетов сети может пожертвовать 10 гривен и приобщиться к помощи людям.

Гуманитарная помощь, волонтерские и благотворительные инициативы в 2022 году превратились в важную составляющую деятельности многих украинских ритейлеров. Возможно, спустя целый год полномасштабной войны все они не воспринимаются чем-то особенным, но в действительности являются важным вкладом в нашу победу, добавляют стойкости и несокрушимости каждому украинцу.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии