А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Коммуникации ритейлера и клиента: о чем стоит и не стоит говорить брендам


О чем бренду стоит говорить со своим клиентом, а о чем необходимо молчать — это всегда актуальная дилемма для маркетинга и/или топ-управления бизнеса. В условиях полномасштабной войны в Украине острота данного вопроса только повышается. Во-первых, в таких условиях контексты меняются еще быстрее, чем в мирное время: то, что еще вчера было нормой для дискуссий (маркетинговых коммуникаций), сегодня моветон или даже удар по репутации. Во-вторых, как отмечает основатель харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», Александр Игоревич Лобановский, так называемые красные линии в одних моментах буквально стираются, а в других — становятся еще более яркими, а их пересечение — сильнее травмирующим действием.

За 500+ дней войны многие бренды в нашей стране из-за ошибок в коммуникациях оказались в скандальных ситуациях и/или подверглись серьезным репутационным рискам. В связи с этим ритейлерам в своей работе нужно обязательно задумываться о том, что уместно, а что — нет в их рекламе и не только.

Война — как новая реальность и почти норма для украинцев


Прежде чем выстраивать маркетинговые коммуникации и розничным сетям, и другим представителям бизнеса в Украине нужно осознавать «базу», а именно то, что полномасштабная война стала практически нормой для наших людей. Для большинства украинцев уже сдвинулись горизонты ожидания окончания боевых действий. Так, год назад — летом 2022 года — многие только свыклись с тем, что «две-три недели» уже не иллюзия, но все равно ждали, что больше года это все точно не продлится.

Коммуникации ритейлера и клиента: о чем стоит и не стоит говорить брендам

Сегодня даже прогноз, что активная фаза войны продлится еще год или полтора, конечно же, расстраивает, но не удивляет и не шокирует украинцев. Следовательно, в состоянии войны мы находимся нон-стоп, это понимание есть и у людей, и у руководителей ритейла. Строить коммуникации, как отмечает Александр Лобановский, надо с этими реалиями, а не на прогнозах вроде «завтра все закончится и тогда заживем».

При этом, как и ранее, нет универсальных правил успеха. Даже с, якобы беспроигрышной стратегией, вся работа маркетинга — это движение по тонкому льду. Но в целом уместные, допустимые и точно опасные для брендов рекламные контексты точно выделить можно.

Уместные коммуникации — семейные ценности (семья), волонтерство


В рекламе в условиях войны ритейлерам (и другому бизнесу) можно и нужно делать акцент на упоминании и изображении семьи. Об этом говорят результаты опросов украинских покупателей, соглашаются с этим и руководители бизнеса, в том числе Александр Лобановский. Но даже тут есть детали и нюансы. Почему? Вопросы семьи могут быть травмирующим моментом для целевой аудитории представителей розничной торговли, ведь немало украинцев потеряли близких на войне. То есть в каких-то ситуациях маркетинговые коммуникации с подобными образами могут вызвать негативную реакцию.

Но в целом, если затрагивать в рекламе семейные ценности, показывать ее как опору, источник психологической и моральной поддержки, то данный контекст выглядит достаточно универсально и почти всегда приемлемо.

Второй уместный образ нынешних маркетинговых коммуникаций — это, конечно же, упоминание и изображение волонтерства (благотворительной деятельности). Кстати, у использования темы волонтерского движения в рекламе фактически нет потенциальных подводных камней, отмечает Александр Лобановский.

Темы семьи и волонтерства, по мнению экспертов, объединяет то, что оба эти контекста вызывают у украинцев прежде всего положительные эмоции и оказывают определенное успокаивающее воздействие. Неспроста для нас фразы вроде «тревожишься — сделай донат и успокойся», это не просто слова, а рабочий психологический момент.

Приемлемые темы в коммуникациях — Вооруженные силы Украины, но есть нюансы


Такой рекламный образ, как наши военные и ВСУ в целом в рамках маркетинговой работы можно отнести к приемлемому контексту. Непосредственно для украинцев, то есть потенциальных покупателей, эта тематика является одной из самых эмоциональных, обеспечивающей высокий уровень вовлеченности и эмпатии (сопереживания). Но на второй год полномасштабной войны грамотно обыграть данный контекст в рекламе, угадать с символами — это достаточно сложная задача. То есть только хороший маркетолог сумеет минимизировать риски, которые связаны с темой военных и ВСУ, считает Александр Лобановский.

Почему строить маркетинговые коммуникации вокруг ВСУ сложнее, чем может показаться? Есть несколько причин. Во-первых, действительно важно угадать с рекламным сообщением, правильными интонациями, посылами и т.д. Намного легче сделать банальщину или что-то безвкусное, чем попасть в цель, а значит рисков порой больше, чем потенциальных преимуществ. Во-вторых, от этой темы украинцы немного устали, им и так предостаточно новостей по этой и смежным тематикам.

В-третьих, имеется довольно тонкая грань между использованием образов военных и паразитированием на символах Вооруженных сил Украины. В этом смысле уже имеется специальный термин, который называется «байрактарщина»: он обозначает манипулятивное применение военного контекста. Точно также довольно чувствительным моментом может стать упоминание в коммуникациях травматических событий, в том числе трагедии в Буче или Ирпене, подрыва Каховской дамбы и т.д. В связи с этим военный контекст в рекламе целесообразно применять только для конкретных историй или кейсов, чтобы избежать рисков негативного восприятия целевой аудиторией.

Праздники и празднования — неуместный, опасный контекст, а с юмором есть вопросы


Для маркетинговых коммуникаций ритейлерам точно не стоит использовать упоминание и демонстрацию большого праздника. Этот тот символ и контекст, который во время войны, точно не принесет бренду позитива. Прежде всего речь идет о каких-то громких и помпезных гуляниях, если же грамотно обыграть праздничное событие с семьей (близким узким кругом людей), то остро негативного восприятия можно избежать, подчеркивает Александр Лобановский. В том числе и поэтому ритейлеры традиционные красные дни календаря все же используют в промо и другой работе, просто не так ярко, чем в мирное время.

Юмор и шутки в маркетинговых коммуникациях тоже скорее неприемлемый и неуместный контекст. Он сегодня считается небезопасным и может навредить репутации. Но тут есть и другая сторона медали, ведь для большинства украинцев шутки — это своеобразное противоядие от стресса и негатива во время войны. Обычные пользователи социальных сетей продолжают делать мемы и выкладывать шутки, поэтому в целом и бренды могут поступать аналогично. Другое дело, что удачно пошутить еще надо уметь, поэтому данный контекст и считается «тонким льдом» для рекламы, а делать смешную рекламу надо действительно очень осторожно, подчеркивает Александр Лобановский.

В качестве выводов


Ритейлерам и другим компаниям в Украине стоит обязательно учитывать актуальные контексты для маркетинговых коммуникаций, чтобы не попасть в репутационный кризис и создавать рекламу, которая окажется результативной в условиях военного времени. В качестве дополнительной рекомендации можно выделить то, что сегодня маркетинговым подразделениям бизнеса необходимо расширять спектр анализируемой информации, а не опираться только на стандартные метрики, вроде узнаваемости бренда или вовлеченности целевой аудитории в рекламу. Еще до запуска рекламы целесообразно также определять то, насколько она отвечает запросам нашего общества и соответствует этике военного времени.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии