Полномасштабная война в Украине продолжает оказывать колоссальное влияние на экономику нашей страны и бизнес-процессы многих предприятий, в том числе и из сферы розничной торговли. Вместе с тем на начало марта 2023 года работает около 96% украинских продуктовых ритейлеров от показателя довоенного времени. Более того на фоне весны прошлого года отчетливо прослеживается позитивная динамика: тогда закрылось почти четверть (22%) всех торговых точек страны, а около 20% магазинов и супермаркетов возобновили работу к этому времени.
В любом случае общая ситуация для продуктовой розничной торговли (экономики и страны в целом) остается очень непростой и весьма неоднородной. Допустим, во Львовской или Закарпатской области многие торговые компании даже открывают новые точки, ведь из-за переселенцев возник дефицит магазинов и супермаркетов. В Харькове популярная региональная сеть «КЛАСС» все еще не вышла на былые показатели, хотя после успешного контрнаступления в начале прошлой осени, потоки возвращающихся людей увеличились, а население города снова превысило отметку в миллион человек. Тогда как в Донецкой, Запорожской и Херсонской областях из-за оккупации и активных военных действий вопрос скорее стоит в возможностях выживания бизнеса…
В этом материалы мы проанализируем динамику открытий и закрытий продуктовых магазинов и супермаркетов и географию работы ритейла за год полномасштабной войны.
Ситуация лучше, чем год назад, около 95% всех торговых точек работает
По данным RAU, около 95% торговых объектов украинских ритейлеров работают по состоянию на февраль 2023 года. Это статистика не только по продуктовым магазинам и супермаркетам, а по всем сегментам, а именно — непродовольственная торговля, ювелирные изделия, Fashion-направление, бытовая техника и электроника, аптеки, автозаправочные станции, стройматериалы и т.д.
В марте 2022 года, то есть буквально через неделю после начала полномасштабного вторжения ситуация была намного плачевнее. Тогда приостановили работу около 30% всех торговых точек страны. Так, за этот очень сложный год отрасль сделала большой шаг на пути к восстановлению. Как отмечают эксперты, это хороший знак для экономики, ведь ритейл в условиях войны отыгрывает очень важную роль, обеспечивая население самыми необходимыми товарами — продуктами питания, медикаментами, топливом и многим другим.
Динамика изменений за год была следующей:
● весной 2022-го ежемесячно возобновляли работу около 5% магазинов ритейла;
● летом показатель стабилизировался на уровне 1-2% в месяц;
● осенью суммарно открылось не больше 1% магазинов, что среди прочего обусловлено массированными ракетными атаками врага на энергетическую инфраструктуру;
● за зиму позитивная динамика снова ускорилась до показателя в 1% открытых точек за месяц.
Из общего числа закрытых магазинов, супермаркетов и других объектов торговли с начала полномасштабной войны вернулись к работе 80% точек. При этом полное восстановление, то есть выход на 100%, для украинского ритейлера возможен лишь при условии освобождения временно оккупированных территорий.
Продуктовые сети количественно — самая большая отрасль розничной торговли Украины. До начала войны количество объектов превышало 5200. К марту-апрелю 2022 года закрылось около 24% магазинов и супермаркетов. Но к концу весны ситуация начала улучшаться. Уже в середине лета работало около 88% продуктовых торговых точек, которые были активны до большой войны. В дальнейшем график открытий почти не отличался от всего ритейла. На март 2023 года возобновили работу 96% магазинов и супермаркетов страны, а доля неработающих точек сократилась почти до 20%.
К стратегической функции продуктовых сетей — обеспечению товарами первой необходимости — добавилась еще одна важная задача в период проблем с электричеством. Многие магазины и супермаркеты смогли обеспечить свою автономность за счет генераторов и другого оборудования и в периоды блэкаута выполняли роль «Пунктов несокрушимости». Здесь посетители могут не только купить горячие напитки и перекус, но и зарядить мобильные устройства, получить другие услуги.
Общие цифры статистики отчасти подтверждают и конкретные примеры. Допустим, сеть «КЛАСС», которая всего насчитывает 14 супермаркетов в Харькове, из-за повреждений в результате непосредственных боевых действий, недосчиталась одного объекта — это магазин на Северной Салтовке, который временно не работает и сейчас. В процентном соотношении по этому ритейлеру получаем почти 93%. Также можно предположить, что этот супермаркет уже был бы введен в эксплуатацию, если бы это было целесообразным. Он находится в самом пострадавшем из-за артиллерийских обстрелов районе Харькове, а многим местным жителям там попросту некуда возвращаться — они сейчас живут в других районах, городах или даже странах…
В целом куда более показательной является не просто динамика открытий и закрытий продуктовых магазинов по Украине, а география ритейла за год. И тут прослеживаются просто диаметрально разные тенденции в тех или иных регионах.
Восток и юг — сложно, а западные области — даже на подъеме
Как отмечают эксперты, в целом в более тяжелых условиях из-за войны оказались локальные ритейлеры, действующие в регионах, оказавшихся под оккупацией, прямо под обстрелами, вблизи боевых действий. Их перспективы омрачает то, что объективно ресурсов для эвакуации и работы в более безопасных местах у них нет. Плюс отток людей сказался и на кадрах, и на спросе на товары. К этому еще стоит добавить ощутимые сложности с логистикой, потерей таких же региональных поставщиков продукции и т.д. В такой ситуации оказался и упоминаемый выше «КЛАСС», и сотни других торговых сетей на востоке и юге Украины.
Подробнее о каждом регионе ниже:
- Юг. Здесь сильнее всего пострадали ритейлеры Херсонской и Запорожской областей. Тройку замыкает Николаевский регион, который сейчас полностью деоккупирован. Многие торговые сети тут вынуждено не работают, закрыто по разным причинам немало объектов. Основные задачи компаний — выстраивать безопасные логистические маршруты, оптимизировать транспортные расходы, искать новых поставщиков продукции, ведь большая их часть оказалась утрачена из-за оккупации, разрушений и других объективных причин.
- Восток Украины. Это зона активных боевых действий, в результате которых многие продуктовые торговые объекты либо были вовсе уничтожены, либо прекратили работу. Самое сложное положение дел в Луганской области, тоже все очень тяжело — в Донецкой. На этом фоне Харьковская область после успешного контрнаступления выглядит довольно плодотворной для работы, хотя сотрудники и руководители сети «КЛАСС», да, и простые харьковчане могут рассказать, что все не так безоблачно, да, и уровень безопасности оставляет желать лучшего. Цель продуктовых ритейлеров этого региона одна — обеспечить продовольствием население страны. В этом аспекте компании с востока и юга — это действительно предприятия критической инфраструктуры Украины.
- Центр. Этот регион на фоне предыдущих более безопасный. Исключением является разве что Днепропетровская область, которая географически близка к боевым действиям. Национальные ритейлеры в центре Украины смогли открыть несколько новых магазинов, в том числе в том же Днепре и Черкасской области, а некоторые из них даже впервые расширяют свою географию на этот регион именно во время полномасштабной войны.
- Север страны. Регион весьма противоречив, а разные тенденции тут пересекаются. Весной прошлого года в Киеве, Чернигове и Сумах было все очень неспокойно. Уже осенью столица сильно страдала из-за проблем с электричеством. Но даже несмотря на это Киев и область, как и ранее, характеризуется повышенной концентрацией торговых точек, а многие ритейлеры пытаются открывать тут новые локации и расширяются.
- Запад. Объективно самый благоприятный регион для продуктового ритейла и бизнеса в нашей стране. Тут много и национальных, и локальных (региональных) игроков, конкуренция между которыми только усилилась. Связано это и с увеличением целевой аудитории в связи с внутренней миграцией. Например, во Львовской области за год полномасштабной войны открылось 10 сетевых продуктовых магазинов и супермаркетов, что даже больше чем в Киеве (с учетом закрытия некоторых точек в столице).
В качестве выводов
Продуктовая торговля остается одним из главных двигателей украинской экономики. В прошлом году профильные компании оказались в новых для себя ролях, снабжая население продовольствием в условиях непосредственных боевых действий, выступая точками несокрушимости при массированных атаках на электрическую инфраструктуру страны. Большинство игроков адаптировалось к новым условиям, вышли на новый уровень взаимодействия с клиентами, постепенно приближаются к довоенным показателям деятельности или хотя бы создают условия, близкие к тем, что были до 24 февраля (например, харьковская сеть «КЛАСС» в марте этого года возобновила работу своей программы лояльности в полном объеме).
0 коментарів